Содержание
- Бача-бази
- Бача-бази
- Как появилась эта практика
- Гюль
- Удел девочек
- Как выбрать чек-ап
- Камаль
- Гомосексуализм и педофилия
- Как афганские девочки становятся мальчиками
- Кто они такие?
- Бача-пош
- Бача-бази — кто это?
- Девочка-обуза
- Плохие жёны
- Узбекская история
- Сколько бача-пош в Афганистане
- Девочка-обуза
- Как традиция бача-пош влияет на девочек
- Иллюзия обмана
Бача-бази
К слову, помимо варварской традиции бача-пош в Афганистане с Х века существует не менее бесчеловечная практика, называемая бача-бази, при которой богачи выкупают у бедняков малолетних мальчиков, чтобы превратить в девочек для своих утех.
Попав в рабство, бача-бази обязаны носить женские наряды, следить за своим внешним видом, выглядеть женственно, быть ласковыми и уметь исполнять соблазнительный танец «Бача».
Именно его мальчики танцуют на всех организуемых их хозяевами праздниках, на которых любой гость, заплатив определённую сумму, может провести ночь любви с бача-бази.
Обычно у каждого состоятельного афганца единовременно живут 2- 4 мальчика, которые, по достижении 20-летнего возраста, обретают свободу и покидают дом хозяина, помогающего им найти работу. Однако адаптироваться к новым условиям жизни у юношей, умеющих лишь ублажать и танцевать, получается плохо, поэтому большинство из них занимаются проституцией.
Бача-бази
К слову, помимо варварской традиции бача-пош в Афганистане с Х века существует не менее бесчеловечная практика, называемая бача-бази, при которой богачи выкупают у бедняков малолетних мальчиков, чтобы превратить в девочек для своих плотских утех.
Попав в это сексуальное рабство, бача-бази обязаны носить женские наряды, следить за своим внешним видом, выглядеть женственно, быть ласковыми и уметь исполнять соблазнительный танец «Бача».
Именно его мальчики танцуют на всех организуемых их хозяевами праздниках, на которых любой гость, заплатив определённую сумму, может провести ночь любви с бача-бази.
Обычно у каждого состоятельного афганца единовременно живут 2- 4 мальчика, которые, по достижении 20-летнего возраста, обретают свободу и покидают дом хозяина, помогающего им найти работу. Однако адаптироваться к новым условиям жизни у юношей, умеющих лишь ублажать и танцевать, получается плохо, поэтому большинство из них занимаются проституцией.
Как появилась эта практика
Достоверно не известно, как и когда зародилась эта традиция. Американская исследовательница Нэнси Дюпри рассказала The New York Times о том, что видела фотографию женщины в мужской одежде, которая охраняла гарем Хабибуллы-хана — эмира Афганистана, жившего в начале ХХ века.
Эту точку зрения поддерживает и бывшая бача-пош Укмина Манури. В автобиографической книге она написала:
Распространённой эта практика стала с 1996 года, во времена, когда в Афганистане началось господство Талибана — террористической организации, запрещённой в России. Её участники запретили женщинам работать, получать образование и даже самостоятельно передвигаться по улицам в одиночку. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей, не могли обеспечить себе жизнь, поэтому их дочери стали одеваться в мужскую одежду. Так они спасали семью от голода.
В афганском художественном фильме «Усама» показана история, характерная для того времени. Его героиня — женщина, работавшая в госпитале и потерявшая место с приходом Талибана. Так как у неё нет родственников мужчин, а работать без мужского сопровождения больше нельзя, героиня переодевает свою дочь в мальчика и называет его Усамой. Работать теперь может только Усама, и для женщин это единственный способ выжить.
https://youtube.com/watch?v=B45o08SssgA
Бача-пош рисковали, когда переодевались в мужчин. Талибы осуждали эту практику и «наказывали» непокорных женщин.
