Содержание
- Причины, предпосылки и факторы риска
- Как детские травмы влияют на отношения?
- Родом из детства
- Униженность
- Формирование первых коммуникативных связей
- Благоприятный прогноз лечения
- Что такое психологическая травма?
- Что же произошло с Сашей?
- Что такое Переломы костей черепа —
- Детские травмы
- Определение
- Терапия сексуального насилия.
- Страх одиночества
- История Влада
Причины, предпосылки и факторы риска
Принято считать, что психологическая травма всегда случается внезапно. Она возникает в момент, когда человек совсем не подготовлен к шокирующему событию. Однако это не совсем так – казалось бы, родственники пациента, страдающего онкологическим заболеванием, знали о далеко зашедшем патологическом процессе, знали о стадии заболевания и о том, что врачи сделали все, что могли. Тем не менее, после ухода их близкого из жизни, у них может развиться реакция тяжелой утраты, схожая с той, которая будет и у человека, потерявшего своих родных внезапно, например, в автокатастрофе.
Выделяют условия, которые приводят к психологической травме с большой долей вероятности:
- Травмирующее событие случилось неожиданно, ничто не указывало на такое развитие событий.
- Не было никакой возможности предотвратить травмирующее событие. Или такая возможность была, но пациент ей не воспользовался.
- Событие было отмечено жестокостью или несправедливостью.
- Есть предпосылки из детства: такое же травмирующее событие произошло много лет назад и не было проработано со специалистом.
- У человека были неоднозначные отношения с пострадавшим (например, частые ссоры или чувство вины).
Психологической травмой может стать что угодно – утрата, эпизод насилия, несчастный случай, заболевание, сильная опасность для жизни и здоровья. Травматичный эпизод может произойти как с самим пациентом, так и с его родственниками или друзьями или на его глазах.
Вызвать психологическую травму может и длительное негативное воздействие на психику – например, жизнь в семье с частыми эпизодами насилия, соседство с преступниками или неадекватными людьми, длительная болезнь. Для «чувствительных», сенситивных людей с лабильной психикой даже, казалось бы, рядовое событие может в ряде случаев повлечь за собой травматизацию, которая в таких случаях называется «расстройством адаптации», но, тем не менее, требует помощи специалиста. Такими причинами могут стать переезд в новый город, смена работы с увеличением нагрузки и ростом требований и конкуренции, даже такое радостное событие, как появление в семье ребенка (даже любимого и долгожданного!) может послужить «пусковым механизмом» для развития расстройства адаптации.
Чаще всего к психологическим травмам приводят следующие события:
- Бытовые травмы, спортивные травмы.
- Перенесенные хирургические операции, особенно если вмешательство произошло в детстве.
- Смерть близкого человека.
- Техногенные и антропогенные катастрофы. Автоаварии, авиакатастрофы.
- Расставание в отношениях, которые много значили.
- Унизительный опыт, сильное разочарование в себе или окружающих.
Нужно понимать, что не у всех людей вышеперечисленные ситуации приведут к психологической травме. Есть некоторые факторы риска, которые повышают уязвимость перед эмоциональными потрясениями. У некоторых людей к травме может привести на первый взгляд малозначимое событие, а кто-то легко переносит даже длительное пребывание в травматичной обстановке.
Повышенный риск отмечают у людей, которые находятся в состоянии постоянного стресса. Также в зоне риска люди с детскими травмами, все те, кто страдал от эпизодов депрессии или тревожного расстройства. У таких людей легко спровоцировать психологическую травму и еще легче – повторную травматизацию. У части пациентов, которым ставят диагноз «психотравмы», и в прошлом отмечалась некая предрасположенность к избыточному реагированию – врожденная «уязвимость к стрессу», иначе называемая специалистами «эмоциональной лабильностью».
Как детские травмы влияют на отношения?
Подобно самооценке, плохие личные отношения во взрослом возрасте являются ещё одной производной детской душевной травмы. Токсичные отношения или тотальная неспособность вступать в близкие отношения, часто случается с людьми, испытавшими значительную психологическую травму в детстве.
Наше представление о себе влияет на то, что мы выбираем в жизни, каких людей и возможности привлекаем.
