12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог елена кравцова

Конфликтики или конфликты?

Итак, о чем же повествует произведение «Капризничает? Значит, развивается!»? Содержание книги включает раздел о конфликтах с карапузом. Там рассказывается о том, что, возможно, малыш расстается с прежними привычками, когда он будет обучаться чему-то новенькому для него. Если он научится ползать, то сумеет сам дотянуться до понравившейся игрушки. Если научится ходить, то не будет ожидать, что мама, как и раньше, каждую минуту станет носить его на руках.

После каждого такого скачка малыш становится все более и более самостоятельным. Возможно, некоторым уже не будет нужна мамина помощь в прежнем объеме. Все это понимают обе стороны: и мама, и кроха. Иногда эти ситуации могут приводить к ссорам между ними и даже конфликтам. Это из-за того, что не всегда желания взрослых и детишек совпадают.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще . Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную . Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным . Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи. 

46-я неделя: мир последовательностей

Малыши обожают разрушать и разбрасывать вещи. Во время последнего скачка в развитии вам казалось, что эта разрушительная способность достигла апогея. Однако, если вы внимательно наблюдаете за ребенком, то заметите, что в районе 46-й недели он впервые пытается складывать, конструировать.
Ваш малыш готов открыть для себя мир последовательностей. Начиная с этого момента, он понимает, что для достижения цели он должен произвести действия в определенной последовательности

Возможно, вы обратите внимание, что ваш ребенок пытается сложить кубики или пирамидку. Если раньше у него это получалось случайно, то теперь он производит эти действия совершенно сознательно .
Начало этого скачка развития приходится примерно на 42 неделю, или где-то между 40 и 44 неделями

В то время как ваш малыш растет и постигает новые умения, он становится более требовательным и капризным. Беспокойный период, как правило, занимает около 5 недель, но может продлиться от 3 до 7 недель. Если ваш малыш капризничает, понаблюдайте за ним: возможно, он осваивает новые навыки.Признаки этой недели у ребенка.

Может цепляться за вашу одежду. Ваш малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Он буквально обвивается вокруг вас, даже если рядом нет незнакомых людей. Некоторые дети не нуждаются в постоянном физическом контакте с матерью, но тогда они требуют, чтоб она всегда была в пределах их видимости.
Может больше стесняться незнакомых людей. Если незнакомый человек заговорит с малышом, посмотрит на него, а в особенности дотронется, ваш малыш скорее всего будет жаться к вам.
Может хотеть быть все время с вами. Малыши постоянно хватаются за матерей, даже сидя у них на коленях. Другие страшно волнуются, даже если мама хоть немного отходит от них.
Может постоянно требовать, чтоб им занимались

Ребенку нужно не просто ваше присутствие, а постоянное безраздельное внимание.
Может проявлять ревность. Ваш малыш будет капризничать или наоборот, жаться к вам, если вы обращаете внимание на кого-то еще

Такая перемена в поведении обычно указывает на ревность.
Может быть эмоционально неуравновешенным То он абсолютно доволен и счастлив, то, наоборот, начинает капризничать без всякой очевидной причины.
Может плохо спать. Большинство детей начинают хуже спать – отказываются ложиться, плохо засыпают, раньше просыпаются.
Может страдать от «кошмаров». Ваш малыш может начать беспокойно спать – ворочаться так сильно, как будто его мучают кошмары.
Может проявлять безразличие. Некоторые дети перестают заниматься чем-либо, вместо этого просто лежат и смотрят перед собой
Может протестовать против смены подгузника
Может потерять аппетит. Ваш малыш может стать более придирчивым и есть только тогда, когда он этого захочет.
Может вести себя более «по-детски»; это регрессивное поведение абсолютно нормально перед очередным скачком в развитии.
Может быть очень ласков
Может плохо себя вести

Лучшие игры для этих недель Хозяйство. Покажите малышу, как вы готовите и убираете, объясните, что вы делаете. Дайте ему вашу тряпку, так ему будет гораздо интереснее, чем с собственными игрушками. Одевание. Попробуйте переодевать или вытирать малыша перед зеркалом. Попросите его помочь вам – поднять руку или вытянуть ногу. Похвалите его за это.Причесывание. Позвольте малышу самому причесаться – тоже перед зеркалом. Пусть он сам причешется, почистит зубы, умоется. Еда с ложки. Позвольте малышу самому есть ложкой или специальной детской вилкой. Словесные игры:«Это нос!» Дотрагиваться до разных частей тела ребенка, говорить, как они называются.Покажи и назови Показывать на разные объекты, говорить, как они называются.Стишки-потешки «Ладушки», «Сороки-вороны» Прятки:«Распакуй посылку» Заверните в бумагу какую-нибудь игрушку и отдайте малышу. Пусть попробует развернуть ее сам.«Найди игрушку» Спрячьте игрушку под чашкой (при ребенке), и поставьте ее рядом с такой же, но пустой чашкой. Похвалите малыша, если он догадается, что нужно сделать, чтоб найти игрушку, даже если он не сможет обнаружить ее с первого раза.
Из книги: Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!

