Гендерный признак

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

В большинстве традиционных культур женщине отводится роль «хранительницы очага». Это подразумевает, что она должна воспитывать потомство и заботиться о том, чтобы жилище было уютным. А когда её супруг «добытчик» придёт домой – она должна накормить его и обеспечить ему хороший секс. Для женщины считается нормой отсутствие работы, ведь на ней домашнее хозяйство. Кроме того, традиционно женщинам были доступны далеко не все специальности, поскольку считалось, что им нельзя поручать сложную и ответственную работу.

Мужская гендерная роль

В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности.

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

  • Половый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
  • Гендерный признак и само определение понятия «гендер» является более обширным и более сложным. Хоть «гендер» и «пол» часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.

Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия «пол» и «гендер» противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как «природная сущность». То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине – роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек – на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества – воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

Люди равны!

В Италии мужчина, который отлично готовит, считается настоящим “мачо”, в то время как в славянских странах кулинария считается женским занятием. Из-за этого, а также предпочтения отдавать руководящие места мужчинам, возникают конфликты, регулирующиеся гендерной политикой:

  • имеется в виду ответственность государства за равенство полов;
  • создание правовых норм;
  • создание равноправия.

Гендер определяет поведение, которое должно приписываться человеку, исходя из его биологического полового признака. Это понятие возникло как следствие развития осознания самого себя, а также из-за изучения феминистического движения.

Как освободиться от гендерных стереотипов

На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт. 

Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола. 

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности. 

Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт. 

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.

‍ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.  Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу. Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

<<Перелинковка2>>

У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь. Если тебе нравятся точные науки, изучай их. Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие. 

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх 

Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки. Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения. 

Мужские и женские коллективы

На мезоуровне наиболее актуальны связи в профессиональной области, где маскулинные и феминные субъекты показывают себя и как работники конкретной профессии, и как представители разных коллективов. Выделим показательные черты этой области:

  1. До сих пор в рабочих (да и других) коллективах практически на всей планете можно отметить неравенство по половому признаку. Это прослеживается, в первую очередь, в более высоких статусах, которые свойственно занимать мужчинам, и большей награде за труд. Соответственно, в основном дамы находятся на позициях подчинённых. Их потребности в самореализации удовлетворяются меньше, и, как и много лет назад, они продолжают находиться во власти сильного пола. Это, в свою очередь, способствует формированию таких качеств, как пассивность, слабоволие, внушаемость, неуверенность и т. д.
  2. С учётом стандартов и гендерных стереотипов существуют традиционно мужские и женские профессии и должности. К примеру, строительные специальности в основном осваивает сильная половина человечества, педагогические – слабая.
  3. Как показывают исследования, если коллективом руководит женщина, она больше внимания уделяет межличностным отношениям и проявляет больше чуткости к проблемам и психофизиологическому состоянию каждого работника.

Если рассматривать усреднённые черты маскулинных и феминных коллективов, то можно проследить следующие моменты:

  • Мужчины – ориентируются на материальное благополучие, сдержанны в отношениях и эмоциях, недоверчивы и настороженны, эго.
  • Женщины – на первое место ставят удовлетворённость работой и отношениями и уже потом заработок; эмоциональны в отношениях; чувствительны, доверчивы; внимательны к деталям; отзывчивы на похвалу, проявление сочувствия, вознаграждение.

Для успешного управления коллективом руководителю (независимо от его половой принадлежности) будет полезно знать эти особенности.

Гендерная метафора

Гендерная метафора — это сравнительно новое понятие является, с одной стороны, частным случаем телесной метафоры, с другой, — обозначает перенос не только физических, но и всей совокупности духовных качеств и свойств, объединенных словами женственность и мужественность, на предметы, непосредственно с полом не связанные. Так, в любой мифологической картине мира присутствует ряд бинарных оппозиций: верх — низ; свет — тьма; правое — левое и т. д. Во многих философских системах также имеет место ряд полярных категорий: природа — культура; активность — пассивность; рациональность — иррациональность, логика — эмоции; дух — материя; власть — подчинение. Левый член каждой из оппозиций атрибутируется мужественности, а правый — женственности. При этом каждая пара признаков составляет самостоятельную оппозицию, не имеющую причинно-следственной связи с принадлежностью людей к тому или иному полу. Однако половой диморфизм, имеющий место в реальности человеческого существования, все же рассматривается сквозь призму женственности/мужественности. Каждому из полов приписывается набор соответствующих качеств, играющих важную роль в создании прототипа мужского и женского в общественном и индивидуальном сознании.