Вот почему люди с позитивной самооценкой, уверенностью в себе привлекают благоприятные отношения и возможности. А те, кому не хватает вышеуказанных черт, обычно оказываются в плену паразитических людей и негативных обстоятельств. Дружба и романтические отношения — это проявление представлений о себе. Чем более мы уверены в себе, тем более качественные у нас отношения с миром.
Не проработанная психологическая травма у детей, влияет на наши убеждения о себе, и как следствие на наши отношения с миром и людьми.
Тот, кто подвергался насилию, пренебрежению или жестокому обращению в ранние годы жизни, может искренне считать себя недостойным любви, поддержки и здоровых отношений. Ведь именно это внушал им абьюзер в детстве, пользуясь незащищённой детской психикой. Кроме того, эти люди зачастую считают себя недостойными достижений: «Я никогда ничего не добьюсь», а это ведёт к отсутствию стремления и амбиций.
Важно
Самооценка и взаимоотношения с людьми — два самых важных элемента того, что делает человека тем, кто он есть.
Родом из детства
Ребенок сильно уязвим, на него влияют любые родительские слова, а негативные вообще влияют на психику серьезнейшим образом. Это вредит их ощущению себя, чувству собственного достоинства. Часто дети считают, что с ними что-то не так, если бы они стали лучше, то никаких проблем в семье не было бы. В то же самое время дети учатся привязываться к другим, в результате возникает сильное чувство неуверенности. Ребенок начинает видеть мир как место небезопасное, его доверие к другим людям подрывается, повышается бдительность.
Синдромы стресса развиваются в той или иной степени у всех людей, переживших детскую травму. Они сталкиваются с воспоминаниями, ночными кошмарами, тревогой, попытками избежать ситуации, которые напоминают о прошлом. У них происходят вспышки неконтролируемой агрессии, пропадает уверенность в будущем. Чтобы заглушить чувства, люди обращаются к алкоголизму, перееданию и другим расстройствам пищевого поведения. Это не то, что не помогает, но еще и причиняет вред.
Столь значительные сложности вызывают вопрос о том, как же вообще взрослые смогли пережить свое детство. Многие из них искали психолога, чтобы рассказать ему о трудностях и получить подробную информацию о том, как им жить и восстанавливаться дальше. Консультации психолога способны серьезно изменить отношение такого человека к жизни.
Униженность
Люди, которых постоянно оскорбляли и унижали в детстве, зачастую боятся, что они совершенно не нравятся окружающим, и что те критикуют и обсуждают их между собой, стоит им только отвернуться. Родители сами старательно взращивают этот страх в своих детях, раз за разом говоря им, что они плохие, неуклюжие, ничего не знают и не могут – в особенности если делают это в присутствии других людей. Это отличный способ уничтожить самооценку ребенка еще до того, как она сформировалась.
Такая психологическая травма часто приводит к формированию личности, полностью зависимой от мнения окружающих и болезненно стремящейся заслужить их одобрение. Однако возможна и совершенно противоположная реакция: взрослые, подвергавшиеся унижению в детстве, могут вырасти в домашних тиранов, унижающих тех, кто слабее их, подсознательно стремясь компенсировать таким образом приобретенный в детстве комплекс неполноценности.
Людям, часто подвергавшиеся в детстве унижению, стоит настойчиво работать над собственной независимостью, чувством свободы, приоритетами, а также постараться самостоятельно либо с помощью специалиста лучше понять свои нужды и страхи.
Формирование первых коммуникативных связей
В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.
Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.
Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.
Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.
Благоприятный прогноз лечения
Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.
Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.
Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.
Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.
Что такое психологическая травма?
Психологическая травма — это неординарное или болезненное событие в жизни человека, которое мешает ему жить полной жизнью: адекватно реагировать на обыденные вещи, принимать решения, адаптироваться, успешно решать поточные проблемы, строить крепкие отношения. То есть это любой болезненный опыт, оказавшийся для психики чрезмерно сильным, но не разрушительным. Травма психики – проблема не менее значимая, чем «обычная» соматическая травма, как, например, перелом или растяжение мышц. Если ее проигнорировать, такая травма может спровоцировать психические нарушения и психосоматические заболевания.
