Содержание
- В какое время делать гимнастику
- Когда нужна операция при косоглазии?
- Как настроить малица на гимнастику?
- Массаж стопы ребенка
- Где искать свежие идеи для зарядки
- Артикуляционная гимнастика – что это такое?
- Комплексная терапия детского косоглазия: лечение аппаратами, коррекция оптикой
- Развитие ребенка и гимнастика
- Способы лечения детского косоглазия
- Общие правила
- Гимнастика спины, живота, рук, ног
- Когда лучше выполнять упражнения младшему школьнику — как подготовиться к гимнастике?
- Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)
- Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
- Польза гимнастики: решение детских проблем
- Совершенствуем навыки
- Упражнения, способствующие развитию равновесия.
- Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев
В какое время делать гимнастику
Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления. Условия для занятий
- Проветрите комнату, где будете заниматься с малышом. В помещении должно быть тепло, но не жарко. Оптимальная температура – 20-21 градус. Во время массажа ребенок также принимает воздушные ванные – важный закаливающий фактор.
- Занятия проводите на ровной твердой поверхности: на пеленальном или обычном столе, крышке комода. Кровать или диван для этих целей не подойдут, так как будут прогибаться под ребенком и эффекта от упражнений не будет. Чтобы малышу было комфортно, положите на столешницу тонкое одеяло и накройте его пеленкой.
- Ребенок должен быть в хорошем настроении, спокойным и активным. Если он хочет спать, капризничает или недомогает, занятия следует отложить.
- Мама тоже должна настроиться на общение с младенцем, никуда не спешить, не суетиться.
- Гимнастику нужно совмещать с воздушными ваннами. Разденьте малыша, снимите с него подгузник. Пусть ничего не стесняет его движения.
- Во время выполнения упражнений разговаривайте с малышом, декламируйте потешки, пойте песенки. Можно включить негромкую фоновую музыку.
Когда нужна операция при косоглазии?
Если консервативные методы лечения не дали должного эффекта, и косоглазие не исправилось, а зрение ребенка ухудшается, в таком случае может быть предложена операция. Она исправляет косметический дефект. К сожалению, вернуть возможность хорошо видеть, удается не всегда. После операции ребенку нужно будет учиться получать правильное изображение, чтобы зрение было бинокулярным. Для этого необходимо планово посещать профильных специалистов и выполнять все их рекомендации. Также потребуется пройти курс аппаратной терапии.
Операция при косоглазии: особенности:
- оперативное вмешательство направлено на исправление работы мышц, двигающих глазное яблоко;
- операция назначается после одного года коррекции, если должного терапевтического эффекта достичь не удалось — рекомендуют детям, возрастом 3-5 лет;
- при сильной патологии может потребоваться несколько операций.
Высокой эффективностью обладают специальные упражнения для глаз, которые нужно выполнять после операции регулярно. Многие клиники предлагают услугу комплексной стимуляции зрения: вакуумный массаж, инфракрасная лазерная терапия, электростимуляция, магнитотерапия.
Как настроить малица на гимнастику?
Довольно трудно настраивать младенцев на предстоящие физические занятия
Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов. Настаивать малышей необходимо любовью, лаской и заботой
Как поднять настроение ребенка перед гимнастикой?
1. Малыш должен быть сытый, в чистом и сухом подгузнике.
2. В помещении должно быть чисто, тихо, тепло и свежо.
3. Родители должны присутствовать рядом, ласково говорить с младенцем, петь песни, греметь погремушками.
4. Специалист по лечебной физкультуре должен проявлять по отношению к ребенку дружелюбие.
При создании благоприятной и дружелюбной атмосферы кроха обязательно повеселеет и даст с собой позаниматься. Для месячного ребенка хватит 10-15 минут гимнастики в первый раз. В последующем время занятий увеличивают до 40 минут. Но и затягивать их не стоит, так как грудничок сильно устанет, и тогда следующее занятие не вызовет у него положительных эмоций.
Массаж стопы ребенка
Все приемы и упражнения начинаем делать снизу вверх. Поэтому первая на очереди стопа. Массаж стопы является важнейшей составляющей занятий, так как помогает нормализовать мышечный тонус, а в дальнейшем – правильно ставить ножку при опоре.