Но оказалось, что бача-пош продолжают появляться и вне режима Талибана. Репортёры федерального агентства новостей называют несколько причин почему:
- В патриархальном обществе сын повышает социальный статус семьи.
- Есть поверье: если нарядить младшую дочь мальчиком, то следующий ребёнок будет мужского пола.
- Так как в Афганистане неравенство между мужчиной и женщиной по-прежнему велико, некоторые девочки сами принимают решение стать бача-пош, чтобы хоть недолго пользоваться привилегиями мужского положения.
Гюль
Другому бача-бази, Гюлю, — 15 лет. После двух попыток побега, закончившихся избиением, и плена в полицейском участке Гюль все-таки смог освободиться. Впрочем, родные его не дождались, они покинули свой дом, опасаясь, что именно сюда придет искать своего бача-бази оскорбленный хозяин.
Обоих юношей нашли члены австралийской организации AFP. Семью Гюля тоже разыскали. В отличие от многих других жертв, мальчику повезло: она была готова забрать его обратно.
В афганском обществе с его гендерной сегрегацией иметь в доме бача-бази не считается гомосексуализмом. В стране, где отсутствует правовая защита и социальная поддержка, жертвам насилия может посчастливиться спастись от обидчиков, но не от прошлого. И даже несмотря на то, что министр юстиции Абдул Басир Анвар во время пресс-конференции в Кабуле сообщил о включении этого вида преступления в уголовный кодекс страны, кардинально ничего не изменилось.
«Танцы стали слишком рискованными после постоянных проверок, — сказал Джавед членам австралийской организации. — Теперь я могу заниматься только проституцией».
Узнать больше о практике бача-бази можно в документальном фильме «Танцующие мальчики Афганистана», снятом афганским журналистом Наджибуллой Кураиши.
Удел девочек
Уделом женщины, вступавшей в брак сразу по достижении возраста половой зрелости, является забота о муже и рождение 4-5 детей, среди которых обязательно должен был быть мальчик.
Если достигнуть цели не удаётся, то количество ребятишек возрастает, и женщина рожает либо до тех пор, пока не появится наследник, либо до момента, когда она уже не может выносить ребёнка по медицинским показаниям.
В книге «Подпольные девочки Кабула», принадлежащей перу шведской публицистки Дженни Нордберг, отмечается, что общество потешается над мужчиной-слабаком, чья жена никак не может подарить ему сына, и презрительно называет его мада -пошт, что в переводе значит «тот, чья женщина родит только девочек».
Как выбрать чек-ап
Для выбора специализированные чек-апа лучше следует обратиться к врачу, который поможет определить, на что следует обратить внимание. На первичный прием нужно взять с собой медицинскую карту или результаты прошлых обследований, анализов
Пообщаться с родственниками на предмет имеющихся у них заболеваний
На первичный прием нужно взять с собой медицинскую карту или результаты прошлых обследований, анализов. Пообщаться с родственниками на предмет имеющихся у них заболеваний.
Если есть хронические заболевания, наличии факторов риска развития болезни или генетической предрасположенности к определенному заболеванию лучшим решением будет выбрать специализированный комплекс обследований (чек-ап). Например, при повышенном давлении, низкой физической активности, избыточном весе, одышке, курении следует оценить состояние сердечно-сосудистой системы.
Москва относится к йододефицитным районам России, что объясняет высокую частоту случаев патологии щитовидной железы. Эта железа регулирует обмен веществ и влияет на состояние организма в целом.
На начальном этапе заболевания щитовидной железы могут протекать без ярко выраженной симптоматики, поэтому если есть жалобы общего характера (изменение состояния волос, ногтей; раздражительность, нервозность; ожирение или потеря веса; отсутствие сексуального желания и др) рекомендуется начать обследование организма с оценки здоровья щитовидной железы.