Скачок развития — что это?

Если вы — мама, то уже наверняка заметили, что иногда ребенка как будто подменяют — вот все было хорошо, и вдруг малыш целыми днями капризничает и не слезает с рук

Также вы могли обратить внимание на то, что ребенок развивается скачкообразно: то месяц совсем не растет, а потом сразу на 3 см за неделю вымахает; то никак не перевернется, затем в один день начнет и вертеться, и ползать; то лишь мычит неделями, а тут вдруг раз — и три новых слова!. Не стоит пугаться — это вполне нормально! Дело в том, что все дети растут скачками

Исследования даже выявили некие мозговые волны, которые происходят в мозге точь-в-точь во время этих скачков. Особенно часто изменения излучения головного мозга происходят у младенцев до 1,5 лет, что вполне объясняет стремительный рост детей первого года жизни. И именно в эти моменты ребенок внезапно учится чему-то новому, сам, без вашего участия! Вы можете себе это представить? Как будто в маленьких людей заложена некая программа, и у всех в одно и то же время что-то щелкает — и бац, ребенок вдруг начал фокусировать зрение, хватать игрушку, ползать, говорить, ходить. Поистине феноменальное явление…

Не стоит пугаться — это вполне нормально! Дело в том, что все дети растут скачками. Исследования даже выявили некие мозговые волны, которые происходят в мозге точь-в-точь во время этих скачков. Особенно часто изменения излучения головного мозга происходят у младенцев до 1,5 лет, что вполне объясняет стремительный рост детей первого года жизни. И именно в эти моменты ребенок внезапно учится чему-то новому, сам, без вашего участия! Вы можете себе это представить? Как будто в маленьких людей заложена некая программа, и у всех в одно и то же время что-то щелкает — и бац, ребенок вдруг начал фокусировать зрение, хватать игрушку, ползать, говорить, ходить. Поистине феноменальное явление…

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Делу — время, потехе — час…

Совершенно необязательно и даже нежелательно планировать, когда малыш будет отдыхать, а когда — играть

Ведь ему, и только ему позволено решать, когда и как получать внимание родителей. А они будут видеть, как их чадушко меняется от одной недели к другой

Каждый скачок в своем развитии карапузик ощущает очень сильно: ему как никогда необходима близость к маме, потребность именно с мамой изучать что-нибудь новое.

Здесь невозможно планировать часы для игр, это неестественно. Ведь может случиться так, что ребенку захочется поиграть в не отведенное для этого время, ему захочется маминого внимания не по плану. А разнообразные переживания малыша, которые могут быть веселыми и грустными, вызывающими восторг и пугающими, волшебными и приближенными к действительности, предвидеть не сможет даже самая внимательная мать. Ведь малыш — это не мультик, который включается в строго отведенное время. И не взрослый, который может самостоятельно следовать созданному для себя плану.

Как воспитывать капризулю?

Зачастую такие дети бывают более чувствительными, требовательными к окружающим. Им нужно, чтобы близкие поддерживали их, были рядом и не обижали.

Любая фраза может вывести их из себя, но только из-за ранимости и обидчивости. Злоба и агрессия являются последствиями, а не причиной возникновения такого поведения.

Ни в коем случае нельзя называть таких детей плохими или непослушными, поскольку ситуация изменится в худшую сторону.

Следует воспитывать таких детей немного по-другому. К ним нужно проявлять больше заботы и внимания, разъяснять, что хорошо, а что плохо.

Родители должны стать и наставниками, и друзьями. Они должны видеть в них поддержку, любовь. Если и случилась истерика, либо срыв, кричать не нужно, лучше ограничиться строгим разговором.

В моменты истерик следует поговорить, но если это не помогает, надо слегка отойти от него на небольшое расстояние и продолжать наблюдать за поведением.

Скорее всего, спустя несколько минут малыш поймет, что поступил плохо и сам подойдет с извинениями. Нужно дать время это понять.

Надо выработать установку, что поощряется только хорошее поведение. Если он ведет себя хорошо, его хвалят, делают комплименты, готовят вкусные блюда. Это будет стимулом для хорошего поведения. Истерики останутся в прошлом.

Что делать, если ребенок ворует? Ответ узнайте прямо сейчас!

У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям?

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Обязательно ли делать

Некоторые ситуации предполагают внеплановое введение противостолбнячной прививки. Как правило, вакцинация осуществляется после травмирования.