Разминаем стопу круговыми массажными движениями большого пальца сначала по передней части стопы (под пальчиками), потом по внешней боковой. Движения повторяем по 3-5 раз.
- «Рисуем» большим пальцем восьмерку на стопе.
- Круговыми движениями растираем пяточку. Все движения также выполняем по 3-5 раз.
- Разминаем стопу по ее внешней стороне от пяточки к пальчикам поступательными круговыми движениями.
- Растираем каждый пальчик. Достаточно пройтись по каждому из них 1-2 раза.
- Сгибаем стопу к себе – от себя. Стараемся пальчики дополнительно отогнуть в направлении малыша.
- Совершаем круговые движения стопой вправо и влево, по 3-5 раз в каждую сторону.
После того, как все гимнастические упражнения с одной стопой проделаны, переходим к другой стопе.
Где искать свежие идеи для зарядки
Помимо готовых зарядок в стихах, для домашней физкультминутки можно использовать обычные детские стихи. Возьмите подходящие тексты и на ходу изображайте то, о чем в них говорится. Это выручит вас, когда вы окажетесь с ребенком на природе или у бабушки в деревне, где нет доступа к интернету.
Вот, как можно превратить детские стишки в зарядку:Жираф (Самуил Маршак)
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста, (сидим на корточках и изображаем сбор цветов)
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок (встаем, выпрямив ноги, на носочки, и «собираем цветы», наклоняясь, но не сгибая коленок). Кораблик (Агния Барто)
Матросская шапка,
Веревка в руке (маршируем на месте),
Тяну я кораблик
По быстрой реке (начинаем двигаться, как будто тянем кораблик),
И скачут лягушки
За мной по пятам (приседаем и подпрыгиваем)
И просят меня:
— Прокати, капитан! (машем рукой).Слон (Агния Барто)
Спать пора! Уснул бычок (подставляем ладошки под одну щеку, как будто спим),
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать (подставляем ладошки под другую щеку),
Только слон не хочет спать (становимся на четвереньки).
Головой качает сон (стоим на четвереньках и качаем головой),
Он слонихе шлет поклон (кланяемся).
Артикуляционная гимнастика – что это такое?
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.
Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как провести логопедические занятия для детей 3-4 лет дома?
Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.
Комплексная терапия детского косоглазия: лечение аппаратами, коррекция оптикой
Возможно ли лечение косоглазия у детей в домашних условиях? Максимально эффективным при лечении косоглазия у детей является комплексный подход. Слабая и средняя степень патологии успешно корректируются у детей младшего возраста. Кроме оптической коррекции и упражнений для глаз, которые можно делать дома, существуют и другие полезные мероприятия.
Как лечить косоглазие? Терапевтический комплекс:
- занятия на синоптофоре — улучшают подвижность глаз, позволяют ребенку увидеть бинокулярное изображение, повышают зрительные резервы;
- магнитотерапия — этот метод эффективен при лечении амблиопии;
- электростимуляция — назначают, если у ребенка развиваются атрофические процессы в зрительном нерве;
- вакуумный массаж, инфракрасный лазер — действие этих аппаратов направлено на улучшение кровообращения и работу цилиарной мышцы.
Лечение косоглазия в домашних условиях действительно может быть эффективным, но лучше всего справиться с патологией помогает комплекс мероприятий, включающий аппаратную методику, упражнения, а также сбалансированное питание, физическую активность, витамины для глаз.
Развитие ребенка и гимнастика
До года кроха заметно прибавляет в весе, росте, у него формируются определенные навыки. В этот период очень важен уход за ребенком, а именно:
- правильно его кормить грудью (о том, как это делать, подробно рассказывается в курсе Счастливое материнство>>>);
- носить на руках;
- в ванной купать в пеленочке;
- соблюдать режим сна и бодрствования (подробно о режиме сна читайте в статье Нормы сна детей до года>>>) – все эти компоненты являются основополагающими в полноценном развитии малыша.
