Возникновение кризиса 3 лет у ребенка: советы и как его пережить

Причины и предпосылки

От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.

Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?

Когда кризис неизбежен?

Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.

Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя развитию у ребёнка элементарных навыков.

Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах

Когда с крохой поступают несправедливо.

Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.

Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.

А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?

Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват

Когда карапуз не уверен в себе.

Существует много схем построения взаимоотношений с детьми в семье. Слишком авторитарный стиль воспитания или гиперопека – не самые лучшие из них. Ограничивая ребёнка в самовыражении и контролируя каждый его шаг, вы рискуете сформировать у малыша чувство неуверенности в себе и привить ему комплекс неполноценности. Слыша постоянную критику в свой адрес, малыш вынужден будет либо как-то отвечать на неё, либо замкнуться в себе и переживать всё в гордом одиночестве.

Но даже если вы стараетесь избегать погрешностей в воспитании своего любимого чада, вы ни в коей мере не застрахованы от проявлений возрастных кризисов у него. Быть может, они окажутся не такими ярко выраженными, но они неизбежны.

Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения

Возрастные рамки кризиса

Этот этап становления личности ребенка называется кризисом трех лет очень условно: иногда первые признаки упрямства чаще всего проявляют себя уже в полтора-два года, сам кризис начинается при достижении двух с половиной или трех лет.

Чаще всего он длится несколько месяцев и ситуация полностью стабилизируется к четырем годам, но при неблагоприятном стечении обстоятельств кризис может затянуться на два-три года.

На продолжительность влияют темперамент ребенка, степень близости отношений с родителями, особенно с матерью (отрицательные моменты преодолеваются проще при доверительных отношениях), стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет негативизм ребенка). Кроме того, кризис будет преодолеваться сложнее, если его пик придется на адаптацию малыша к детскому саду или появлению младшего брата или сестры.

Во время беременности

Напоминание для будущих родителей — ребёнок должен быть желанным. Многие пары в обществе стали более ответственно подходить к планированию семьи и это похвально. Кроха должен появиться у пары, которая сможет удовлетворить его потребности наилучшим образом. Даже если зачатие произошло не планировано — жизнь эмбриона уже началась и имеет право на существование.

Это побуждает родителей со всей ответственностью подойти к планированию семьи — иметь ли детей, когда и сколько? Эти вопросы лучше обсудить во время ухаживания. К сожалению, некоторые пары узнают о разнице во мнениях уже после зачатия. Им приходится быстро менять планы на жизнь и порой это не так просто. Помните, что ваш кроха достоин любви и заботы!

Задача будущих папы и мамы — обеспечить здоровое зачатие и внутриутробное развитие плода, насколько это возможно. Что могут сделать родители?

Здоровый образ жизни.

Важно сбалансировать своё питание, насколько это возможно. Исследования подтверждают, что острый недостаток некоторых элементов негативно влияет на внутриутробное развитие плода

Еда может быть «лекарством», поэтому не стоит принимать синтетические витамины без острой необходимости. Сейчас доступны средства для диагностики организма на важные элементы. После результатов нужны консультация с врачом и корректировка питания и образа жизни.
Откажитесь от вредных привычек.

Меньше стресса. У тревожных матерей рождаются тревожные дети. В жизни будет еще много стрессов, поэтому нужно постараться обеспечить счастливое детство.Если стресс связан с работой, то некоторые матери решают уйти в декретный отпуск, а не работать до родов.
Высыпайтесь.
Перед зачатием пройдите необходимое лечение для себя, ведь во время беременности многие процедуры запрещены.
Постарайтесь не употреблять алкоголь за несколько дней или недель до зачатия. Алкоголь влияет не только на количество сперматозоидов, но и их качество.
Вовремя проходите все необходимые медицинские обследования во время беременности. Встаньте на учёт вовремя.

Избегайте любых инфекции во время беременности! Инфекции очень опасны для плода.
Избегайте ударов по животу.
Пройдите курсы для будущих мам. Вам будет предоставлены индивидуальные практические советы. Рассказывайте информацию с курсов своему мужу.
Заранее позаботьтесь о хорошем враче для родов и соберите необходимые вещи.
Даже плод нуждается в чувстве защищенности на подсознательном уровне. Нужно помочь плоду почувствовать себя желанным.

Позитивно думайте о своей беременности. Удивительно, но нежеланные дети испытывают в жизни больше трудностей, чем желанные.

