Содержание
- Зверек, загнанный в угол
- Как отучить ребенка драться
- Выяснение причины
- Почему ребенок дерется?
- Как научить ребёнка управлять агрессией
- Почему дети дерутся дома и в детском саду?
- Советы психологов и доктора Комаровского
- Поднимает ли руку на вас?
- Проявляется ли агрессия по отношению к родным?
- Что может сделать детсад с маленьким бунтарем?
- Если ребёнок плохо ест
- 5 основных причин непослушания
- Учить ли ребенка давать сдачи, если другие дети дерутся в детском саду?
- Драки в детском саду и школе
- Как отучить драться?
- Ребенок дерется со сверстниками
- Другие статьи по теме:
- Что же делать родителю, чей ребенок дерется
Зверек, загнанный в угол
Агрессивными становятся дети, которых постоянно третируют дома, обижают в детском коллективе или не признают ровесники. Постоянные насмешки или игнор, родительские упреки или просто сложная обстановка в семье настолько повышают уровень внутренней тревоги малыша, что она прорывается наружу – агрессией.
Малыш пытается доказать сам себе, что он чего-то стоит с помощью драк и конфликтов со сверстниками, воспитателями, часто ребенок дерется с родителями чтобы просто привлечь к себе внимание – и добивается своего. Чем активнее реагируют родители, тем больше у них шансов наблюдать такое поведение снова и снова
Опасность ситуации в том, что вместо того, чтобы нормализовать обстановку, в которой растет ребенок, родители могут усугубить ее, введя за агрессию жесткие карательные меры. Тревога станет только сильнее, а выплескивать ее прежним образом малыш уже боится – и появляется самый сложный вид агрессии – аутоагрессия, направленная на себя. Ее проявления различны: от болезней непонятной этиологии до формирования болезненных зависимостей и даже суицида.
Выход из этой ситуации один, и его должны указать ребенку взрослые. Только создание спокойной, доброжелательной атмосферы станет основой для возвращения малышу душевного равновесия. Тревога сразу никуда не денется, но постоянное общение, спорт или кружки по интересам, возможно, психологическая работа со страхами обязательно возымеют свое действие. Это дело не одного месяца, порой и не одного года, но это необходимая работа взрослых для того, чтобы вырастить гармоничного, счастливого человека.
Если причина — коллектив, например, ребенка не любят в классе, обижают в детском саду, то перемена коллектива тоже может сделать свое благое дело. Конечно, решение должно быть совместным, взвешенным и разумным.
Как отучить ребенка драться
После того, как причина ужасного поведения чада всплыла на поверхность, важно вовремя заняться её решением. Если всему виной болезнь малыша, его следует показать неврологу и пройти обследования, которые помогут назначить нужное лечение
Важно при воспитании ребёнка избегать фраз наподобие: «Дай сдачи», «Решай свои проблемы сам» — при этом не объясняя, как решать. Важно поговорить с ребёнком спокойно, объяснить, почему нельзя драться
Не лишним будет и показать, что родители расстроены. Обычно малыш жалеет своих маму и папу и, увидев их реакцию на поступок, может отказаться от решения споров кулаками.
Если дело в избытке энергии, ребёнка можно записать в спортивную секцию, в которой он будет вести себя активно, а в остальное время станет спокойнее, так как энергии у него будет ровно столько, сколько нужно для мирных игр.
Не стоит говорить ребёнку «нет» на любое его желание, иначе есть риск, что малыш будет реализовывать все свои «хочу» в детском саду, но с большим напором.
Не менее важно поговорить с малышом, попытаться его понять и в игровой форме научить не поддаваться на провокации. Не стоит отказываться и от помощи психолога, если самостоятельно решить проблему не удаётся
Он никак не повлияет на будущее малыша в негативном ключе, а напротив, научит его правильно вести себя со сверстниками и реагировать на провокации
Не стоит отказываться и от помощи психолога, если самостоятельно решить проблему не удаётся. Он никак не повлияет на будущее малыша в негативном ключе, а напротив, научит его правильно вести себя со сверстниками и реагировать на провокации.
Решить проблему с драками достаточно просто, ведь дети стремятся меняться, они не хотят быть плохими, но зачастую не знают, как себя вести в различных ситуациях. Только родительское тепло и понимание помогут ребёнку стать увереннее и спокойнее. Главное — быть готовым к переменам.