Камаль
Более 20 мужчин сидели в душной комнате, некоторые пили, другие курили гашиш, посматривая на улицу в ожидании танцующего мальчика. 16-летнего хазарского юношу звали Китайцем за ярко выраженные восточные черты. Он часто выступал на праздниках, свадьбах, был ревностно охраняемой собственностью богатого кабульского бизнесмена. И тот обещал привести его вечером.
Внезапно зазвонил телефон: мальчик арестован во время танцев на свадьбе. Среди гостей побежали шуточки о том, какой прием окажут хрупкому Китайцу в кабульской тюрьме. Вечер грозил был сорванным, но в последнюю минуту замену все-таки нашли. Около полуночи хозяин откинул занавеску, и танцор появился в дверном проеме. Это был не мальчик, а 40-летний мужчина! Лицо его было неузнаваемо под ярким макияжем, голубое платье украшали блестки и колокольчики.
На мгновение все замолчали, а затем начали хлопать в ладоши, заиграла музыка. Камаль кружился перед зрителями, пританцовывая в такт песне.
«Он был человеком, которого я знал и которому доверял, — говорит Камаль о мужчине, которого называл своим хозяином. — Я был его маленьким принцем. Он держал мою руку на улице, говорил людям, что я его приемный сын. Он никогда не делал мне больно. Он всегда был нежным, никогда не торговал мной с друзьями, как некоторые. Его жена приняла меня и помогла учиться танцам. Я был не самым красивым из мальчиков, но у меня было то, чего у большинства из них не было… У меня был талант. И я был востребован».
В 1992 году талибы захватили власть в стране. Хозяин Камаля бежал с семьей в Индию, но мальчика не взял. Так все закончилось: праздники, уроки танцев, благополучие. С появлением радикалов бача-бази ушли в подполье — по законам талибов им грозила смертная казнь. Как и многие юноши, Камаль увидел, что впереди пустота. У него нет никаких навыков, он умеет только танцевать. Проституция, обычная альтернатива для многих бача-бази, Камалю не нравилась. Это были темные годы.
«Я должен был стать новым человеком, тем, кто не привлек бы внимания. Часть меня должна была умереть, чтобы не чувствовать боли».
С падением «Талибана» в 2001 году практика бача-бази возродилась. При новом правительстве многие бывшие полевые командиры смогли вернуться на прежние позиции, возобновив традицию как статусную и престижную.
Проведенное в 2014 году исследование Hagar International показало, что каждый десятый афганский мальчик, с которыми беседовали, сталкивался с той или иной формой торговли людьми, включая практику бача-бази.
Сами бача-бази по-разному относятся к ситуации. Многие смиряются под властью обстоятельств, некоторые пытаются угодить влиятельным клиентам и таким образом пользоваться их покровительством в будущем.
Камаль, который теперь профессионально танцует на праздниках и свадьбах, общается со многими детьми, подвергшимися насилию. Некоторым из них всего 9 или 10 лет.
«Это разбивает сердце, — говорит он. — Ты смотришь им в глаза и видишь взрослых людей».
Гомосексуализм и педофилия
Библия рассказывает, как Всевышний сурово покарал древние города Содом и Гоморру за сексуальную распущенность их жителей. Осуждение нетрадиционных сексуальных контактов характерно для большинства религий, но так было не всегда. Например, в культуре Древней Греции не существовало понятия «ориентация», эллины исходили из постулата о бисексуальности всех людей.
Античные философы, в том числе такие известные как Платон, Эпикур и Сократ, в своих работах уделили немало внимания данному вопросу. Из этих трудов мы знаем, что в древнем мире сексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками-подростками были довольно распространенными, отнюдь не порицались в обществе. Напротив, мудрецы из Эллады и Рима порой спорили между собой, какая любовь чище и нравственнее: к женщине или к мальчику.
В эпоху расцвета милитаристской Спарты зрелые и опытные воины часто «опекали» своих младших товарищей, и подобные отношения не считались, как говорят в современной армии, неуставными.