Включайте приятную музыку. Читайте вслух полезную литературу. Доказано, что плод уже слышит музыку и качество этой музыки определит его музыкальные вкусы в жизни.
Гладьте живот и при этом говорите что-то хорошее плоду.
Носите удобное белье для беременных.

Больше общайтесь с друзьями и ограничьте общение с негативными людьми. Здоровая нервная система матери — залог для психического здоровья ребенка.
Смотрите позитивные фильмы и занимайтесь любимым и безопасным хобби. Это приводит к выработке гормона счастья.
Читайте что-то новое и интересное и это поможет интеллектуально развивать плод.

Правила, которые помогут родителям договориться с трехлетним ребенком

Помочь родителям правильно строить взаимоотношения с крохой поможет свод правил, которых следует строго придерживаться:

Старайтесь не заострять внимание на том, что малыш себя плохо ведет. Возникшую бурю эмоций крохи сложно победить, но тем менее если меньше обращать на нее внимание, она утихнет быстрее, чем если родители начнут кричать на кроху и просить немедленно успокоиться, угрожая ремнем
Конечно, сложно взять в себя в руки, если рядом кричит ребенок, но ответная реакция должна быть только спокойной и терпеливой

Можно сказать малышу, что поговорите с ним только после того, как он успокоиться, тем более что вам нужно обсудить важное дело, к примеру, покупку новой краски, пазлов или похода в кафе. Заинтересовав малыша, вы переключите его внимание и значит он быстрее успокоиться.
Чаще хвалите кроху и подчеркивайте, что он очень самостоятельный и умный

Очень важно чтобы ребенок положительно себя оценивал, тогда и поведение его будет хорошим.
Вместо прямых указаний, что делать, просите малыша о помощи. Попросите его помочь убрать игрушки, а еще лучше устройте соревнование, кто сложит их быстрее в корзину. На дороге изобразите, что очень боитесь машин, потому просите малыша взять вас за руку, ведь так вам будет нестрашно и спокойно.
Давайте ребенку выбор, больше спрашивайте, куда он хочет пойти, какой мультик смотреть, что кушать на ужин. Конечно, при этом важно задать вопрос, так как если спросить кроху, что он будет на ужин, ответ будет однозначный – конфеты. Поэтому спрашивайте, что он хочет больше макароны с сыром или овощи с мясом.
Не сдерживайте малыша, если он хочет что-то делать и это никак не навредит ему или вам. Если он хочет подмести пол, вручите ему веник, хочет поиграть новой машиной во дворе, ну что ж для этого она и куплена, не любоваться еже ею постоянно в квартире. Если желаемое действие будет иметь негативное последствие, четко объясните крохе, почему так делать нельзя.

Как помочь ребенку

Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.

В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это

Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно. Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию

Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.

Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы. Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы

Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы

Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.

Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.

В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.

Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.

Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.

Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.

Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки. Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот. Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки». Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой. После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще . Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную . Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным . Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи. 

Предкризисная симптоматика

О скором наступлении кризиса родителям подскажут несколько изменений в поведении ребенка, связанные с функциями познавания себя. К таким будут относиться:

  • интерес к собственному отражению в зеркале;
  • интерес к собственному внешнему виду и тому, как они выглядят в глазах окружающих, для девочек;
  • озабоченность собственной эффективностью и обостренные реакции на неудачи (например, при конкурировании) для мальчиков.

Из-за различия в социальных моделях поведения девочек и мальчиков предкризисное состояние проявляется у них по-разному. Завязанная на привлекательность в общении роль девочки заставляет малышку изучать свою мимику и кривляться перед зеркалом.

Эффективная деятельность, предназначенная мальчикам, толкает их на постройки замков и башен из кубиков и конструктора, но любые поломки или разрушения вызывают бурнуб реакцию – визги, истерики, крики. Спустя два-три месяца после появления у малыша подобного поведения возникает сам кризис.

Проявления

«Осведомлён – значит, вооружён». Если вы будете знать симптомы трёхлетнего кризиса, вам легче будет его распознать. А значит, вы сможете действовать адекватно, и не совершите типичных ошибок. Это, наверняка, поможет справиться с ситуацией без лишних осложнений и потрясений.

Что может свидетельствовать о кризисе 3-х лет у ребёнка?

  1. Стремление всё и всегда делать самостоятельно.
  2. Бурная реакция на неудачи.
  3. Нежелание выполнять просьбы родителей, следовать их советам.
  4. Упрямство, порой граничащее с безрассудством.
  5. Своеволие и строптивость.
  6. Демонстративное поведение.
  7. Частые капризы, слёзы, истерики.
  8. Деспотизм, проявление агрессии по отношению к окружающим.
  9. Возникновение страхов (тишины, темноты, высоты, одиночества и т.п.).