Прежде всего, нужно различать понятия, объединенные термином «психотравма»:
- Психическая травма — серьезное повреждение психики в результате тяжелого экстремального стрессового события, которое связано со смертью или физической травмой самого человека или его родственников. Интенсивные эмоции (страх, ужас, беспомощность) в момент стресса могут привести к провалам в памяти (частичная или полная амнезия), отсутствию логики в поступках или высказываниях, спутанному мышлению, притупленному чувству самосохранения. Иногда человек перестает узнавать близких, становится опасным для окружающих или себя самого. В таких случаях требуется помощь медиков и медикаментозное лечение.
- Психологическая (или эмоциональная травма) не столь опасна, поскольку не приводит к нарушению функций психики. Это, скорее, нормальная реакция на ненормальную бытовую ситуацию, к которой человек оказывается морально не готов. Когда случается нечто одновременно неожиданное и неприятное, психика пытается адаптироваться в новых условиях и начинает функционировать по-другому. Если переработать травмирующее событие не удается, случается психологическая травма.
При этом четких критериев определения психотравмы, разграничения психической и психологической травмы пока не выработано. Каждый случай нетипичен и требует персональной проработки с психологом.
Одна из психологических теорий предполагает, что после травмы психика как бы расщепляется на три части: здоровую, выжившую и отсеченную. Выжившая часть формирует новые качества, которые делают человека сильнее. Здоровая – вынуждает проработать проблему. А отсеченная или малодоступная часть психики продолжает страдать. И этому есть свои причины.
Причины.
Механизмы возникновения и развития психотравмы сложны и не до конца изучены. Считается, что событие чаще ведет к травме, если:
- Случается неожиданно (авиа- или автокатастрофа).
- Заканчивается тяжелой физической дисфункцией (операция, увечье, спортивная травма).
- Приводит к кардинальным переменам в жизни (развод родителей) или потере социального статуса (увольнение).
- Воспринимается человеком как стрессовое и крайне негативно значимое (тюремный срок, проблемы в сексуальной сфере).
- Вызывает чувство невозможности предотвратить его (тяжелая болезнь).
- Случается из-за намеренных действий другого человека (домашнее насилие).
Если перечисленные ситуации повторяются регулярно, риск нарушений в работе психики возрастает. Но возникает другой вопрос: почему один и тот же тяжелый опыт проходит незаметно для одного человека и ранит до глубины души другого? Почему одни люди выбирают профессии пожарников или хирургов, а другим становится не по себе при виде шприца? Все дело в степени психологической защищенности. И здесь на первое место выходят воспитание и наследственность.
Молекулы в составе ДНК, понижающие стрессоустойчивость потомков, – это недавнее открытие швейцарских ученых. Правда, пока механизм влияния исследован только на мышах. И здесь мнения ученых разделяются. Одни говорят, что травма влияет на родительскую функцию из-за чего родитель, воспитывая, бессознательно передает детям свои страхи и душевную боль. Другие ссылаются на доказанные факты о наследственности темперамента, наклонностей и влечения, – если все это передается, возможностью наследования психологической травмы пренебрегать нельзя. Но при любом исходе – это еще один повод задуматься о своевременной проработке собственных душевных ран.
Что же произошло с Сашей?
Для девочки очень важно, как относится к ней отец. Как ни странно, отец – это первый мужчина в жизни каждой женщины
Именно его отношение к дочери многое определяет в её жизни, поскольку подсознательно усваивается как эталонное. Как правило, счастливые в личной жизни женщины – те, у которых был любящий отец.
Однако отец Саши перестал общаться с ней после развода с её мамой. Саша подсознательно восприняла это как отторжение с его стороны. Она решила, что он её разлюбил.
Однако не обвинила в этом отца, что психологически было бы легче для неё. По её мнению, причина – в ней самой. Она оказалась какой-то не такой, какой должна быть, неполноценной. Поэтому она утратила веру в личное счастье, в то, что её ещё кто-то полюбит. Стала бояться близких отношений с мужчинами.