В первый месяц новорожденный больше спит. По мере роста малыша, периоды сна будут сокращаться, а бодрствования – увеличиваться. Ребенок больше будет нуждаться в общении с близкими людьми, повысится его двигательная и эмоциональная активность.
Вы, как заботливая мамочка, пытаетесь соблюдать все рекомендации врача. Для его правильного развития вы выполняете специальную гимнастику для новорожденных либо заменяете упражнения массажем. Мое мнение, что гимнастика ребенку не особо нужна. Важнее не ограничивать его в движениях.
Новорожденный малыш должен познать все возможности своего тела.
- Любая гимнастика должна выполняться на фоне положительных эмоций, а не только путем придерживания правильной техники тех или иных упражнений;
- Самая мягкая гимнастика – это пестовальная, с прибаутками и потешками.
Но это мое мнение, для расширения кругозора мы познакомим вас с несколькими разновидностями упражнений. Вам решать, какая гимнастика больше подойдет для любимой крохи, и какой из них вы отдадите свое предпочтение.
Способы лечения детского косоглазия
Страбизм — это довольно серьезная патология, при которой визуальный дефект не является единственной проблемой. Опасность заболевания заключается в том, что нарушается слаженная работа глаз. У ребенка возникают сложности с восприятием окружающих объектов. Следствием отсутствия лечения косоглазия у детей становится нарушение бинокулярности. В этом состоянии глаза работают попеременно, поле зрения сужается.
Не имеет значения, насколько отклонился глаз от нормы, заметен ли дефект окружающим или нет. Сам факт отклонения зрительной оси от точки фиксации нарушает систему восприятия внешнего мира. Причины косоглазия могут быть самыми разными. Часто развитию патологии предшествуют заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, токсические отравления, испуг, осложнения инфекционных болезней.
В зависимости от того, что стало причиной возникновения страбизма, различают методики его лечения. Способы терапии врожденной формы косоглазия и приобретенной могут существенно отличаться. Важную роль в подборе тактики лечения играет общее состояние здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, а также форма и степень прогрессирования страбизма.
Исправить нарушение зрения вполне реально. Главное, чтобы родители своевременно обратились за помощью к окулисту. В большинстве случаев врачи назначают консервативное лечение косоглазия. Оно заключается в ношении офтальмологических изделий: очков или контактных линз. В каждом случае терапия подбирается индивидуально. Выбор ее методики полностью зависит от решения врача.
Самый простой и доступный способ коррекции страбизма у детей — это оптическая коррекция. В этом случае врач выписывает ребенку очки, реже — контактные линзы. Подбор тактики лечения детского косоглазия обязательно включает визометрию. Эта процедура позволяет выявить близорукость и дальнозоркость и назначить терапию, которая будет эффективна при страбизме и нарушениях рефракции.
Для восстановления бинокулярного зрения окулисты обычно прибегают к ортоптическому и диплоптическому лечению косоглазия. Ребенку предлагается выполнять упражнения с помощью специальных приборов, например, синоптофора или стереоскопа. Такая терапия обычно включает 15-20 занятий. Продолжительность каждого из них составляет не более 25 минут в день.Операцию детям при косоглазии проводят в редких случаях, когда остальные методики лечения малоэффективны. Суть хирургического вмешательства заключается в смещении участков крепления мышц глаз. Оно позволяет добиться правильного баланса между глазодвигательными мышцами. Однако многие родители опасаются проведения операции.
Общие правила
Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.
Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?
В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить
Против воли ребенка они пользы не принесут.
Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.
Гимнастика спины, живота, рук, ног
Каждый возраст требует свой комплекс упражнений.
Гимнастику для детей лучше всего начинать до года. Педиатры считают, что упражнения следует выполнять с 5-го месяца, так как за этот период мышцы ребенка укрепляются и способны приносить пользу малышу без нанесения ему вреда и травм.
В грудном возрасте регулярные занятия по гимнастике подготавливают малыша к сидению, ползанию, стоянию и правильному дыханию. Продолжительность занятий не должна превышать 8 – 10 минут.
Упражнения: скрещивание и подъем рук, сгибание/разгибание ножек, перевороты со спинки на живот и наоборот, сгибание туловища.