Недостаток внимания вызывает у крохи чувство протеста

Начальные и основные признаки

Внимательные родители могут заметить наиболее общие предвестники приближающегося переломного периода:

  • заинтересованность ребенка самим собой (внешним видом и действиями);
  • демонстративное поведение, особенно на людях;
  • резкое проявление недовольства чем-либо в виде истерики или каприза;
  • эпизоды непослушания и вредности;
  • настаивание на своем и выраженный отказ от помощи.

В разгар кризиса трех лет развивается целый «букет» проявлений, который и вызывает наибольшее потрясение и огорчение у родителей.

Он подробно описан ведущими отечественными психологами Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым и включает в себя семь классических признаков:

  • негативизм;
  • протест (бунт);
  • обесценивание;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • своеволие;
  • деспотизм.

Воспитание ребенка с 2 лет до 3 лет

К этому времени многие дети уже ходят и бегают, знают имена родных и близких знакомых, цвета, размеры, названия животных, иногда даже буквы и цифры. Впервые он может сказать: «Я хочу». Детская психика становится крепче и закладки в подсознании укореняются. Не нужно делать его «копией своих родителей» во всем, поэтому мудро дать возможность проявлять индивидуальность в разумной мере.

Физические потребности.

Малыш больше кушает и его рацион более разнообразен. Ему полезно разнообразие в питании для гармоничного развития.
Если видна есть тяга к нездоровой пище, то стоит помочь ему делать правильный выбор. Кроха не может правильно оценить пользу и вред пищи, поэтому не нужно поддаваться на его капризы.
Можно дать возможность что-то делать самостоятельно

Например, держать ложку и кружку, одевать носочки и другую одежду.
Важно избегать серьезных инфекции.
Не стоит посещать общественные места во время эпидемий.

Хороший ортопед поможет правильно подобрать обувь. Ортопедическая обувь поможет предотвратить серьезное плоскостопие, которое влияет на многие системы организма.
Вовремя проходите осмотр у нужных врачей — специалистов.
Так как многие дети любят сладкое, будьте внимательны к состоянию зубов

Не стоит баловать сладостями, ведь здоровые зубы и кости гораздо важнее. Пусть у вас на столе будут полезные сладости, тогда малыш сможет получать глюкозу без вреда для здоровья.

Контролируйте время просмотра электронных устройств. Детский глаз не должен напрягаться долгое время на экране из-за слабости глазных мышц, ведь это может привести к нарушению зрения. Установите «Родительский контроль» на электронные устройства.

Эмоциональные потребности.

Социализироваться очень важно. В возрасте 2 — 3 лет детям становится интересно играть друг с другом.
Начинайте общаться на разные темы

Если он спрашивает какой-либо вопрос, не отмахивайтесь, а лучше ответьте. Будьте отзывчивы и доступны. Уделяйте ему достаточно внимания и проводите вместе достаточно времени, чтобы в будущем сложились доверительные отношения.
Помните, что многие дети иногда задают один вопрос по несколько раз, чтобы запомнить правильный ответ. Поэтому будьте терпеливы и не думайте, что малыш глупый.
Дайте ему высказать своё мнение, если таковое уже имеется.
Побудите его играть с другими детьми, насколько это возможно. Играть можно не только с ровесниками, но и с теми кто старше и младше и другой культуры. Это расширит кругозор.

Учите его правилам поведения. Вежливость очень приятна из уст детей. Если с малых лет учить правила этикета, то вырастет воспитанный человек. «Спасибо» и «Пожалуйста» — самое элементарное с чего можно начать.
Играйте вместе в развивающие игры, учите короткие стишки.

Научитесь слушать ребенка более внимательно, ведь он уже начинает осознавать себя как личность и жаждет вашего признания и ответной реакции. Иногда возраст 3 лет — это время кризиса. Период взросления сопровождается желанием стать независимым и самостоятельным. Он хочет меньше власти родителей. Для нормального становления личности спрашивайте его мнение и предпочтения и учитывайте их, насколько это возможно.

Как распознать кризис у ребенка в три года?