Оба родителя повели себя неправильно в момент развода. Отец разорвал отношения не только с когда-то любимой женщиной, но и с ребенком, «забыв» о том, что дети бывшими не бывают. Для ребенка это всегда огромная потеря. Боль, обида, тревога, вина, беспомощность, надежда и отчаяние – вот далеко не полный спектр чувств, которые испытывает ребенок, родитель которого ушел из его жизни.
Мать, сама испытывая страдания и не зная как помочь ребенку, отгородилась от темы развода. Она наложила запрет и на разговоры об отце, и на тему своих отношений с ним. Саше осталась наедине со своими переживаниями, предположениями и тревогами. А еще – со страхом. Ведь когда уже есть опыт потери близкого человека, который составляет саму суть нашего существования (именно такими являются для нас родители), возникает страх повторения потери, в данном случае – речь идет об оставшемся родителе. Если одни отвернулся и ушел из твоей жизни, не оглянувшись, где гарантия, что и второй не сделает то же самое?
Эмоции, которые испытывает ребенок в момент расставания родителей, очень сильные, потому что буквально превращается в руины его картина мира, разрушается ощущение безопасности и стабильности
Важно, чтобы у самых главных людей в жизни ребенка хватило мудрости отделить супружеские отношения от родительских, чтобы после расставания получилось иначе наладить взаимодействие с ребенком, сохранив близость, теплоту и любовь в общении с маленьким человечком. Иначе последствия для личности ребенка могут быть катастрофичными.
Именно это и случилось с Сашей, как она сама сказала на одной из терапевтических сессий: «В тот момент мне казалось, что я осталась сиротой. Что я потеряла не только отца, но и мать». Наша героиня подсознательно воспринимала любые близкие отношения как угрозу ее хотя бы кажущейся внутренней стабильности, как вероятность нового предательства. Испытывала значительные трудности в предъявлении себя, в самораскрытии.
Сейчас Саша – довольно привлекательная женщина, стройная, высокого роста. У неё, конечно, были отношения с мужчинами, однако все её романы бурно начинались и очень быстро заканчивались. Да и было их немного.
Что такое Переломы костей черепа —
Переломы костей черепа целесообразно подразделять на конвекситальные и базальные, при этом надо помнить, что при тяжелой черепно-мозговой травме трещины, начинающиеся в области свода черепа, могут распространяться и на его основание.
В зависимости от характера перелома различают трещины, оскольчатые переломы, переломы с дефектом кости – дырчатые переломы.
При черепно-мозговой травме возможно расхождение швов, которое по существу не является переломом. При трещинах свода черепа не требуется специального лечения. В течение нескольких недель дефекты в области трещины заполняются соединительной, а позже костной тканью.
При оскольчатых повреждениях костей показания к операции возникают, если имеется деформация черепа со смещением осколков в его полость –вдавленный перелом.
При вдавленных переломах нередко бывает сопутствующее повреждение твердой мозговой оболочки и мозга. Операция показана практически во всех случаях, даже если нет неврологической симптоматики. Для устранения вдавленного перелома делается кожный разрез с таким расчетом, чтобы широко обнажить место перелома и сохранить хорошее кровоснабжение костного лоскута. Если отломки лежат свободно, они могут быть приподняты с помощью элеватора. В некоторых случаях рядом с местом перелома накладывается фрезевое отверстие, через которое может быть введен подъемник для мобилизации вдавленных костных отломков.
При разрыве твердой мозговой оболочки и сопутствующем повреждении мозга дефект в оболочке расширяется до размеров, позволяющих произвести ревизию мозга. Удаляются сгустки крови, мозговой детрит. Осуществляется тщательный гемостаз. Если мозг не выбухает в рану, твердая мозговая оболочка должна быть зашита наглухо (дефекты в ней могут быть закрыты с помощью апоневроза). Костные фрагменты укладываются на место и фиксируются между собой и к краям костного дефекта проволочными (или прочными лигатурными) швами.
Если в связи с высоким внутричерепным давлением мозг начинает пролабировать в рану, зашить твердую мозговую оболочку не представляется возможным. В этих случаях целесообразно произвести ее пластику, используя надкостнично-апоневротический лоскут, широкую фасцию бедра или искусственные заменители твердой мозговой оболочки. Костные фрагменты удаляются Для предупреждения возможной ликвореи мягкие ткани необходимо послойно тщательно зашить.