Издавна в театрах многих стран мира женские роли исполняли мужчины. Они одевались и красились соответственно. Зародившаяся в средневековой Японии профессия гейши изначально тоже была мужской, затем представительницы прекрасного пола заметили, каким спросом в обществе пользуются подобные услуги и тоже начали развлекать гостей.
А на территории современных Афганистана и Пакистана в IX-X веках сформировалось аналогичное явление, правда, имеющее свою специфику и местный колорит. Речь идет о бача-бази. Это когда мальчики-подростки, нарядившись в женскую одежду, развлекают мужчин эротическими танцами и песнями.
Если бы все ограничивалось выступлениями, то никто ничего не сказал бы о детской проституции. Но Афганистан – бедная страна, а спрос рождает предложение. И после шоу-программы мальчики, как правило, обслуживают клиентов.
Как афганские девочки становятся мальчиками
Достоверно неизвестно, когда появилась традиция нарекать девочек мужским именем и заставлять их вести себя как мальчики. Стоит особенно отметить, что физически девочки остаются девочками, в отличие, например, от хиджр в Индии, которые проходят обряд оскопления. О женщинах, которые исполняли мужские обязанности, в Афганистане известно примерно с XVII века. Например, мать одного из вождей афганского племени участвовала в сражениях. А Заргуна Ана, бывшая матерью Ахмада Шаха Дуррани, и вовсе правила страной, пока её сын был в военных походах. Но такие женщины были скорее исключением из правил, чем нормой. А вот традиция бача-пош считается абсолютно нормальной, и соблюдают её едва ли не в каждой третьей семье в Афганистане. Но открыто говорить об этом не принято.
В Афганистане и в соседнем Пакистане быть девочкой — значит, не иметь практически никаких прав. Девочки не могут заниматься спортом и получить высшее образование. В большинстве регионов страны традиции Афганистана очень суровы на этот счёт. Лишь единицам позволяется поступить в институт. К тому же, женщин не берут на работу, их удел — ухаживать за мужем и рожать как можно больше детей. Конечно, желательно, чтобы это были сыновья. Если же в семье одни девочки, то обычно старшую из них назначают бача-пош.
С самых малых лет бача-пош вынуждены носить мужскую одежду и коротко стричься. В отличие от афганских женщин они могут не покрывать голову и не скрывать своё лицо. Вместе с новым мужским именем девочка получает все привилегии мужчин. Она освобождается от домашних дел, уборки и приготовления пищи. С момента своего становления бача-пош она может ходить в школу, играть с соседскими мальчишками в спортивные игры и работать. Маленькие бача-пош обычно продают различные мелкие товары на улицах: жевательную резинку, воду и сувениры.
При этом бача-пош ведут себя так, что от мальчика отличить их просто невозможно. Часто в компании даже не догадываются, что среди них есть переодетая девочка. Разумеется, долгое пребывание девочки в статусе мальчика не может не накладывать отпечаток на её характер и дальнейшую жизнь.
Кто они такие?
Само по себе слово «бача» в переводе с персидского языка означает «парень, пацан». Так иногда называют друг друга советские воины-афганцы, не имея в виду ничего плохого. Но все зависит от контекста. Совсем другой смысл имеет невинное на первый взгляд «бача-бази» (играть с мальчиком), когда об этом говорят взрослые мужчины.
Многие афганские писатели, правозащитники и документалисты поднимают эту проблему в своих произведениях, в западных СМИ время от времени появляются статьи, посвященные трагической судьбе мальчиков, вынужденных заниматься проституцией. Например, экс-аналитик подразделения морской пехоты США Крис Мондлок, долгое время проживший в Афганистане в рамках миротворческой миссии, описал порочную практику бача-бази. Его статья была опубликована в издании Foreign Policy 28 октября 2013 года.
