Фишки, кепсы, сотки

При чем тут самураи?

Казалось бы, простейшая игровая задумка корнями уходит в средневековье. Причем средневековье японское. Еще в период Эдо (1603—1867) в феодальной Японии существовала игра Мэнко. В те годы игральные мэнко представляли собой глиняные кругляши различной формы.

Со временем и развитием технологий они превратились в карты (в том числе круглые) из плотной бумаги, на одной стороне которых находился рисунок. Этот рисунок отражал популярную культуру своего времени. В средневековый период были популярны изображения ниндзя и самураев, в период перед Второй мировой войной преобладала тематика милитаризма — на карты наносили изображения военной техники. Поражение в войне отразилось и на тематике мэнко. На них стали рисовать персонажей из аниме и манги, бейсболистов.

Принципы игры были неизменны с того самого средневекового периода: один игрок кладет карту на пол или игровую поверхность, а другой бросает свою карту так, чтобы порывом воздуха или непосредственным ударом перевернуть карту противника рубашкой вниз. Перевернул? Забираешь карту себе.

Классики

Старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию и СССР. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах. Есть разновидность игры без битки, когда квадраты нумеруются в произвольном порядке и в них просто прыгают согласно традиционной последовательности счёта — 1,2,3,… Особенность игры заключается в том, что прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата и т. п., а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.

Из личных воспоминаний о фишках

Откопал я как-то коробочку с этим богатством и принес на работу в офис, парализовав рабочий процесс на пол дня))

Фишки. Как много народу в офисе их когда-то в детстве собирали, играли на переменах в школе и во дворах.

Началась коллекция с ЧупаКэпсов.

Их должны были бесплатно выдавать при покупке чупа-чупса. Но сметливые продавщицы впаривали их отдельно. Я этому факту был рад, т.к. тратить деньги на посредников в виде бесполезных сосалок не хотелось)

Три серии их у нас было. Снизу вверх: простые несвязанные друг с другом картинки; карикатурная мертвечина с блестяшками, и «переливающиеся».

Их я собрал полную коллекцию. 150 шт.

В основном это один рисунок на пяти разных фонах, но бывали и исключения.

Смайлики. Если совместить фишки разрезами, то можно комбинировать эмоции.

Mortal Kombat 3.

Самые дорогие и самые крутые фишки. Можно было обменять одну такую на три простых.

Изображены кадры из первой части фильма 95-го и MK3 для Сеги.

Тоже МК, но картонные. Рисованные персонажи в полный рост, по пояс и портреты с именем.

Что за зверь нарисован на погах?

Когда мы были детьми, то далеко не все кэпсы могли опознать. У кого-то в почете были кругляши с покемонами. Их выставляли на партию либо обменивали только по курсу 2 к 1: две «обычки» за одного покемона. В отдельных школах кэпсы с фирменной аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство школьников даже не знали, что за зверь изображался на конкретно этих погах.

Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти.

Правда, спустя три года основатель компании практически довел WPF до ручки, его отстранили от руководства, компанию переименовали и переориентировали на выпуск других игрушек.

Резиночки

Для этой игры необходима обычная бельевая резинка длиной от 2 до 4 метров, связанная в кольцо, и не меньше трех игроков. Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде).

Иногда можно изменять не только высоту, но и ширину резиночки. Обычно она натягивалась на ширине плеч, но можно попробовать поскакать «узенькие» (те, кто держит резиночку, сдвигают ноги близко-близко) или «совсем узенькие» (резинка на одной ноге, чтобы прыгать через нее было совсем неудобно).

Жестких правил и комбинаций прыжков нет – в каждом дворе или в своей компании играют по своим правилам.

Цепи кованные

Количество участников – не менее восьми. Участники разбиваются на две команды и встают в две цепочки, держась за руки, друг напротив друга. Одна из команд кричит: «Цепи кованые, раскуйте нас!» Другая команда отзывается: «Кем из нас?». Первая команда выбирает одного из участников другой команды, этот участник бежит и пытается с разбегу разбить цепочку, чтобы участники разомкнули руки. Если ему это удается, он возвращается в свою команду и уводит с собой одного из участников, разомкнувших руки. Если не удается – сам остается в другой команде. Играют до тех пор, пока одна команда полностью не перейдет в другую.