Данная мера крайне необходима для предотвращения проникновения бактериальных токсинов в организм через раневые кожные поверхности, что приводит к повышению рисков развития инфекционного заболевания.

Внеплановая вакцинация для профилактики столбняка проводится в следующих ситуациях:

  • в ране обнаружена грязь, навоз, частицы земли;
  • травма произошла в результате пореза о стекло, если человек наступил на ржавый гвоздь или загнал под кожные покровы деревянную занозу;
  • получено обморожение;
  • был подпольный аборт;
  • когда женщина беременна;
  • в раневой поверхности присутствуют посторонние предметы;
  • была травма, при которой поврежденные ткани тесно соприкасались с твердым предметом или были зажаты между ними (к примеру, на ногу упала достаточно тяжелая конструкция);
  • укусило животное или другой человек (подобные случаи тоже зафиксированы).

Вакцина необходима также при получении ожога второй или третьей степени, на фоне чего пострадавший подвергается повышенному риску заражения патогенными токсинами.

Обязательно вводят вакцину и при ранении с образованием некротических тканей. Поскольку возможность снабжения их кровью отсутствует, то вероятность инфицирования возрастает. К таким ситуациям относят гангрену, формирование гнойников и язв, заживление которых не происходит на протяжении длительного времени.

В целом столбнячная прививка делается даже при ранении абсолютно чистым предметом.

Такая мера необходима в том случае, когда последнее введение вакцины было больше десяти лет назад.

Для проведения внеплановой вакцинации используют следующие препараты:

  • адсорбированный столбнячный анатоксин;
  • лошадиная противостолбнячная сыворотка очищенная концентрированная;
  • противостолбнячный иммуноглобулин человека;
  • адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с заниженным количеством антигенов.

Как дебютирует шизофрения

Расстройство считается типичным для подросткового и молодого возраста. Однако встречается оно и у пожилых людей, и у дошкольников. Причем то, в каком возрасте начинается болезнь, играет не последнюю роль в ее клинической картине. Чем меньше возрастной показатель больного, тем злокачественнее ее течение. Известно, что мужчины заболевают в более ранние годы, чем женщины.

Все начинается с эмоциональных изменений. Формируется чувство некоторого внутреннего дискомфорта, ощущения нахождения «не в своей тарелке». Общение с окружающими дается все сложнее, уходит непринужденность и легкость, появляется смущение, напряжение и робость. Теряется самоуважение и уверенность. Человек начинает ощущать себя выпавшим из общества.

Возможны вегетативные реакции в виде головной боли, скачков давления, повышенной потливости, изменений сердечного ритма.

Появляется раздражительность, больного все чаще сопровождает плохое настроение. Он не может сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, становится рассеянным, физическая и умственная продуктивность его снижается либо формируется быстрая смена настроения.

Человек все чаще пребывает в состоянии напряжения, тревожности, ожидая, что должно произойти что-то нехорошее. Случаются эпизоды дереализации – действительность воспринимается как что-то нереальное. Все кажется странным, размытым, чужим. Звуки притупляются. Больные сравнивают такую обстановку с декорациями. Теряется яркость восприятия, и страдает память.

Деперсонализация также фигурирует на ранней стадии заболевания. Больные сами замечают, что с ними что-то не так. Они могут говорить о том, что ничего не чувствуют. Искажается восприятие своего «Я», пропорций тела, возраста, пола.

Развивается состояние, именуемое уплощенным аффектом. При этом снижается яркость и выразительность эмоций. Мимика и жесты больного становятся ограниченными. Создается впечатление, что на лицо надели маску, а тело стало деревянным.

Довольно показательный признак – эмоциональная холодность по отношению к родным и близким: детям, супругам, но чаще всего к матери. При этом больной не просто отстраняется, но и проявляет злобу и агрессию, но по отношению к людям, с которыми они общаются менее тесно, сохраняются адекватные эмоции. Человек может вести себя с ними, как и прежде.

Не реже наблюдаются неуместные эмоциональные реакции: больной может хохотать, когда не до смеха, а в ситуации, когда все смеются, он рыдает навзрыд или эмоции отсутствуют вообще. Если раньше человек не мог не улыбнуться даже на самый примитивный анекдот, то сейчас после рассказанной шутки в ответ не последует никакой реакции.

Еще одна серия симптомов – это обсессивно-компульсивные проявления. У человека постоянно в голове крутится навязчивая идея. Например, мысль о том, что его собьет машина, если он будет переходить дорогу. Или постоянная необходимость делать все в совершенстве.

Обязательно присутствуют различные ритуальные движения. Больной по 10–15 часов может рисовать в тетради просто линии или другие символы.