Вам может быть интересно: Кризис 3 лет у ребенка Как правильно вводить прикорм ребенку Учимся читать по методике Зайцева (кубики)
Выяснение причины
Первое, что советуют сделать эксперты выяснить причину, из-за которой возникла драка . Спокойно, без ругани поговорите с ребенком, разберите ситуацию с воспитателем и нянечками, выслушайте мнения нескольких взрослых, после чего сделайте выводы и определите, был ли ваш карапуз зачинщиком ссоры или просто защищался.
Если все указывает на то, что именно ваш малыш был инициатором драки, то доходчиво объясните ему, что задирать и обижать других деток ни в коем случае нельзя. Как бы грустно это ни звучало, но ребенок может провоцировать конфликты, если у него имеются пробелы в воспитании. Просто ответьте себе на вопрос: понимает ли ваш сорванец, что такое хорошо, а что такое плохо.
Также внимательно приглядитесь: возможно, причина агрессии кроется в вашей семье. Задумайтесь, не разговаривают ли родители друг с другом по вечерам на повышенных тонах, или, может быть, старший ребенок между делом может словесно или физически обидеть младшего?
Обращаем ваше внимание на то, что психологи в один голос утверждают: плохим поведением дети могут привлекать внимание родителей, если недополучают его в повседневной жизни. Возможно, мама и папа слишком заняты на работе или уделяют все свое время новорожденной сестре
Почему ребенок дерется?
Сначала давайте разберемся, почему же ребенок дерется. В первую очередь, он может брать пример в своей семье. Если родители часто ссорятся и кто-то позволяет себе проявлять агрессию по отношению к членам семьи, то, вероятнее всего, ребенок попросту будет следовать примеру взрослых. Копировать поведение ‒ естественный процесс, ведь малыш еще не понимает, что это плохо. Для него это норма.
Также дети могут драться, потому что не умеют и не знают, как иначе отреагировать и справиться со сложной ситуацией, в которую попали. В такие моменты задача родителей — показать, как можно решить вопрос иным путем.
Больше по теме: Как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается
Как научить ребёнка управлять агрессией
Фото с сайта onpicture.pw
Ребёнку надо объяснить связь между эмоциями и поведением. Например, один из детей, проиграв в шашки, начинает их раскидывать, замахиваться на брата, ругаться, плакать
Важно принять его чувства, дать право на них: «Да, проигрывать действительно очень сложно, неприятно… Даже хочется все разбросать и побить соперника…»
В будущем важно будет учить ребенка получать удовольствие от самого процесса игры (например, от удачного хода), а не только от выигрыша в конце. Также можно учить ребенка заранее распознавать раздражение: «Ты уже начинаешь сильно злиться… Наверное, боишься проиграть? Помнишь, как ты в прошлый раз разбросал все шашки?»
Уже эти слова значительно облегчат переживания малыша
В дальнейшем можно показать ему другие способы выражения раздражения, обиды, гнева
Уже эти слова значительно облегчат переживания малыша. В дальнейшем можно показать ему другие способы выражения раздражения, обиды, гнева.
Все это можно использовать с дошкольного возраста, усложняя содержание беседы в ходе взросления и развития ребенка.
Важно помнить, что малыш не научится управлять собой вдруг, стоит запастись терпением и помогать ему на этом сложном пути. Кроме того, важно понять причину конкретной драки – может быть, был насыщенный день, и дети просто устали, возможно, дает о себе знать старая обида, или пришлось срочно что-то менять, а ребёнка заранее об этом не предупредили, и он чувствует себя обманутым. Кроме того, важно понять причину конкретной драки – может быть, был насыщенный день, и дети просто устали, возможно, дает о себе знать старая обида, или пришлось срочно что-то менять, а ребёнка заранее об этом не предупредили, и он чувствует себя обманутым
Важно научить детей распознавать своё эмоциональное состояние
Кроме того, важно понять причину конкретной драки – может быть, был насыщенный день, и дети просто устали, возможно, дает о себе знать старая обида, или пришлось срочно что-то менять, а ребёнка заранее об этом не предупредили, и он чувствует себя обманутым. Важно научить детей распознавать своё эмоциональное состояние. Для этого нужно поговорить с детьми, лучше на следующий день после драки, когда эмоции успокоятся
Для этого нужно поговорить с детьми, лучше на следующий день после драки, когда эмоции успокоятся
Важно научить детей распознавать своё эмоциональное состояние. Для этого нужно поговорить с детьми, лучше на следующий день после драки, когда эмоции успокоятся. В разговоре стоит применять приём активного слушания: например, взрослый описывает, что произошло в момент драки, называя эмоции ребёнка («Ты устал, брат сказал что-то обидное или не вовремя, и ты разозлился», «ты устал, брат схватил твою игрушку, и это казалось очень несправедливым») и слушают, как прокомментируют сказанное дети
В разговоре стоит применять приём активного слушания: например, взрослый описывает, что произошло в момент драки, называя эмоции ребёнка («Ты устал, брат сказал что-то обидное или не вовремя, и ты разозлился», «ты устал, брат схватил твою игрушку, и это казалось очень несправедливым») и слушают, как прокомментируют сказанное дети.