Прятки

В начале этой игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 10 (или другого числа). Другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать «раз-два-три-четыре-пять, я иду искать». Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся какие-нибудь условленные ранее слова. Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили («зачекали») первым, а если не засалили никого — тот же, что и в прошлый раз.

Экспансия на континент

Канадская фирма, которая выпускала упаковку и крышки для Haleakala Dairy, неожиданно столкнулась с возросшим спросом на свою продукцию. Заказы посыпались не только от производителей молока и соков, но и от гавайских банков, морских центров, образовательных учреждений, спортивных клубов и многих других, а интерес к погам переметнулся с островка на континентальную часть США.

Дельцы с континента, крупные издатели бейсбольных карточек и комиксов тут же прочувствовали коллекционный потенциал кэпсов и запустили производство собственных. «Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете „Хэппи Мил“ в McDonald’s — вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог». Кто бы мог подумать, но крышка от бутылки с молоком превратилась в серьезный маркетинговый инструмент, предмет для коллекционирования. Каждая уважающая себя компания обзаводилась фирменными погами.

SkyBox вскочила в этот вагон, выпустив фирменные DC SkyCaps. Это были 54 кэпса с игровой инструкцией и перечнем для коллекционеров. На кругляшах, как можно догадаться, были изображены супергерои вселенной DC Comics.

В сентябре 1994 года The New York Times писала, что только на Гаваяйх за год продают погов на $350—500 млн. В Калифорнии за неделю реализовывали более 10 млн погов по средней цене в $1. Так называемые биты (пластиковые или металлические утяжеленные поги) продавали за $6. Они были своеобразными спиннерами своего времени, но, в отличие от нынешней забавы, продержались на рынке куда как дольше.

История появления игры в фишки

В середине XX века на Гавайях была выпущена новая марка сока. Ее особенность была в том, что коробочка имела тогда круглую картонную крышечку. И поскольку гавайские дети 30-х были явно не в числе любимцев судьбы, и денег у их родителей на хорошие, дорогие игрушки не было, они начали играть с этими крышечками. Так был создан прообраз современной игры в кепсы (caps of juice). Сам процесс переворота крышечки на обратную сторону назывался POGs, что дало второе название игре. Считается, что подобная игра была известна еще в XVII веке в Японии, где вместо круглых фишек использовали карты.

К началу 1990–х картонные крышки завод производить перестал, а гавайцы всё продолжали рубиться старыми крышками. Новый менеджер по маркетингу Чарли Налепа запускал тогда новый сок из маракуйи, апельсина и гуавы (Passion, Orange, Guava) и сообразил приложить к каждой пачке фишки с новым логотипом POG. Дети втянулись благодаря учительнице, показавшей им игру из своего детства. Фишки получал достигший успехов в арифметике.

В 1993 году Поги начали постепенно продвигаться в Новый Свет, а именно в Калифорнию. Позже, увлечение этой игрой распространилось по всем штатам Америки. Для того чтобы удовлетворить спрос, были даже организованы специальные турниры, а также выпускалась разнообразная атрибутика. В 1995 году покорили поги и Великобританию. С тех пор в стране было продано порядка 30 миллионов погов. После 1996-98 годов поги постепенно теряли популярность в Америке и Европе, а в 2000–х и в России.

К 1993 году американский предприниматель Алан Рыпински просек фишку и выкупил торговую марку POG у гавайского завода, основал всемирную федерацию игры в POG, к 95–ому подсадил на игру Америку, а затем и весь мир. До нас доехали остатки итальянской и французской серий POG 95–ого года и тематические клоны. Фишки с волосатым пещерным уродцем принесли Алану десятки миллионов долларов.

В России они были известны как фишки, кепсы, сотки и так далее.

Как играть в фишки?