При загрязнении раны целесообразно удалить костные отломки из-за опасности остеомиелита и через несколько месяцев произвести краниопластику.
При застарелых вдавленных переломах устранить деформацию черепа описанным способом бывает невозможно из-за прочного срастания отломков между собой и с краями костного дефекта. В этих случаях целесообразно произвести костно-пластическую трепанацию по краю перелома, разъединить отломки, придать им нормальное положение и затем жестко фиксировать костными швами
Переломы костей основания черепа. Переломы костей основания черепа, как было отмечено ранее, обычно сопровождаются явлениями ушиба базальных отделов мозга, ствола, симптомами поражения черепных нервов.
Переломы основания черепа обычно имеют вид трещин, нередко проходящих через придаточные паз ухи но са, турецко е седло, пирамиду височной кости. Если одновременно с костью повреждаются оболочка и слизистая оболочка придаточных пазух, то появляется опасность инфицирования мозга, поскольку возникает сообщение между ликворными пространствами и придаточными воздухоносными областями (такие повреждения расцениваются как проникающие)
Детские травмы
Становясь взрослым такой человек часто сталкивается с посттравматическим расстройством, которое очень сильно ухудшает качество его жизни и мешает ему радоваться жизни, нормально функционировать, понимать свои собственные эмоции, выстраивать близкие отношения, правильно воспринимать себя и т.д.
Для того, чтобы справиться с этими проблемами, или хотя бы задуматься об их существовании, важно понимать, какие именно травмы оказывают влияние на нашу личность.
Человек, который пережил в детстве сильную травму, очень часто не помнит очень много из того периода, однако порой ярко и живо вспоминает какие-то короткие эпизоды, которые называются воспоминаниями – вспышками.
Если вы попросите такого человека, чтобы он рассказал что-либо о своем детстве, то он вряд ли сумеет рассказать вам последовательную историю, чаще всего это будет звучать так: «обычное детство, но вот однажды произошло нечто…». Многие из нас, с кем в детстве случилось что-то плохое, чувствуют, будто их детство кто-то украл.
Определение
Психотравма — раздражение нервной системы, которое появляется после стрессовой ситуации, к которой человек просто-напросто был не готов. Находясь в таком состоянии, личность не может сразу найти пути решения этой проблемы, так как приложенных усилий и жизненного опыта оказывается недостаточно, именно поэтому возникает сильное возбуждение и истощение энергии. Помимо этого, больного постоянно преследуют негативные мысли, переживания, частое психическое напряжение. В результате этого не только психика начинает изменяться, но и сам индивид, его поведение и физиология.
Процесс перехода из стрессовой ситуации в травматическую начинается тогда, когда разрушается механизм защиты личности. Психотравма характеризуется следующими особенностями:
- человек осознает, какое именно событие спровоцировало изменения его психологического состояния;
- приходит осознание того, что привычный уклад жизни больше невозможен;
- индивид находится в постоянном страхе, чувствует себя беспомощным и бессильным.
В психологии есть 2 вида травмирующих ситуаций:
- переносимая (смерть близкого друга, родственника; ссоры; проблемы на работе; заболевания);
- непереносимые (преступность; стихийные бедствия; теракты).
Терапия сексуального насилия.
Как пережить сексуальное насилие? Хотя последствия сексуального насилия довольно травматичны, восстановление психики возможно. В одиночку с такой травмой справиться практически невозможно, поэтому рекомендуется обраться к специалисту. Совместная работа между специалистом и жертвой изнасилования позволяет обеспечить успех терапии. Особенно эффективны следующие терапевтические подходы:
Когнитивная поведенческая терапия может помочь жертвам насилия отказаться от неадаптивного поведения. Например, человек, который подвергся насилию в детстве, может так бояться близости, что избегает романтических отношений. Когнитивная поведенческая терапия может помочь ему скорректировать автоматические мысли, которые заставляют его избегать близости, что позволит ему работать над здоровыми отношениями и поведением.
Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в основе терапии лежит ускоренная переработка информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессами и проблемами выживания.
Страх одиночества
Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием. Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми
Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».
Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…
Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.
Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно. Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.