Что является причиной? Психология дает однозначный ответ: именно в возрасте 2,5 — 3 лет ребенок обретает себя как личность. Формируется самосознание крохи. Он осознает значимость своего влияния на окружающих людей и предметы. Его внутреннее «хочу» борется с «могу», и он противится своей зависимости от родителей всеми доступными способами.

Advertisement

Исходя из физиологических и психологических особенностей развития, каждый ребенок ведет себя иначе. У кого-то период кризиса протекает почти бессимптомно, а у кого-то из малышей поведенческая модель меняется до неузнаваемости.

И все же, психологи выявили ряд особенностей поведения, способные помочь родителям выявить этот период. Итак, чем же он характерен?

Проявление упрямства: отказ выполнять просьбы или привычные действия (чистка зубов, уборка игрушек, обед). Даже если малыш голоден, он будет отстаивать высказанную позицию «Нет! Не хочу! Не буду!».

Ревность и деспотичность. Ребенок пытается заставить родителей идти у него на поводу

Проявляет агрессивное поведение в отношении других детей или к кому-то из родителей, пытаясь переключить все внимание на себя. Выражение своеволия

Ключевая фраза здесь – «Я сам!»

Выражение своеволия. Ключевая фраза здесь – «Я сам!»

Кроха пытается выполнить пока сложные для него операции: завязать шнурки, перенести большие предметы; нарушает запреты – включает электроприборы или производит другие опасные манипуляции.

Негативизм. Особенно заметно это в утверждениях и суждениях. Вы говорите «белое», малыш утверждает что белое – черное; Вы просите успокоиться, а он, в свою очередь, начинает вести себя еще хуже.

Показная строптивость. Ребенок противится привычному укладу жизни, дневному распорядку, выражает недовольство в отношении к традиционным вещам.

Бунт-протест. Является инициализатором ссор и конфликтов, возражает родителям, в речи появляются первые нецензурные слова.

Обесценивание. Для ребенка становятся неважны любимые игрушки. Если раньше малышу нравилось рисовать – теперь карандаши потеряли свою привлекательность.

Детская истерика и как ее пережить?

Самым зрелищным, запоминающимся и стрессовым явлением считается истерика. Подобное поведение может быть очень вариабельным: от обычного плача до топотания ногами и валяния на спине. Со временем желательно научиться предвидеть надвигающийся приступ и обходить провоцирующий фактор, например, убрать предмет или заранее договориться о последующих действиях.

Если истерики избежать не удается, то родителям целесообразно придерживаться некоторых правил.

Необходимо успокоиться и перестать суетиться вокруг ребенка.
Не стоит акцентировать внимание на мнении окружающих, так как данное поведение типично для детей трех лет.
Желательно уединиться с малышом, чтобы избежать ненужных советов посторонних людей.
Следует дать возможность крохе «перегореть», а лучше отвлечь его внимание новым предметом или событием.
Когда малыш успокоится, нужно проанализировать этот неприятный эпизод и обсудить альтернативные решения на будущее.
Нельзя ругать или требовать прекращения истерики, особенно во время ее пика, это может дать обратный эффект.

Кризис у ребенка – симптомы

Чтобы знать, как бороться с проблемой, необходимо знать ее «в лицо». Поэтому, сейчас мы ответим на вопрос: в чем и как у ребенка проявляется кризис 3-х лет?

Среди самых распространенных признаков кризиса 3-х лет можно отметить следующие проявления:

Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. Этот симптом кризиса трех лет многие определяют как негативизм.
Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи.
Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
Малыш постоянно пытается делать наоборот все, что говорят родители, даже если ему или ей это может навредить. Можно сказать, что в этот период вредность набирает обороты.
Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться

Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался

Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.

Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?

На этот вопрос нет определенного ответа, ведь все детки разные и проходят этот период по-разному. Однако специалисты выделяют возрастной период в который чаще всего наблюдается кризис у детей, и это время с 2,5 до 3,5 лет.

Важно еще то, что на продолжительность кризиса влияет отношение родителей к малышу. Если оно будет правильным, вы сможете вместе пройти этот период гораздо быстрее и легче.

Суть и сроки кризиса 3 лет

В три года происходит психологическое отделение ребенка от матери. Смену раннего детства дошкольным возрастом часто называют периодом «Я сам». Именно данная фраза активно появляется в лексиконе малыша. В этот момент происходит самоидентификация, то есть осознание ребенком себя как отдельной личности. Кроха пытается разобраться в противоречиях между «хочу» и «надо», «могу» и «можно». Он открывает огромный для себя мир и без помощи родителей не в состоянии определить место в нем.