Сколько слез было пролито за игрой в фишки! Особо хорошие друзья могли играть исключительно «на интерес», тогда как в школьных классах и во дворе действовали «мужские» законы: проиграл — и фишки переходят новому хозяину. Неудивительно, что во многих школах учителя и завучи по воспитательной работе охотились за «подпольными игровыми клубами», нещадно изымая и разрезая все фишки на глазах у задержанных игроков.

Правил игры было несколько. В большинстве случаев двое-трое игроков скидывали в одну стопку по несколько своих фишек рубашкой вверх. Затем с помощью рук и считалки «камень, ножницы, бумага» выбирался тот, кто сможет первым ударить стопкой о землю. Те кэпсы, которые перевернулись, забирал их новый владелец. Конечно же, у первого хода куш мог оказаться баснословным, а потому еще перед началом игры могли разгореться нешуточные страсти.

Но это в жесткой (даже жестокой) версии правил. В более мягкой фишки доставались тому, кто сумел перевернуть их большее число лицом вверх за один круг, когда все участники выполнили свой подход.

Стопку надо было обязательно брать за ребро. При этом другие игроки следили за тем, чтобы между фишками в стопке не было просвета, а бросок был выполнен строго сверху вниз, без подкрутки. Гнутые и пластиковые фишки класть под низ строго запрещалось.

Естественно, никаких тебе видеоповторов или добросовестного судейства. Законы морали, совести в и без того неустоявшемся мальчишеском обществе соблюдались через раз. А потому игра в фишки нередко заканчивалась затаенными обидами, прямыми оскорблениями или даже драками.

А если кто хотел отыграться, то мог взять в долг у казино… То есть у самого богатого на фишки игрока. Были и свои курсы: за одну фишку с покемонами можно было получить две любые другие. За биту — десять. За выполненную домашку можно было договориться и на больший заем.

Биты — тяжелые и толстые металлические, но чаще пластиковые фишки. Они были далеко не у всех, а потому с ними редко играли, потому как правила в такой игре были чуть другие. Фишки складывали стопкой на земле и по очереди били по ним битой. Забирали те, что перевернулись.

Суть игры и виды фишек

Суть игры была довольна проста — по самым популярным правилам, игроки ставили свои фишки, одну или несколько, а затем один из них ходил. Ударом о гладкую плоскую поверхность (как правило, парта или подоконник) требовалось «выбить» фишку, то есть заставить ее перевернуться. Перевернувшиеся фишки забирались, и ход переходил к следующему игроку.

Кепсы могли кидаться как по одной, так и сразу пачками. Стоимость фишек тоже была разной — потертые ценились меньше, редкие — выше. У некоторых игроков собирались внушительные коллекции.

Кепсы могли быть не только из картона, но и из пластика.

Вторым вариантом было «выбивание» фишек с помощью биты — более толстого, плотного кругляша, который изготавливался как правило из пластика или даже металла.

Одной из самых популярных в этой стране серий была, конечно же, серия Mortal Combat.

Не меньшую популярность завоевала и серия Pokemon.

Разумеется, встречалось еще великое множество серий, и даже выпускались отечественные аналоги — вроде фишек с Незнайкой или героями «Ну, погоди!».

Но разумеется, популярнее всего были фишки с сиськами, проще говоря. Таковых тоже было немало, однако на территории России они встречались в весьма и весьма ограниченном количестве.

Сейчас эта некогда популярная азартная игра практически забыта, и сами сотки стали предметом для коллекции или просто валяются грудой ностальгических воспоминаний в каком-нибудь дальнем углу. Однако, некоторый спрос на них имеется, и хорошие экземпляры можно продать, скажем, на Авито от 20 рублей за штуку. Некоторые, впрочем, продают сразу всю коллекцию, и здесь цены могут вырастать до весьма приличных сумм — скажем, 5000 рублей за пакет.

Бутылка молока

В начале 20-го века японские эмигранты добрались до Гавайских островов. С ними переезжали их семьи, дети. Естественно, переезжали и некоторые развлечения, включая мэнко. Естественно, на Гавайях производить их не было кому, а потому дети японских мигрантов выкручивались как могли и пользовались картонными крышками (сaps) от бутылок с молоком.