Страхи также наблюдаются в клинической картине, однако они носят другой характер, нежели при фобическом расстройстве. Человек рассказывает о них спокойно, безэмоционально, без тени непереносимости на лице. Страхи бывают нелогичными. К примеру, боязнь определенного слова или цвета.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Понимание скачка и трудные фазы

Плаксивые периоды в жизни крохи наталкивают родителей на мысль о том, что кризис не за горами. Взрослым становится труднее справиться с ребенком в это время. Мамочки сразу начинают очень переживать, опасаясь того, что их чадо заболело, не понимая, почему же он становится вреднее, чем обычно. Как правило, в это время карапуз все время рвется к маме.

Трудные фазы в жизни малыша можно наблюдать у всех крошек в одинаковом возрасте. Вначале они немного короче и довольно быстро сменяют друг друга.

Если карапуз родился примерно на полмесяца позже срока, то отсчет надо начинать на пару недель раньше. А если это произошло за месяц до срока, то сдвигаем шкалу на месяц. Все это свидетельствует о том, что излучения головного мозга ребенка и скачки связаны между собой.

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении.

Как успокоить плачущего малыша?

Для успокоения ребенка в первую очередь нужно устранить провоцирующий фактор – накормить, сменить подгузник или переодеть

При этом важно сохранять самоконтроль и не проявлять никаких негативных эмоций, это только усугубит ситуацию

Ряд советов, которые помогут успокоить здорового, сытого ребенка:

  • Возьмите грудничка на руки, немного плавно покачайте или походите с ним по комнате.
  • Запеленайте или, наоборот, распеленайте малыша.
  • Поговорите с плачущим ребенком тихим, спокойным голосом или спойте ему песню.
  • При возможности – отправьтесь на прогулку на свежем воздухе.
  • Берите передышки. Если возникает ощущение потери самоконтроля – передайте ребенка супругу или супруге или оставьте его в кроватке и уйдите на некоторое время в другую комнату.
  • Не бойтесь просить о помощи. Плачущий ребенок – ужасно изматывающая и, часто, дезориентирующая ситуация. При невозможности справиться самостоятельно обратитесь за помощью к друзьям, родственникам или профессиональным няням.
  • Используйте «белый шум». Считается, что он помогает изолировать другие внешние шумы и успокаивает ребенка. Также можно использовать шум дождя, морского прибоя или журчание ручейка.

Важно! Никогда не трясите ребенка! Мышцы шеи у младенцев довольно слабые, вследствие чего резкая встряска или неосторожное движение при укладывании в кроватку может привести к повреждениям спинного мозга и тяжелым последствиям – парезам, параличам или даже смерти

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Главное содержание каждого возрастного кризиса — это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года — становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых.

Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности.

К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. И в тоже время, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих. Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам».

Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место.

До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности

И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества — независимость, самостоятельность.

Что происходит с ребенком в 1.5 года?

Скачок роста в 17-18 месяцев называется «миром систем». Именно к этому моменту малыш вдруг осознает, что он — часть некой системы, общества. Его родители, оказывается, тоже часть этой системы, и каждый из них подчиняется определенным правилам. В этом возрасте начинается формирование совести, норм и ценностей. Так что если вы хотите воспитать добропорядочного человека, самое время начать.

Вы увидите, что после кризиса 1.5 лет ребенок станет поступать по-новому в привычных ситуациях. Теперь он уже не делает все, что заблагорассудится, как это было при кризисе в 15 месяцев

Он смотрит на других детей и взрослых — как поступают они? Как общаются? Как выполняют те или иные действия? Поэтому важно не упустить момент и окружить малыша приятным общением, хорошими людьми, прививать правильные ценности. В первую очередь, необходимо следить за собственным поведением: помните, что вы всегда будете эталоном для ребенка, главным примером

Полезные выводы

Уже не одной сотней родителей проверено: действительно полезна книга «Капризничает? Значит, развивается!» Франс Плой и Хетти Вандерейт — авторы этого произведения-подспорья для молодых родителей — старались как можно проще и понятнее рассказать мамам и папам, как же лучше понять малышей и помочь им при необходимости в определенные моменты их жизни. Эта книга действительно может поддержать в трудные минуты; позволить найти в себе уверенность; поможет понять переживания малыша, его потребности; научит действиям при плаче или капризах карапузика. Благодаря ей родители смогут помочь своему ребенку быстрее развиваться и смогут создать свою систему наблюдений за развитием их крохи.

Вот сколько нужной информации можно почерпнуть в труде «Капризничает? Значит, развивается!» Содержание, отзывы к этой книге говорят о том, что здесь действительно затронуто много тем, которые беспокоят молодых родителей, благодаря чему взрослые могут понять, как им поступать в той или иной ситуации.

Это действительно отличное подспорье для взрослых, потому что ответы на очень многие вопросы, возникающие у любого здравомыслящего родителя, можно найти на ее страницах.