Содержание
- Материал должен быть эстетичным
- Как оформить уголок Монтессори в детском саду
- История системы
- Пять принципов, предложенных М. Монтессори
- Результаты и планы
- Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?
- Стадии развития
- Плюсы и минусы методики
- В материалах должны использоваться реальные предметы по их назначению
- Активность и свобода
- Ребёнок должен заканчивать работу
- Как я разделила квартиру на зоны
- Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори
- Правила обучения и материалы для занятий
- Развитие ребенка по системе Монтессори
- Чтение и письмо
- Монтессори методика: плюсы и минусы
Материал должен быть эстетичным
Этот пункт следовало бы поставить первым. Часто в погоне за схожестью материала родители пытаются вручную, из картонок и скотча, сделать точную копию. Лучше купить в магазине схожий по функции материал или сделать его проще, если вы не уверены, что самодельный материал получится эстетически привлекательным и гармоничным. Каждый раз, решив сделать материал, спросите себя: «Какую функцию он выполняет?» И если вы хорошо представляете себе эту функцию, всегда отдавайте предпочтение наиболее эстетичному варианту, даже если внешне он не похож на оригинал.
Материалы не должны быть пёстрыми или яркими
Если в материале несколько предметов, обращайте внимание, чтобы цвета сочетались между собой
Как оформить уголок Монтессори в детском саду
Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.
Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона
Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.
Материалы Монтессори своими руками
Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:
- развивающие рамки и доски с застёжками;
- фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
- цветовые таблички из картона или плотного фетра;
- контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
- доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
- игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).
Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:
- Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
- Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
- Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
- В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
- Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.
Видео: упражнения М. Монтессори своими руками
Watch this video on YouTube
Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.
История системы
Автором данной системы стала психолог Мария Монтессори, которая создала ее для развития детей с особенностями. В дальнейшем эта система начала применяться к остальным детям и приобретать популярность по всему миру. Уже в 1914 году начали появляться первые детские сады, которые отдавали предпочтение этой системе, однако, когда у власти оказалась большевики, педагогика Марии Монтессори была забыта.
Система Монтессори вернулась в учебные заведения лишь в 1992 году. Сама же Мария пришла к выводу о том, что в большей степени образование является естественным процессом развития ребенка.
Пять принципов, предложенных М. Монтессори
- Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
- Самостоятельность принятия решений ребёнком;
- Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности
Результаты и планы
Так приятно осознавать, что я своими руками создаю среду для развития своего ребёнка ещё до года. Не приглашённый специалист, а я сама со знанием дела. Чувствую удовлетворение, гордость и трепет от того, как изменилась жизнь в нашей семье. Чем глубже погружаюсь в процесс, тем больше он захватывает. Особенно когда представляю, как мой ребёнок будет прекрасно и продуктивно расти в организованной среде моими руками.
На будущее я знаю, что дети в раннем возрасте могут самостоятельно кушать, пользоваться горшком, одеваться и поддерживать порядок
Важно им это показывать, предлагать и правильно организовывать пространство. Осталось подождать, когда малышка чуть-чуть подрастёт, и я всему её научу
Что ещё изменилось за время курса:
- Я научилась правильно организовывать время ребёнка.
- Выработала новый подход к выбору игрушек и процессу одевания.
- Стала общаться с ребёнком иначе — стараюсь говорить медленно, с расстановкой, не проецируя на малышку общение со взрослыми.
- Больше времени посвящаю наблюдению за дочкой.
- Лучше понимаю её потребности и больше уважаю интересы: ведь ребёнок — это личность.
- Перестала тратить деньги на бесполезные для ребёнка вещи и направила их в нужное русло.
Этот курс нужно проходить до появления ребёнка, чтобы сразу подготовить правильную среду, а не переделывать готовое и не продавать потом те вещи, которые не подошли. Но это наш первый ребёнок, и до его рождения мы обо всём этом и не подозревали. Я очень рада, что хотя бы в рамках первых 6 месяцев нашла этот курс.
То, что рассказали педагоги — крайне полезная информация, чтобы с самого рождения развивать и воспитывать малыша правильно, не упускать драгоценного времени. Мы смогли переделать среду из не совсем правильной в почти правильную и намерены продолжать.