История Влада
Владислав обратился к психологу в 36 лет. Можно сказать, что его почти насильно привела жена, а женился он незадолго до этого. Проблемы у него были всегда, однако он сам не решался никому о них рассказать.
Влад – талантливый учёный, кандидат наук. Однако он теряется, сталкиваясь с любыми практическими проблемами. Под «проблемой» в данном случае имеется в виду, например, необходимость починить сломавшийся пылесос: то есть – отнести его в ремонт. Такие вопросы он всегда решает очень долго, ему тяжело на что-то определённое решиться. Куда нести? В какую мастерскую? Вдруг там дорого (при этом Влад – довольно обеспеченный человек)? Вдруг плохо сделают?
Он испытывает серьёзные проблемы в отношениях с людьми, если это не чисто профессиональные отношения. В общении ему всегда хочется поддакивать собеседнику, что бы тот ни говорил: он теряет себя в общении.
Из-за этого у него бывают длительные периоды депрессии, отвращения и ненависти к себе. Чтобы Владислав не делал, за что бы он ни брался, он все всегда старается сделать на максимуме своих возможностей и… при этом никогда не бывает доволен результатом.
Как выяснилось в беседе с психологом, родители Влада были внутренне чуждыми друг другу людьми, хотя и не разошлись. Они постоянно ссорились. Ссоры эти почти никогда не носили открытого и грубого характера: оба, и папа, и мама – интеллигенты, отец — доктор наук. Однако, анализируя свои проблемы, Влад пришёл к выводу, что именно ссоры родителей и их отчуждённость друг от друга стали причиной этих проблем.
Влад рассказал, между прочим, вот какой эпизод (по его словам, это одно из его первых воспоминаний, ему было 4-5 лет): «Я помню, мы как-то шли домой. Возможно, были в гостях. Дул сильный ветер. Он шумел в кронах деревьев. Из-за этого отец и мать говорили очень громко. Они спорили, ругались. При этом оба держали меня за руки. Но я вдруг почувствовал, что это чужие люди, которые не замечают меня, которым я не нужен. Я почувствовал себя совершенно одиноким в этом мире. Те, которые назывались моими родителями, не были на самом деле моими родителями. Они меня не видели, не интересовались мной. Так я чувствовал. Это было очень страшно».
В работе с психологом выяснилось, что истоки такого ощущения недовольства собой лежат в детстве. Маленькому Владу казалось, что если он будет очень-очень хорошим, самым лучшим, то родители перестанут ссориться и они заживут дружно и счастливо. Он находил подтверждение своим убеждениям в мимолетной улыбке матери, когда он рассказывал об очередной пятерке, или в дружеском хлопке по плечу отца, когда он выигрывал очередной кубок в спортивных соревнованиях
Эти моменты были единственными, когда наш герой получал хоть какое-то внимание и любовь со стороны самых важных для него людей
Из детства он вынес два послания, которые стали неосознаваемыми девизами всей его последующей жизни. Первый: «Ты нужен и любим только тогда, когда ты можешь не просто много, а очень много. Никому не интересны твои переживания, мнения и желания, важны лишь те результаты, которых ты можешь добиться». Естественно, что в этом случае самым страшным было не оправдать ожиданий родителей и лишаться даже той толики принятия, которую Влад получал от матери и отца. Отсюда сформировалось второе внутреннее послание. «У тебя нет права на ошибку, ты не можешь принимать неверные решения». Отсюда рождалась его неспособность справиться даже с бытовыми вопросами и страх ошибки, который, в свою очередь, влиял на его готовность к активным действиям.
Самоотчёт Влада интересен тем, что он очень точно выразил ощущения многих детей, родители которых постоянно конфликтуют: это именно чувство заброшенности, одиночества и своей ненужности.
И так, Влад стал слабовольным (слабоволие – это неспособность сделать выбор, принять решение в ситуации, когда есть разные варианты поведения) и застенчивым, потому что не получил от родителей той любви и внимания, которые нужны каждому ребёнку. Родители, как часто бывает в конфликтных семьях, были слишком заняты собой, своими отношениями.
Между тем, наша уверенность в себе, сила воли – это результат той энергии любви, которой нас напитали в детстве.