В бедной азиатской стране, раздираемой многочисленными военными конфликтами, по улицам сел и городов ходят тысячи маленьких попрошаек. Сутенеры, которые специализируются на бача-бази, выбирают из них наиболее симпатичных и женоподобных. Иногда детей просто хватают на улице, заталкивают в машину и увозят. Некоторые бедные, многодетные родители сами продают своих сыновей, прекрасно понимая, какая судьба их ждет.
Мальчикам сразу доходчиво объясняют, что в случае неподчинения или попытки побега их ожидает смерть. 10-11 летних ребятишек учат петь и танцевать. Часто этим занимаются бывшие бача-бази, достигшие совершеннолетия и переставшие интересовать клиентов. Подготовленных к выступлению на публике детей привозят на какой-нибудь праздник или в увеселительное заведение, где собираются мужчины. Они с интересом наблюдают, как наряженный в женскую одежду, накрашенный ребенок изображает эротический танец.
Обычно мальчика оставляют с тем из любителей бача-бази, кто больше заплатит сутенеру. Если кому-нибудь из клиентов понравился юный «артист», тот может выкупить его в личное сексуальное рабство. Обычно влиятельные полевые командиры владеют несколькими бача-бази, ведь это считается престижным.
На официальном уровне власти Афганистана гневно осуждают подобную практику, но на деле многие чиновники и высокопоставленные сотрудники полиции «крышуют» нелегальный бизнес по торговле детьми.
Сами бача-бази по-разному относятся к своей участи. Многие смиряются под властью обстоятельств, некоторые пытаются найти выгоду для себя, стараясь угодить влиятельным клиентам, чтобы пользоваться их покровительством в будущем. Иногда бывшие хозяева действительно помогают своим «подопечным» после достижения ими совершеннолетия: устраивают на работу, дают денег. Но чаще выросших и возмужавших парней, потерявших сексуальную привлекательность в глазах клиентов, просто выгоняют на улицу.
Психологическая травма остается на всю жизнь.
Бача-пош
Странная для прогрессивного человечества традиция бача-пош в Афганистане считается нормой, поскольку её практикуют в каждой третьей местной семье, хотя открыто этот факт не афишируется.
В 2003 году об этой культурной особенности упомянул в своём фильме «Усама» режиссер Сиддик Бармак, сделав её достоянием мировой общественности.
Несколько раньше о ней заявляла известный историк и археолог Ненси Дюпре, полагавшая, что традиция бача-пош зародилась в древности, когда девушки переодевались в парней, чтобы иметь право участвовать в битвах или защищаться.
Помимо того, она имела возможность лицезреть фотографию, сделанную в начале ХХ века, на которой были запечатлены облачённые в мужские костюмы женщины, стоявшие на страже ворот гарема Хабибуллы-хана, поскольку по закону охранникам было запрещено принадлежать как к сильному, так и слабому полу.
Бача-бази — кто это?
Не только женщины в Афганистане подвергаются гендерной инверсии. У них есть и братья по несчастью, именуемые бача-бази, что в переводе означает — «играть с мальчиками». Иными словами, речь идет о мужской проституции.
Бача-бази становятся, как правило, мальчики из бедных семей. Часто их продают собственные родители, иногда их могут своровать на улице. Сутенеры присматривают 10–11-летних симпатичных ребят, сажают в машину и увозят в неизвестном направлении, а за неповиновение угрожают убить.
После этого мальчиков обучают традиционным женским танцам и пению, переодевают в платья и юбки, красят, иногда накладывают фальшивую грудь.
Работают бача-бази на своих сутенеров или хозяев. Владеть «танцующими мальчиками» считается очень престижным делом, поэтому многие богатые люди держат у себя по 3–4 юноши, чтобы показать свою статусность.
Выступают мальчики обычно на праздниках или в увеселительных заведениях.