Годовалые дети уже могут самостоятельно приседать, делать первые движения в ходьбе. Занятия можно увеличить до 10 – 12 минут в день.
Упражнения: соединения локтя с коленом, стоп и лба, прижимание ножек к животику, вращательные движения согнутых ножек по и против часовой стрелке, укладывания ребенка на живот, приподнятие ребенка за подмышки (имитация ходьбы) и др.
Гимнастика на мяче
Гимнастические упражнения для детей 1 – 3 лет имеют свои нюансы: все занятия должны быть разнообразными и выполняться в веселом ритме в форме какой-либо игры, истории или действия, увлекающих и заинтересовывающих малыша. Спортивные занятия выполняют две функции: помогают развиваться малышу физически и одновременно содействуют в формировании артистизма и улучшению фантазии.
Упражнения: перелезть через подушку, проползти под низким столом, подражать движениям животных, персонажам из сказок и др.
В 4 – 5 лет осанка ребенка уже сформирована, развито мышление и они могут концентрироваться. Упражнения выполняют для развития координации движений и гибкости. Гимнастику обычно дополняют с играми в мяч и с мягким эспандером. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.
Упражнения: ходьба по узкой дорожке, боком, задом наперед, бег в различном темпе, проползание под препятствием и др.
Развитие силы и ловкости у мальчиков
Гимнастика для детей 6 – 8 лет защищают от заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствуют налаживанию организационных моментов ребенка. Главные цели: во-первых, малышу следует научиться быть ответственным за получение хороших результатов тренировок; во-вторых, развитие мускулатуры ребенка.
Гимнастические занятия следует проводить в определенное время. Можно дополнять соответствующим музыкальным фоном и ритмическими детскими песнями.
Упражнения: «мостик», шпагаты, стойка на лопатках и т.д.
Детская гимнастика для детей 8 – 10 лет чаще всего выполняется отдельно для девочек и мальчиков. Гармония души, тела, спорта и искусства – это сочетание упражнений с обручами, лентами, мячами, булавами и другим спортивным инвентарем. В этом возрасте у детей интенсивно формируются эстетические вкусы, развивается абстрактное мышление, музыкальный слух и вырабатывается чувство ритма; повышается атлетизм и развиваются физические силы, формируется уверенность, воля и твердость характера. В этом возрасте показаны ритмичные сольные и парные упражнения, правильная постановка ног и движения под музыку.
Упражнения: сложные прыжки, повороты, волны и т.д.
Художественная гимнастика для девочек
Гимнастические занятия от 11 до 16 лет – это танцевальные и атлетические упражнения, снимающие нервное напряжение ребенка и отвлекающие от школы. Дети учатся выполнять сложные гимнастические, акробатические и силовые элементы.
Упражнения: ходьба с перемещениями, прогибы спины, пируэты, рондаты, махи на брусьях, стойки на руках и т.д.
Комфортные занятия обеспечиваются благодаря хорошо проветриваемой комнате, одежде из натуральных тканей и хорошему настроению.
Блок 1
Когда лучше выполнять упражнения младшему школьнику — как подготовиться к гимнастике?
Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все свободное время возле телевизора и просиживая за компьютером, тем больше проблем со здоровьем он получает.
Детские специалисты бьют тревогу и напоминают родителям, что активно двигаться детский организм должен минимум 10 часов в неделю, а для младших школьников этот минимум увеличивается до 3 часов в день. Причем, желательно, чтобы происходило это на свежем воздухе.
Естественно, времени у родителей слишком мало, но все же выделить 20 минут с утра и 20 минут вечером на зарядку – это не так уж и сложно.
Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)
- Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
- «Скользящие шаги».
- Массаж спины.
- Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
- Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
- Наклон и выпрямление туловища.
- Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
- Массаж живота.
- Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
- Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
- Напряженное выгибание.
- Круговые движения ручками с кольцами.
- Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.
Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
- Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
- Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
- Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
- При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
- Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
- Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
- Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
- Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Малыш быстро растёт и развивается, в 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встаёт с опорой. К настоящему моменту ваш ребёнок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность. С помощью дивана, кресла, стола ребёнок поднимается на ноги, придёт день, когда он встанет и выпрямится в полный рост, период ползания подходит к концу, и теперь малыша внизу не удержать. Итак, ребёнок пошёл и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях, все ранее приобретённые навыки помогут ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему, пусть, сделав 1-2 самостоятельных шага, он попадёт в ваши любящие объятия
Но первое время ребёнок часто падает, падение- неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и, особенно, бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными. Уберите все опасные вещи из комнаты, и освободите достаточное пространство для ходьбы, предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалёку друг от друга, так, чтобы ребёнок мог переходить от одного к другому
Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию, для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол, плотный ковёр лучше, чем ковёр с длинным ворсом
До тех пор, пока ребёнок не будет твёрдо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь, хотя бы дома он должен ходить босиком, это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия. ходьба, как и речь- эти два чуда из чудес, к которым мы настолько привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия, когда обычный ребёнок начинает ходить, мы воспринимаем это как вполне естественное, само собой разумеющееся дело, а вот ребёнок прекрасно понимает всё чудо ходьбы и просто ликует по этому поводу, разделите с ним это ликование, ведь это- ликование самой жизни
Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребёнка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встаёт из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый, если есть возможность, поставьте в комнате ребёнка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой. игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь, специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребёнку предметы жёсткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжёлые и лёгкие. Ребёнку интересно всё, что его окружает, он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвёт их на части, всё, что малыш делает руками- собирает или разбрасывает игрушки, рвёт бумагу и тому подобное- развивает его интеллект и творческие задатки. К этому возрасту ребёнок не говорит ещё ни слова, но уже многое понимает, продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребёнок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приёмов. Итак, основной задачей занятий с ребёнком в возрасте девяти-двенадцати месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребёнка, используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.
Польза гимнастики: решение детских проблем
С первых дней жизни малышу важно чувствовать заботу и любовь родителей. А при их отсутствии возникают проблемы
Нехватка любви и контакта с родителями – это одна из главных причин заболеваний у новорожденных. Другая важная причина – это врожденные или приобретенные в процессе родов патологии. Правильная лечебная гимнастика (например, комплекс Юлии Анкудимовой «Прима») помогает корректировать эти состояния, делая кроху здоровым и крепким.
Польза для детского организма от упражнений просто колоссальная.
Активизируется вся кровеносная система. После физических упражнений кислород активно поступает во все клеточки организма, насыщая их и побуждая в полной мере выполнять свою работу
Особенно важно это для деток с двигательными нарушениями.
Происходит закаливание детского тела. Так как во время занятий малыш остается раздетым, параллельно с лечением он принимает воздушные ванны – они укрепляют здоровье крохи.
Если гимнастика проводится с родителями, то тактильный контакт близких людей успокаивает новорожденного.
В процессе занятий укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается координация всех движений.
Улучшается пищеварение, так как гимнастика и массаж приводят к улучшению обменных процессов
Малыша реже беспокоят срыгивание, колики, вздутие или диарея.
Совершенствуем навыки
Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.
Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:
- укреплять иммунитет;
- развивать выносливость;
- правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
- чувствовать свое тело в пространстве;
- улучшать обменные процессы;
- укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
- улучшать осанку;
- нормализовать работу нервной системы;
- улучшать пищеварение;
- нормализовать сон;
- развивать чувство ритма.
Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.
Упражнения, способствующие развитию равновесия.
Дети сами часто делают движения, связанные с сохранением равновесия (залезают на высокий предмет, встают на поверхность с малой площадью опоры и т. д.). Некоторые дети «трусливы» и движениями, связанными с сохранением равновесия, овладевают позднее.
Данный навык у таких детей приходится длительно тренировать.
Выполнение упражнений для выработки умения сохранять равновесие способствует развитию координации движений, ловкости, смелости, внимания. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного).
Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования умения сохранять равновесие.
Ходьба по ограниченной плоскости (рис. 28),
Перешагивание через предмет (рис. 29).
Ходьба по доске (ширина 25-15-10 см) с помощью и без помощи взрослого.
Вхождение на наклонную плоскость с опорой.
Вхождение на наклонную плоскость разной высоты без опоры (рис. 30).