Важно вести спокойный диалог, добраться до сути происшествия и назвать все эмоции своими именами. Поддерживая разговор дальше, нужно разобраться, как можно поступать в похожих ситуациях, не доводя дело до драки. Например, «если ты устал, нужно не разговаривать, а идти спать», «если раздражён, лучше выйти в отдельную комнату»
Например, «если ты устал, нужно не разговаривать, а идти спать», «если раздражён, лучше выйти в отдельную комнату».
Приём «активного слушания» заключается в том, что родитель называет чувства, которые испытывают дети (дети могут не уметь распознать их все), а также чувства, которые испытывает он сам: «Я очень расстраиваюсь, когда вы дерётесь».
К сожаления, многие взрослые также не умеют распознавать свои чувства и не считают необходимым искренне делиться собственными переживаниями со своими детьми. Конечно, детей не стоит посвящать во все подробности личных проблем.
Однако если родители будут обозначать, что они устали, плохо себя чувствуют, немного расстроены или, наоборот, очень рады, полны энергии и сил, это поможет детям более осознанно относиться к своим переживаниям и к чувствам другого. Что в дальнейшем поможет лучше понимать себя, причины своих поступков, действовать не под влиянием эмоций и обстоятельств, а принимать обдуманные решения.
Почему дети дерутся дома и в детском саду?
Ребенок начал ползать и ходить, и на него обрушилось множество запретов: туда ходить нельзя, это открывать нельзя, совать пальцы в розетку нельзя, провода трогать нельзя и т.п. Ребенок протестует против такого числа запретов и может проявить агрессию по отношению к их источнику — родителям и другим взрослым. Чтобы справиться с этой агрессией, не нужно запрещать ребенку все на свете: направьте его энергию в другое русло, отвлеките, дайте те вещи, которые можно трогать и исследовать.
Ребенок дерется, потому что не умеет выражать свои мысли и желания словами, он не может ответить на слова взрослого, что-то попросить. В этом возрасте ребенок еще не умеет контролировать себя, и навыки общения только развиваются. Взрослым нужно учить ребенка общаться, проговаривать чувства ребенка вслух, показывать, как можно повести себя в этой ситуации по-другому, без агрессии: «Ты хочешь игрушку? Давай попросим Машу дать ее поиграть? — Маша, дай, пожалуйста, нам игрушку, мы с ней поиграем. Спасибо, Маша. — Вот видишь, Маша дала игрушку, потому что мы ее попросили и сказали волшебное слово».
Ребенок проверяет родителей и границы дозволенного
Это тоже способ понять, как устроен мир
А можно кусаться? А лежать на полу и биться ногами и руками? А трогать эти провода? А что мне будет, если я так сделаю? В этом случае родителям важно показать свое отношение к такому поведению и проявить свою волю: твердо сказать, что так вести себя нельзя, переключить внимание на другое дело и т.д. Родители могут умиляться такому поведению ребенка, не запрещать капризы и драки — и это сыграет злую шутку: ребенок убедится, что такое поведение нормально, родители одобряют такое поведение, а, значит, можно и дальше себя так вести
Потом начнутся «выходки» в магазинах, детском саде и даже школе
Ребенка нужно учить себя вести, а не наблюдать за его истериками и драками.