Этими винтажными крышками закупоривали стеклянные бутылки не только от молока, но и от питьевого шоколада, фруктовых соков. Обычно они были разноцветными, на них изображались коровки, ковбои или фермерские пейзажи

А потому неудивительно, что эти красочные кэпсы привлекли детское внимание

Где сегодня купить фишки?

Естественно, история кэпсов (а также фишек, погов и соток) не закончилась со смертью WPF. Эта федерация изжила себя скорее потому, что не располагала большим ростером лицензий на различные объекты авторского права. Производители комиксов, ТВ-сериалов и мультфильмов запускали собственные линейки фишек с собственными узнаваемыми и горячо любимыми аудиторией персонажами: покемоны, «Могучие рейнджеры», Street Fighter, Ninja Turtles и многие другие.

Естественно, на локальных рынках со временем стали появляться и собственные фишки. Которые, правда, не несли особой ценности для заядлых игроков или коллекционеров. Ну кому нужны герои сериалов «Солдаты» или «Моя прекрасная няня»?

А вот эти вполне ничего

Нынче новые фишки встретить довольно сложно — в сравнении с периодом той же 17-летней давности. Но начать собирать собственную коллекцию вполне можно. На нашей «Барахолке», например, их продают поштучно. Фишку можно купить за 20 копеек, POG у некоторых коллекционеров ценится дороже — 30 копеек за штуку, битки — по полтиннику.

Настольная игра Путешествие

Настольная игра Путешествие — это, пожалуй, самая запоминающаяся настольная игра детства, для тех, кто в нее играл. Автор игры Феликс Шапиро, игра издавалась в восьмидесятые годы прошлого века. Для игры понадобятся кубик (игральная кость) и фишки. Если оригинальная игра у вас не сохранилась и вы распечатали её на цветном принтере, то найти игральный кубик в магазине или киоске, или сделать самому несложно, а в качестве игральных фишек подойдут цветные пробочки, пуговицы или другие мелкие предметы.

Правила этой детской настольной игры довольно просты. Играть может двое или большее количество человек. Каждый из участников устанавливает свою фишку в левую крайнюю клеточку нижнего ряда. После этого участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадет на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения. Направления движения показывают стрелки на карте. Некоторые деления на карте обозначены условными знаками. Эти знаки ускоряют или замедляют движение.

Итак, направление движение указано на боковой пунктирной рамке клеточки игрового поля в виде выступающего носика. Дополнительные условные знаки в клеточках в виде красных стрелок показывают направление движения, а число в них означает количество дополнительных ходов (клеточек) на которые надо передвинуться. Красные стрелки-треугольники могут направить вас вперед вверх или вниз, а могут заставить вернуться назад.

Красный квадрат с белой серединкой дает участнику дополнительный ход. Красный круг с белой серединкой, наоборот, заставляет игрока пропустить очередной ход. Самый коварный знак красный круг с черным центром, он возвращает игрока в самое начало игры.

Побеждает тот игрок, который первым достигнет крайнюю левую клетку в верхнем ряду, т.е. первым окажется на борту космического корабля.

Колечко

В эту игру интереснее всего играть, когда детей много. Игроки садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки «лодочкой». Ведущий зажимает между ладошками колечко (или другую маленькую вещь, но кольцо лучше, потому что плоское). Потом проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них ведущий незаметно кладет колечко. Все держат ладони сложенными до конца, а тот, у кого в руках кольцо старается ничем себя не выдать. Теперь ведущий произносит: «Колечко — колечко, выйди на крылечко!»

Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если он пойман, то возвращается на скамейку. Если посчастливилось выбраться, он становится новым ведущим.

Жмурки

Веселая, подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Суть одного из вариантов игры в том, что так называемый «во́да» или «водя́щий», (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза.

В некоторых наборах правил, водящий должен определить (наощупь или заставив издать звук), кого из участников игры он поймал, и только после этого передаёт вождение новому участнику. Если игрок вырвался от «водящего» или «водящий» ошибся, игра продолжается.