Ходьба по гимнастической скамейке с опорой,
Ходьба по гимнастической скамейке без опоры.
Ходьба по скамейке с предметами (рис. 31).
Ходьба по стесанному бревну с опорой и без нее.
Ходьба по веревочке (рис. 32).
Ходьба по обручу.
Ходьба боковая по палочке (рис. 33).
Ходьба с мешочком на голове.
Ходьба по лестнице.
При выполнении упражнений надо обязательно следить за осанкой (начиная с 1 года 2 мес. дети при ходьбе по доске следят за игрушкой, стоящей на конце доски). Если дети полутора лет и старше еще не умеют прыгать, схождение малышей со скамейки должно быть «мягким».
Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев
Классические упражнения возможно сочетать с массажем, воздушными ваннами. Хорошо приемы классической гимнастики подходят для утреннего занятия, которое мама проводит после умывания, обработки пупочка. Классическая гимнастика выполняется в статичном положении: ребенок находится в стабильном положении в пространстве. Это основное отличие классического комплекса от динамического, о котором мы расскажем ниже.
Маме на заметку можно посоветовать несколько игровых упражнений, которые обязательно пригодятся маме грудного малыша от 2 недель до 2 месяцев.
«Гусеничка». Исходное положение — лежа на животе. Мама подносит ладонь к стопам малыша и слегка надавливает на них поступательным движением вперед. Малыш рефлекторно совершает поползновение вперед. Так тренируются мышцы живота, ног, спины. Ползание практикуют с самого раннего возраста именно для этого, а вовсе не для того, чтобы научить ребенка ползать, как думают многие.
- «Эмбрион». Поза, которую ребенку нужно принять в ходе выполнения этого упражнения, достаточно проста и привычна для него. В ней ребенок находился в маминой утробе. Положите малыша на бок, подведите колени к животу, а ручки удерживайте у груди. Слегка наклоните голову малыша подбородком вниз, к груди. Удерживайте его в таком положении 15-20 секунд, потом отпустите. Повторите 4-5 раз.
- «Топотун». Поднимите малыша, захватив под мышками, дайте пальчикам ног упереться в поверхность стола и перемещайте малыша вперед. Он рефлекторно будет делать «шаги» по столу. Не расслабляйте свои руки, вес ребенка ни в коем случае не должен ложиться на его неокрепшие конечности и позвоночник.
- «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.
- «Червячок». Исходное положение — лежа на боку. Проведите пальцами вдоль позвоночника ребенка без нажима и давления. Рефлекторно малыш выгнет спинку, а потом снова вернет ее в исходное положение.
- «Атлет». Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ручки малыша в свои руки. Подведите их к груди, разведите в разные стороны, потом поднимите вверх и опустите вдоль тела. Первое время повышенный мышечный тонус будет существенно ограничивать подъемы и опускания, следите за тем, чтобы ребенку не было больно.
Если ребенку уже более двух месяцев и его возраст приближается к 3 месяцам, вполне можно усложнить программу классической гимнастики следующими упражнениями:
- «Дельфинчик». Исходное положение — лежа на животе. Положите свои ладони под грудь и живот ребенка, на несколько секунд невысоко приподнимите его на ладонях над поверхностью массажного стола. Все группы мышц, особенно шейные, мышцы спины и живота напрягутся. Спинка прогнется, а головка поднимется выше. Потом аккуратно опустите малыша обратно в исходное положение. Повторяйте 3-4 раза.
- «Лыжник». Положите малыша на спинку, возьмите одну ножку за стопу, аккуратно распрямите ее в колене и скользящим движением проведите стопой крохи по своей ладони. Потом аналогично проведите упражнения для второй ноги. Это будет похоже на бег лыжника.
- Следующее упражнение достаточно сложное, его рекомендуется начать делать не ранее 3-месячного возраста. Называется оно «Веретено». Его суть — в тренировке косых мышц живота и длинных мышц спины. Положите ребенка на спинку. Одной рукой захватите ножки, второй потяните за правую ручку с одновременным отведением ножек влево. Малыш перевернется на живот. Потом практикуйте перевороты через противоположную сторону.