Для детей старшего возраста к этим причинам добавляются новые:
Ребенок привлекает к себе внимание. С рождения ребенок хочет внимания родителей к себе, он должен чувствовать себя защищенным, в безопасности
Если родители не обращают внимание на него в кроватке, то проще покричать, пореветь, побиться всем телом — глядишь, кто-то и подойдет, успокоит. В старшем возрасте за плохое поведение ругают, причем, более эмоционально, чем хвалят, и ребенок получает свою «дозу» внимания, пусть и негативного. Для избегания проявления агрессии нужно своевременно уделять внимание ребенку, его проблемам, хвалить его.
Ребенок самоутверждается, выплескивает свою негативную энергию. Привыкнув к постоянному насилию в семье, дети могут быть жестокими по отношению к слабым и незащищенным детям, животным и даже взрослым, это может быть признаком психического заболевания, деградации личности. Такое поведение может быть зачатком преступного поведения в будущем: расправы над животными, избиение до смерти инвалидов и стариков — современная история знает множество примеров такого поведения детей и подростков.
Советы психологов и доктора Комаровского
Психологи считают, что основная причина детской агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье. Поэтому агрессию в любых проявлениях надо искоренять.
По мнению доктора Комаровского, одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психического нарушения.
Главное в воспитании малыша – это внимание, взаимоуважение, спокойный эмоциональный фон в семье. Поведение ребенка отражает микроклимат семьи. Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему
Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему.
Сталкиваться с проблемами в детском саду – нормально, главное – вовремя заняться их решением. Рекомендуем ознакомиться с материалами о том, что делать, если ребенок часто болеет, стоит ли водить заболевшего малыша в садик и как повысить его иммунитет, о том, как быть, если чадо не спит, не ест или отказывается посещать учреждение, а также о том, как научить его постоять за себя.
Поднимает ли руку на вас?
Когда дети начинают ходить, примерно в 1 год, то в его жизни появляется не только свободное для изучения пространство, но и множество запретов. Так хочется залезть повыше, потянуть в рот все, что попадется под руку. А слышит лишь «Не бери! Не ходи сюда! Нельзя!». Естественной реакцией на них будут укус мамы, удар, крик или плачь. Драка с мамой в знак недовольства — для дитя практически инстинктивная реакция.
Важно показать, что такие поступки в семье не допускается. Нужно перехватить его ручку в этот момент. Если он ударил вас — сказать, что вам больно и обидно
Показать и объяснить ему, как он может другим способом выразить свое недовольство. Так же стоит постараться уменьшить количество запретов, оставив только самые необходимые. Например, поставить блокираторы на ящики, чтобы ребенок не смог сам открыть шкафчики и комод. Заткнуть розетки специальными заглушками
Если он ударил вас — сказать, что вам больно и обидно. Показать и объяснить ему, как он может другим способом выразить свое недовольство. Так же стоит постараться уменьшить количество запретов, оставив только самые необходимые. Например, поставить блокираторы на ящики, чтобы ребенок не смог сам открыть шкафчики и комод. Заткнуть розетки специальными заглушками.
Проявляется ли агрессия по отношению к родным?
Бывают ситуации, когда послушный и спокойный ребенок вдруг начинает драться и кусаться. Не надо сразу начинать ругать его и критиковать.
Разберемся, какие же могут быть причины:
Недостаточное внимание родителей.
Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша
Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться.
Заметили похожую ситуацию ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.
Протест.
Возможно, установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации.
Проблему можно решить, немного ослабив давление.
Неумение ребенка проявлять любовь.
Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви.
Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.
Что может сделать детсад с маленьким бунтарем?
Каждый воспитатель должен иметь возможность в любое время вмешаться, чтобы разрешить ситуацию соответствующим образом, после чего контролировать поведение
Но важно учитывать, что ребенок не должен исключаться из группы детей. Иногда достаточно объяснения, побуждающего ребенка извиниться перед другими
Очень эффективное четкое определение границ, установление правил, которые нельзя пересекать
Здесь важно единообразие воспитания в детских садах и на дому. Необходимо укрепить позитивное поведение
Даже незначительный прогресс – это успех, поэтому при более серьезных поведенческих проблемах следует принимать во внимание даже небольшой прогресс, усилие к дисциплине
Поощрение и оценка – это, в большинстве случаев, ценности, недостающие детям, дерущимся в детских садах, дома. Вряд ли дома они ведут себя иначе, чем в коллективе. Они привыкают к постоянным наказаниям, что, в свою очередь, приводит к полному отказу от запретов. Со временем они перестают их воспринимать вообще.