Там они находят своих клиентов. Танец бача-бази очень соблазнительный и сексуальный, поэтому гости частенько одаривают юношей улыбками, а затем торгуются с сутенерами за право провести ночь в одной постели с мальчиком. Порой борьба за бача-бази оказывается настолько ожесточенной, что заканчивается убийствами ревнивых покровителей. Поклонники мальчиков не жалеют на них никаких денег: иногда они отдают юношам последние сбережения и пускают свою семью по миру.
Жизнь после бача-бази
Жизнь бача-бази в профессии коротка. В 18–19 лет мальчики перестают интересовать своих клиентов, и хозяева отпускают их на волю. К этому времени бача-бази стараются заручиться покровительством своих клиентов, которые частенько помогают им в дальнейшей жизни. Однако юноши, не умеющие ничего другого, кроме как развлекать мужчин, редко начинают жить нормальной жизнью. Чаще всего они остаются в этом бизнесе, либо создавая свою базу бача-бази, либо обучая мальчиков танцам и пению.
«Женщины — для детей, а мальчики — для удовольствия»
Почему же именно «танцующие мальчики» пользуются такой популярностью у афганских мужчин, а не привлекательные восточные девушки? Дело в том, что женщинам запрещено публично танцевать, а мужчина не имеет права разговаривать с девушкой до тех пор, пока он не позовет ее замуж. Да и мусульманские нравы не позволяют порочить честь девушки, ведь ей еще рожать наследника. В Афганистане популярна поговорка: «Женщины нужны для детей, а мальчики — для удовольствия».
Удивляет тот факт, что в исламской стране никак не порицаются гомосексуальные сношения. Однако афганские социальные нормы настаивают на том, что отношения с бача-бази нельзя называть гейскими, ведь если мужчина не любит мальчика, то половой акт не считается предосудительным и развращать бача-бази на Востоке более этично, нежели осквернять женщину.
Бача-бази в культуре
Русский художник Василий Верещагин в 60-е годы XIX века написал два полотна, посвященных бача-бази, впечатлившись поездкой в Туркестан. Картина «Бача и его поклонники» получилась настолько реалистичной, что ее осудили за безнравственность. Это вынудило художника сжечь свое же творение
Также культура бача-бази освещается в фильме и романе «Бегущий за ветром», в котором один из героев вынужден стать любовником чиновника, насиловавшего до этого его отца.
Власти Афганистана не одобряют практику бача-бази, но и не запрещают ее. На деле многие чиновники поддерживают мужскую проституцию и получают с нее проценты.
То, что кажется диким для Запада, считается нормой на Востоке. И хоть в Афганистане уже и начинают появляться социальные организации, протестующие против принудительной гендерной инверсии, внушительного прогресса они пока не дают и численность бача-пош и бача-бази не сокращается.
Чьи-то прихоти ломают судьбы неосознанным детям и навсегда оставляют на них неизгладимые раны. Остается только надеяться, что когда-нибудь к власти Афганистана придет тот человек, которого действительно будут волновать жизни людей. Возможно, это будет бывший представитель бача-пош или бача-бази, который спасет своих братьев и сестер по несчастью.
Девочка-обуза
По устоявшемуся в Афганистане канону рождение мальчика-продолжателя рода и законного наследника, олицетворяло собой дар свыше, в то время как появление девочки сулило лишь дополнительную обузу и лишние расходы на её содержание. Уходя после замужества из дома, она больше не приносила хозяйственной пользы своим родителям, а сменив фамилию, переставала быть частью их семьи.
Афганская женщина, являющаяся вещью в руках сначала отца, а затем супруга, лишена практически всех личных прав: в 8 лет она теряет возможность свободно общаться с представителями мужского пола, получать высшее образование, заниматься спортом, выходить из дома без сопровождения родственников-мужчин, громко разговаривать в общественных местах и работать.
Плохие жёны
Не знавшие в свою бытность бача-пош запретов, налагаемых на девочек, они привыкли к иному образу жизни, отложившему отпечаток на их психике, и именно поэтому из них получаются не самые покладистые и прилежные жёны.