Эти категории отражают классифицирующую деятельность человеческого сознания, выводимую из сферы опыта. Наличие двух типов людей — мужчин и женщин — мотивировало название философских категорий женственность () и мужественность (маскулинность), составив базу сравнения метафоры.

Употребление метафоры в качестве номинации актуализирует в сознании два класса объектов — тот, с которым сравнивают, и тот, который сравнивают. Базой сравнения является в этом случае некоторая общая черта сравниваемых объектов.

Механизм метафоризации обнаруживает закономерности, обусловленные действием принципа антропоморфизма, то есть культурного и телесного опыта человека:

1) база сравнения метафоры отсылает реципиента к реальным мужчинам и женщинам, которым также начинают приписывать данные природой черты: активность/пассивность, интеллект/эмоции и т. д. Как отмечал А. Белый, «не женщина вовсе определяет женственное: наоборот, женственностью определима она сама» (Белый. С. 103);

2) образность метафоры позволяет использовать ее в применении к объектам разного рода, не связанным непосредственно с полом. Так, мы говорим о мужественных поступках, о вечной женственности; в ряде историко-философских работ выдвигается идея о мужественности немецкого национального характера и женственности русского. Совершенно очевидно, что в таких случаях не производится прямого соотнесения с мужчинами и женщинами. Речь идет о комплексе признаков, объединенных под терминами мужественность/женственность. Признаки, приписываемые мужественности, оцениваются выше.

Метафоричность этих номинаций не всегда осознается носителями языка, что ведет к отождествлению качеств, приписываемых мужественности и женственности, с качествами реальных мужчин и женщин.

В последнее время термин гендерная метафора употребляется более широко — для обозначения любого метафорического переноса, связанного с полом человека (см. также ), — что отражает общую тенденцию заменять слово пол словом гендер.

Gender metaphor (англ.)

Литература:

Белый А. Вейнингер о поле и характере // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. С. 100-105.

Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под редакцией В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980.

А. В. Кирилина

Традиционная семья и половые роли

Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

Моральное поведение4

Этот параметр определяет честное и уважительное отношение к другим людям. Итак, психологи выясняли, какие ценности люди считают важными. Люди противоположного пола выбирали из 15 предложенных ценностей, «честность» женщины поставили на 7 место, «правдивость» на 11. Мужчины «честности» определили 6 место, а «правдивости» 9. В то время в США оба пола считают эти ценности самыми важными. То есть оба пола лгут и недоговаривают.

Это означает что в гендерном смысле между мужчиной и женщиной нет существенной разницы, изначально это просто человек, набор характеристик и каким он становится зависит от общества и окружения, которые находятся рядом с ним. Поэтому гендерные особенности поведения мужчины и женщины определяются традиционными ролями в обществе.

Классификация гендеров, отличительные особенности

Разнообразие присутствует во всех аспектах жизни, оно является генератором соглашений и разногласий, поскольку представляет собой один из основных текущих конфликтов в нашем обществе. Любой тип разнообразия: этническое, культурное или гендерная принадлежность предполагает такие ценности, как солидарность и уважение к различиям. Человек должен жить своей сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью свободно и ответственно.

В настоящее время выделяют три основных типа гендерной идентичности:

Биполярная

Изначально биполярная идентичность предполагала жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины — фемининными).

В конце ХХ века концепция биполярной модели гендерной идентичности была пересмотрена. На данный момент предполагается, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным поло-ролевым моделям и могут сочетать в своем поведении характеристики обоих полов.

Читать далее: Жить с оглядкой на чужое мнение — стоит ли оно того?

Мультиполярная

Мультиполярная модель гендерной идентичности допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола.

Мультиполярная модель гендерной идентичности представлена 6 вариантами:

Андрогинная

Гендерная неоднозначность также известна как андрогинность.

Слово «андрогинность» происходит от греческого слова «andro» и означает мужчина — мужественность, а слово «gyne» означает женщина — женственность.

Таким образом, андрогинность, имея небинарную гендерную идентичность, означает наличие как мужских, так и женских характеристик. По мнению ученых — андрогин осуществил высшую мечту каждого человека: обладать обоими полами одновременно.

Всвязи с тем, что андрогинность относится к людям, которые не хотят, чтобы их видели/ идентифицировали по своему полу – могут иметь абсолютно любую внешность и сексуальную ориентацию.