Последняя возможность решения проблемы воспитателем – использование элементов драматического воспитания. Это помогает расслабиться, выразить эмоции – дети с агрессивным поведением могут извлечь выгоду из действий, позволяющих им выявлять эмоции.
Если ребёнок плохо ест
Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Те не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.
Как предотвратить проблему
Вы являетесь для ребёнка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.
Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять насильно.
Можно сказать: « Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».
Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнёт есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.
Во время еды вовлекайте ребёнка в неторопливый разговор.
Почаще что-нибудь готовьте вместе.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребёнок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.
Объясните ребёнку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожёванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.
Если ребёнок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя её. Объясните ему, что с маленькой порцией справится гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.
Если ребёнок слишком привередлив к еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте своё положительное отношение к конкретной еде.
5 основных причин непослушания
Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.
Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное “я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.
Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным “качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: “захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
Приуменьшение значимости и возможностей
Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным. Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше
Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.
Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.
Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.
Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.
Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения
Учить ли ребенка давать сдачи, если другие дети дерутся в детском саду?
Что делать, если вашего ребенка бьют в детском саду? Конечно, если нет выхода и на ребенка кто-то нападает — необходимо научить его защищаться и давать сдачи. Если ребенок обладает мягким и нерешительным характером — помогите ему сформировать «стержень», отдав чадо в секцию единоборств или других занятий, где он познает дух соревнования и победы, научится давать отпор. Однако, советуя ребенку «дать сдачи», родитель должен понимать, что до подобного поступка маленькому человеку необходимо «созреть». Поэтому, даже если ребенок не будет сразу следовать вашему совету, он все равно будет идти по пути своего жизненного опыта. И этот опыт в конце концов приведет ребенка к ответственному решению.
У 5-летних детей обычно возникают конфликты иного рода. Они могут вовсе не драться, а подговаривать друг друга не дружить с кем-то. Таким образом вашего ребенка могут обидеть, не взяв его в игру или компанию. В такой ситуации родителю хочется пойти и сказать группе заговорщиков: «Примите Петю в игру, надо вместе дружить». Но таким образом невозможно решить задачу, потому что дети послушают взрослого, только когда он рядом. А когда его не будет на горизонте, Петю снова не станут принимать в компанию.
Как помочь ребенку? Задача родителя — поговорить со своим обиженным чадом и спросить — что он хочет. Если тот желает, чтобы его принимали в игру — необходимо научить ребенка стать интересным для этой компании, предпринимать новые попытки стать таким человеком, с которым другим захочется играть. Убедите чадо никогда не опускать руки и стремиться общаться эффективно.
Подумайте о том, что взрослый человек всегда может уйти из компании, которая ему не нравится, выбрать другую работу, если его не устраивает коллектив сотрудников. Но дети часто оказываются в ситуации «заложников», ведь в детский сад и школу их отправляют взрослые, не давая ребенку возможности выбрать подходящий ему коллектив. Но если ребенок приходит в этот коллектив с настроем подружиться, даже при первых неудачах он будет предпринимать тысячу попыток стать интересным тем, кого он выбрал себе в друзья.
В будущем такому ребенку будет проще научиться руководить другими людьми, уживаться в коллективе, с честью и достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Драки в детском саду и школе
Почему дети дерутся в саду или в школе? Прежде чем начинать беседу с малышом по поводу драки, нужно обязательно поговорить со всеми участниками происшествия. Каждый ребенок выскажет свою точку зрения, и у каждого будет своя правда.
Не стоит ругать своего малыша, даже если он является зачинщиком и даже если он не прав. Ребенок должен знать, что драка – это не выход из ситуации; можно найти решение при помощи слов. Если малыш дракой хотел доказать свою правду, то следует дать ему понять, что лучше доказывать это делом. Это будет убедительнее.
Если после драки сразу наказать ребенка (так как выяснилось, что он виноват), то малыш только затаит злобу. А это станет поводом следующей ссоры и драки. Может быть и так, что ребенок просто перестанет давать отпор (будет бояться наказания) и на нем будет вымещать обиду любой, кто захочет.
Как отучить драться?
- Держите эмоции под контролем и проговаривайте их.
Если малыш путем драк выплескивает свою негативную энергию, то объясните и покажите ему на собственном примере, что так нельзя. Например, когда вы злитесь, расскажите ребенку, что вы чувствуете.