Знакомые с детства с навыками спортивной борьбы, они редко терпят обиды со стороны мужей, которые в случае применения физической силы, тут же получают ответные удары от супруги.
Выросшие в «шкуре» мальчика, бача-пош не могут стеснительно отводить глаза, молча выслушивать незаслуженные упрёки в свой адрес и безропотно соглашаться с мужем, поскольку привыкли иметь собственное мнение и отстаивать свою точку зрения.
Не обученные женским премудростям и хозяйственности, они не способны удивить спутника жизни вкусным угощением и особой лаской, поскольку психологически они ощущают себя мужчинами.
Из-за этого, узнав о прошлом своей избранницы, многие афганцы отказываются от брака с ней, впрочем, и сами бача-пош не горят желанием связывать себя узами Гименея, переодеваться в женское платье и терять свою свободу.
Из последней ситуации существует два выхода, либо родители окончательно ломают судьбу своему ребёнку и принудительно выдают её замуж, либо, осознав свою вину перед ней (что бывает крайне редко), разрешают дочке самой решать в каком образе продолжать свою жизнь.
Узбекская история
Согласно материалам этнографических экспедиций, до начала 30-х годов ХХ века мальчиков, танцующих и поющих на праздниках, можно было встретить и на территории современного Узбекистана.
Известно, что колониальные власти Российской империи еще в XIX веке боролись с практикой бача-бази, считая ее недопустимой. А вот американский дипломат Юджин Скайлер (Евгений Шулер), посетивший Центральную Азию в 1872-1873 годах, не нашел в выступлениях мальчиков-подростков ничего распутного, хотя и отметил, что они танцевали по-женски, что часто выглядело неприлично.
Русский художник Василий Верещагин, тоже побывавший в Туркестане, в 1867-1868 годах написал два полотна: «Портрет бачи» и «Бача и его поклонники». Вторую картину отечественные критики и публика осудили за безнравственность, и автор сам уничтожил свою работу. А на многочисленных выставках зрителям демонстрировалось фото полотна, сделанное ранее.
В книге «Очерки, наброски, воспоминания В.В. Верещагина» (Санкт-Петербург, 1883 год издания) содержатся записки живописца, озаглавленные «Из путешествия по Средней Азии». В них автор делится с читателями своими впечатлениями об оживленной работорговле, свидетелем которой он стал в Узбекистане.
Василий Верещагин пишет: «Красивая молодая женщина стоит очень дорого, рублей до 1000 и более. В хорошей цене также стоят хорошенькие мальчики: на них огромный спрос во всю Среднюю Азию. Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще они были захвачены (работорговцами) среди белого дня, при бессильном вое и крике трусливого населения. Истории следующих затем странствований… крайне печальны».
Затем поклонники угощали бачу разными вкусностями в отдельной комнате, глядя на него с умилением и симпатией. Верещагин упоминает, что на выступления таких мальчиков некоторые узбекские мужчины просаживают последние деньги, заставляя собственных детей и жен жить в состоянии нужды.
Известно, что в 1909 году в Ташкенте на Центральноазиатской сельскохозяйственной, промышленной и научной выставке наряду с другими исполнителями народных песен и танцев выступали два бачи, приехавшие из Маргеланского уезда Ферганской области. Их представление вызвало живой интерес у публики.
Сколько бача-пош в Афганистане
Официальной статистики по этому вопросу нет. Однако в 2019 году было проведено исследование, в котором опросили 1396 афганских женщин. 99 опрошенных — это 7% от выборки — сказали, что в их семьях были бача-пош. Причём 60% из этих 99 женщин сами принимали мужскую гендерную роль. Вероятно, количество бача-пош может расти.
Mark Time Author / Shutterstock
Бывшая бача-пош Укмина Манури в автобиографической книге говорит, что в её деревне было 15 переодетых девочек. Укмина не упоминает, насколько велика была деревня, но этот отрывок показывает, что бача-пош — обычное явление для Афганистана.