По объекту влечения

Описывая устойчивое физическое, романтическое и/или эмоциональное влечение человека к другому человеку, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация — это не одно и то же. Небинарные гендеры могут быть натуралами, лесбиянками, геями, бисексуалами или гомосексуалистами. Например, человек, который превращается из мужчины в женщину и которого привлекают исключительно мужчины, обычно идентифицирует себя как гетеросексуальную женщину.

Кем я себя ощущаю

Цисгендерами являются большинство людей, которые с рождения ощущают себя представителями одного из двух полов в соответствии с биологическим и на протяжении всей жизни ведут себя согласно этому полу.

В классическом понимании такие люди отождествляют себя с мужчинами и женщинами одновременно, но некоторые могут чувствовать себя, например, наполовину женщиной, а наполовину — агендером или просто небинарной личностью.

Например, человек биологически рожден мужчиной, но идентифицирует себя женщиной, и наоборот. Существует также термин транссексуал — это человек, который не только отождествляет себя с другим гендером, но еще и совершил хирургическую операцию по смене биологического пола.

Человек примеряет на себя разные социальные роли, отказываясь на протяжении большей части времени вести себя исключительно феминно или маскулинно. Ориентируется на свои желания, настроения и контекст, позволяющий выбрать определенную социальную роль.

Агендеры не чувствуют, что принадлежат к какому-либо полу, и в принципе отказываются от гендерного самоощущения. Иначе их еще называют бесполыми, а обращаться к ним можно на «они/их».

В английском языке существуют термины demigirl — частично женщина, но обычно мужчина, и demiboy — частично мужчина, но обычно женщина.

Похожие термины:

  • (Gender in social work). Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, м

  • (Sex and gender). Понятие гендерная роль («gender role«) заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 г. при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребова

  • неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении (Петрова Р.Г. Гендер

  • социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

  • (Gender anthropology, anthropological study of gender) – научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроце

  • (Gender asymmetry in language) (андроцентризм языка, фаллологоцентризм) – неравномерная представленность в языке лиц разного пола, которая отмечена феминистской критикой языка, а также ведущими постмодернист

  • (Gender censorship) – цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Тэкс «Сила

  • (Gender differentiation) – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и который является средством социальной стратификации (Козлов В.В., Шухова Н.

  • (Gender earning differentiation, gender earnings gap) – разница в оплате труда женщин и мужчин. Она всегда имеет перевес в пользу последних и наблюдается во всех регионах мира на протяжении всего ХХ века. Вариации между с

  • (расстройство гендерной идентичности) – состояние, когда человек не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им (Гендерология и феминологи

  • (Gender idea) – идея о необходимости гармонизации в обществе двух социальных групп – мужчин и женщин – с учетом биосоциальных особенностей обеих групп, во имя раскрытия личностного потенциала и налаж

  • (Gender identity) – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам

  • (Gender identity of creative personality) обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андр

  • (Gender ideology) – система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих

  • (Gender history) специальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появ

  • вид культуры, предполагающий сформированность у человека объективного представления о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье (Амяга Н. В. Изм

  • Раздел языкознания, в котором исследуются письменное и устное поведение представителей мужского и женского пола, их стратегии и тактики общения. Представители Г. л. также исследуют гендерную доми

  • раздел педагогики, посвященный изучению гендерной социализации и особенностей развития и воспитания мальчиков и девочек (Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 237).

  • (Gender psychology) – область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в п

  • самоотождествление индивида с тем или иным полом (Гендерология и феминология: Учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др.; Под общ. ред. С.В. Коваленко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 152 с.).

Выводы

  • Хотя законодательство давно уравняло в правах мужчин и женщин, на деле конституция не может сделать всех одинаковыми. Исследования показывают, что стили управления тех и других отличаются.
  • Стиль управления — это система действий менеджера, которая направлена на работников и служит для достижения бизнес-целей.
  • Разделение мужского и женского стилей управления, предложенное Куртом Левиным, до сих пор актуально и используется исследователями. Он выделил три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
  • Многие эксперты отмечают различия в стилях управления мужчин и женщин. Если мужчинам свойственен авторитарный стиль, то женщины более склонны к демократии и сотрудничеству.

Текст: Степан Добродумов

Курсы для руководителей в Русской Школе Управления. Узнайте подробнее о направлениях и форматах!