Затем предложите варианты действий: пойти прогуляться, побыть одному, прочитать пару страниц интересной книги, послушать музыку, поиграть в игрушки и т.д.
- Учите дружбе.
Объясните своему чаду, что такое дружба. И как она проявляется на деле. Ведь сегодня не только дети, но и многие взрослые не умеют дружить! Учите малыша уважению к окружающим, к другим мальчикам и девочкам. Покажите своему ребенку как хорошо уметь ладить со сверстниками. Разберите с ним примеры конфликтных ситуаций. Предложите ребенку самому выбрать вариант модели поведения в них. Затем разъясните, как лучше всего себя вести в том или ином случае.
Конечно, большинству родителей кажется, что их чадо еще несмышленое дитя, которого нужно оградить от всех сложностей в жизни. Но этот подход не верен. С ранних лет ребенок должен понимать, что такое ответственность, и, как ее нести за свои поступки.
- Беседуйте.
- Не бойтесь быть активными.
Малыши, детсадовцы, школьники — еще не до конца сформировавшиеся личности. Поэтому иногда родителям приходиться вмешиваться в их социальную жизнь. И это нормально. Если у ребенка случился конфликт с кем-либо, окажите ему всестороннюю помощь не только со своей стороны, но иной раз попросите подключиться друзей, учителей или воспитателей.
Только подойдите к этой ситуации не с упреком, а с желанием поделиться личным опытом и знаниями. Позитивный настрой очень важен. Однако вмешиваться в детские конфликты очень часто не стоит.
Ребенок дерется со сверстниками
Начиная с этого возраста, малыш уже может посещать детский сад, группы раннего развития и все чаще играть с детьми на игровых площадках. Начинается для него совершенно новый этап взаимоотношений: он учится вести себя в социуме. У ребенка общение все еще основано на эмоциях, и сотрудничество с другими ему еще не понятно, в связи с этим довольно часто возникают конфликтные ситуации
Общение с другими детками только начинается, и важно помочь малышу научиться правильно его выстраивать. Необходимо помнить, что эмоциональные реакции в два года — явление естественное, и связаны они непосредственно с его желаниями
К примеру: лето, дети играют на площадке. Они не поделили игрушку, один ребенок бьет другого и тут конфликт возникает не только у детей, но и мам. Чтобы этого не было, родителям стоит выполнять следующее.
Ребенок маленький, и поэтому полагать, что он может играть уже самостоятельно с детьми, будет не верно. Мама должна находиться рядом, но именно находиться и контролировать процесс. Если малыш первый раз на площадке, то стоит взять его за руку и, подводя к детям, поприветствовать малышей и дать возможность своему ребенку все осмотреть и самому выбрать, чем заняться. Далее лучше выполнять роль наблюдателя, и в нужный момент советовать или показывать, как лучше себя вести.
Другие статьи по теме:
надо ли наказывать детей?
Почему дети в садике часто болеют?
что делать, если ребенок боится чужих
Нужны ли карманные деньги детям?
Нужен ли особый подход к ребёнку ясельного возраста?
Какие методы воздействия эффективны для детей ясельного возраста?
почему ребенок не слушается
Что делать родителям гиперактивного ребенка
Когда отдавать ребенка в садик?
что делать если ребенок обманывает
Почему ребенок не хочет учиться?
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Помощь ребенка по дому
Ночные страхи у детей
Почему дети – эгоисты?
Что делать, если ребенок стесняется?
Родительский контроль за безопасностью и здоровьем ребенка
Ребенок не играет с игрушками
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Детско-взрослый разговорник
Что же делать родителю, чей ребенок дерется
Силой ничего не решить. Поэтому выясните, что вызывает агрессию у подростка, причины, по которым он дерется. Говорите с сыном или дочкой спокойно. Если ваш ребенок пытается высказаться, не прерывайте его. И лишь после того, как он замолчит, приступайте к беседе. Он тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и другие чувства, как и вы.
В городе множество практикующих психологов, которые проводят как индивидуальные занятия (куда, скорее всего, вас попросят приходить всей семьей), так и различные тренинги на управление гневом и снижение агрессии. Они направлены на три компонента: мотивационный (в результате специально созданных упражнений подросток начинает интересоваться другими), когнитивный (не только пытается понять, но и перестраивает свой уровень мышления: «Почему я себя так веду?») и поведенческий («Я буду вести себя другим образом»).