Девочка-обуза
По устоявшемуся в Афганистане канону рождение мальчика-продолжателя рода и законного наследника, олицетворяло собой дар свыше, в то время как появление девочки сулило лишь дополнительную обузу и лишние расходы на её содержание. Уходя после замужества из дома, она больше не приносила хозяйственной пользы своим родителям, а сменив фамилию, переставала быть частью их семьи.
Афганская женщина, являющаяся вещью в руках сначала отца, а затем супруга, лишена практически всех личных прав: в 8 лет она теряет возможность свободно общаться с представителями мужского пола, получать высшее образование, заниматься спортом, выходить из дома без сопровождения родственников-мужчин, громко разговаривать в общественных местах и работать.
Как традиция бача-пош влияет на девочек
Девочка становится бача-пош не навсегда. Как правило, едва в семье рождается мальчик, как бача-пош снова становится девочкой со всеми вытекающими последствиями. Случается и такое, что мальчик в семье так и не появляется, но девочка, бывшая бача-пош, всё-равно теряет свой статус. Происходит это по достижению совершеннолетия, когда приходит пора выдавать девушку замуж. Если девушку всё-таки выдают замуж, то бача-пош становится следующая по возрасту дочь. Впрочем, многие, вкусив запах свободы, дарованной мужчинам в Афганистане, отказываются снимать мужскую одежду и вести себя как женщина.
Девушки, вынужденные всю свою сознательную жизнь играть мужскую роль в семье, быстро к этому привыкают. Но смиряются далеко не все. Всё же жизнь по другим правилам накладывает отпечаток на психику. К тому же, бача-пош не учат никаким женским премудростям, будь то уборка по дому или приготовление обеда. Жёны из них получаются плохими — не покладистыми и не слушающими мужа.
Некоторые даже позволяют себе проявлять мужской характер и спорить со своим мужем, а то и поднимать на него руку. Ведь будучи в шкуре мальчика, они имеют право посещать занятия по единоборствам. Так, афганская женщина по имени Элаха, 20 лет бывшая бача-пош и одевшая женскую одежду лишь для поступления в университет, сказала в своём интервью одному журналу:
Лишь немногие девушки, переставшие быть бача-пош, смиряются со своей новой ролью. Но при этом они отмечают, что чувствуют, будто бы потеряли важную часть своей жизни и не могут разобраться, как им теперь следует себя вести. Многие психологи, изучающие традицию бача-пош, считают, что она наносит женщинам больше вреда, чем пользы. Но не только афганские девочки страдают от переодевания в одежду другого пола. Существует и другая, не менее бесчеловечная традиция. Это переодевание мальчиков в девочек — бача-бази.
Иллюзия обмана
Существует поверье, что назначив одну из дочерей бача-пош, можно спровоцировать рождение сына уже при следующей беременности.
Решив задобрить судьбу и обмануть общественность, родители выбирают в качестве бача-пош старшую дочь. Её нарекают привычным мужским именем и облачают в мальчишечьи одежды, делают короткую стрижку и воспитывают как настоящего мужчину.
Она может выходить из дома одна, сопровождать сестёр и мать на улице, играть с соседскими мальчиками, не скрывать своё лицо от посторонних и не покрывать ничем голову.
Исполнительница роли сына получает все полагающиеся ему привилегии – ей доступно посещение школы, занятие спортом и работа вне дома от продажи мелких сувениров до изготовления кирпичей.
Бача-пош освобождается от выполнения женских обязанностей, её не учат готовить еду, заниматься уборкой, обустраивать быт, шить и заботиться о домочадцах.
Кстати, к этому чудовищному эксперименту над личностью прибегают не только в малограмотных и бедных семьях, ярким примеров повсеместного распространения данной традиции служит тот факт, что свой бача-пош был в семье законодательницы Азизы Рафаат, заседавшей в Национальной ассамблее Афганистана.