Сроки и интенсивность кризисного периода индивидуальны и зависят от множества факторов, внутренних и внешних. В среднем первые заметные его проявления возникают в 2-3,5 года и длятся от 2-3 месяцев до года. Чем короче этот период, тем острее протекает

Психологи обращают внимание, что к 4 года поведение ребенка должно стабилизироваться. В противном случае необходима профессиональная помощь

Причины кризиса 3 лет

Кризис трех лет переживают абсолютно все дети на Земле. Но одним он дается легко и проходит практически незаметно, в то время как другим приходится переживать все этапы взросления сложнее. Главная причина наступления кризиса – стремление к самостоятельности. Это сложный переломный момент в жизни ребенка. И от того, получит он эмоциональную поддержку от родителей или нет, зависит его длительность и интенсивность.

Кризис трехлетнего возраста у ребенка проявляется особенно жестко, если в отношениях со взрослыми присутствуют:

  1. Гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке дает малышу понимание что он сам ничего делать не может и не должен. Ребенок старается всеми силами доказать родным, что он уже взрослый и самостоятельный, а в ответ получает негатив и агрессию. Дети, которых слишком опекают родители, переносят кризис 3 лет длительно и сложно.
  2. Авторитаризм. Подавление воли ребенка и стремление во всем контролировать его действия, устанавливая жесткие нормы и правила, приводит к тому, что малыш всеми силами начинает сопротивляться и открыто бунтовать.
  3. Темперамент. Тип нервной системы ребенка оставляет свой след, и малыш с темпераментом меланхолика или холерика будет куда сложнее переживать кризис 3 лет у ребенка, чем тот, у кого другая нервная организация.
  4. Состав семьи и отношения внутри нее. Если ребенок находится в спокойной обстановке и не подвергается лишнему стрессу, то кризис проходит незаметно и не оставляет следов на неокрепшей психике. Но если дома напряженная обстановка, и малыш постоянно находится в стрессе, то кризис трехлетнего возраста у ребенка будет долгим и сложным.

Кризисные периоды в жизни ребенка

Кризисные периоды развития ребенка делятся на 5 больших отрезков:

  • кризис новорожденности (с 2-х месяцев до 1 года);
  • кризис 1 года – раннего детства (от 1 года до 3-х лет);
  • кризис 3 лет – дошкольный период (с 3-х до 7 лет);
  • кризис 7 лет – школьный возраст (с 7-8 и до 12 лет);
  • кризис 13 лет – пубертат (с 13 до 17 лет).

Суть кризиса трех лет

Кризис трех лет у ребенка считается самым сложным периодом в жизни. В это время малыш находится между ранним детством и возрастом дошколенка, он должен совершить большую эмоциональную работу для правильного перехода. Этот период знакомит кроху с новым значимым персонажем в его жизни – своим «Я». Малыш начинает понимать, кто он такой и как этим «Я» управлять. Он наконец осознает себя как отдельную от мамы субстанцию и старается проявить самостоятельность.

Всегда ли проявляется кризис 3 лет?

Кризис трехлетнего возраста – это обязательная веха взросления ребенка. Другое дело – интенсивность его прохождения. Мягче этот период будет протекать тогда, когда родители будут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и склад нервной системы

В это время важно не стараться загнать кроху в навязанные обществом рамки, а дать самостоятельно пройти сложный путь от раннего детства до дошкольного периода

Некоторые дети легко перешагивают эту финишную черту и обретают новые личностные навыки:

  • осознание своего «Я»;
  • рассказы о себе в первом лице;
  • появление самооценки;
  • появление личностных качеств – воли и настойчивости.

Общие черты кризиса трехлетнего возраста

Кризис – необходимое условие для развития личности ребенка, предшествующее переходу его развития на новую ступень. По Соколовой и Николаевой кризис составляет «накопление противоречий в уже сложившейся актуальной, социальной ситуации развития», общем итогом этого становится возникновение определенных психологических черт, не имеющихся на предыдущей ступени развития.

В кризисный период для малыша важно добиваться конечного результата собственных действий, неудачи не останавливают, а скорее стимулируют его. Полученный результат важно продемонстрировать взрослым, и здесь важно не проявлять лишнего негатива и тем более не реагировать безразлично и холодно, чтобы не нарушить детское самовосприятие

У детей появляется самооценка, которая делает их обидчивыми и зависимыми от чужого (взрослого) мнения, поэтому детским переживаниям необходимо внимание и серьезное отношение со стороны родителей