Я получила полезные знания, которые буду расширять с помощью книг. Пересмотрю видеоуроки, повторю главное и продолжу в том же духе. Уверена, что у нас с Евой всё получится!
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?
Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность.
Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона).
Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее
Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность.
Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности. Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни
В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках. Работая с ними, ребенок учится следить глазами слева направо, что в дальнейшем облегчает овладение чтением. К тому же, манипулируя с мелкими предметами, малыш развивает моторику, что помогает развивать речь.
Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно.
Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах.
В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн).
Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их.
Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения.
Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки.
Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!
«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».
Мария Монтессори
По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.
Стадии развития
По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.
С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.
С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.
С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.
Плюсы и минусы методики
При рассмотрении методики Монтессори можно выделить несколько основных минусов, о которых упоминают критики:
- После обучения по этой системе ребенку бывает трудно вписаться в школьный коллектив и следовать правилам. Это связано с тем, что методика Монтессори подразумевает свободное перемещение по классу и самостоятельный выбор занятий.
- Разновозрастность групп. Согласно мнению педагогов, критикующих теорию Монтессори, старшие всегда будут доминировать и подавлять младших, которые будут им мешать.
- Отказ от сказок и стихов. Мария Монтессори считала сказки бесполезными, так как они учат лишь уходить от реальности в фантазии.
- Отвлеченность от социальной реальности. Воспитанники в детском саду учатся делать то, что они хотят и некоторые из них редко работают в коллективе. При этом методика подразумевает использование слишком большого количества предметов, создающих искусственную среду, из-за чего при обучении в начальной школе могут возникать проблемы с адаптацией.
Обратите внимание! Но плюсы способны затмить недостатки системы. Основное преимущество — ребенок привыкает обучаться самостоятельно и постоянно стремится к развитию
При этом ребенка не критикуют, а наказания полностью исключены. Монтессори методика приучает к порядку и уважению окружающих людей с раннего детства.
Занятие в классе Монтессори
Еще один плюс системы — воспитанники начинают раньше писать и читать. При этом педагоги применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и потребности.
Интересно! Для работы по этой системе педагог может пройти краткий курс обучения.
Плюсом также является формирование групп не по возрасту, а по интересам. Это увеличивает заинтересованность в самом процессе обучения. Также методика подразумевает развитие самостоятельности и способности принимать решения. Несмотря на все плюсы и минусы системы Монтессори, такой подход побуждает воспитанников заниматься саморазвитием по собственному желанию, а не по принуждению.
В материалах должны использоваться реальные предметы по их назначению
Иногда родители, делая материал, забывают, что главная задача материалов – научиться обращаться с предметами из окружающего мира. Если вы хотите материал подбор крышек к бутылкам, просто возьмите бутылки, которые уже есть дома, и дайте ребёнку их открывать и закрывать. Не следует резать бутылки и клеить на отдельную доску. Так предметы полностью лишаются своей функции.
Поэтому такие популярные сейчас бизиборды с разными замками и выключателями по сути не являются Монтессори-материалом, так как замки ничего не открывают, а выключатели не дают ребёнку представления, как включить свет.
Это же касается сенсорных коробок с варёными макаронами или носков, наполненных крупой. Ребёнок должен понимать, что еда утоляет голод, а носки – согревают ноги, и для других целей не предназначены.
Каждые раз, когда вы готовите материал, спросите себя: будет ли ребёнок использовать материал по его прямому назначению? Научит ли его материал реальной жизни или только запутает?
Активность и свобода
Как только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям.
Система Монтессори утверждает, что родитель – это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель.
Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности.
Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим
Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация».
Ребёнок должен заканчивать работу
Это правило перекликается с предыдущим, так как если ребёнок не в состоянии закончить свою работу и повторить её снова столько раз, сколько ему нужно, работа потеряет для него привлекательность.
Допустим, вы нашли такую банку, которую ребёнок легко открывает, и предложили сложить в неё всю детскую коллекцию стеклянных шариков. Вы дали малышу 50 маленьких шариков. На первое время кроха придёт в восторг. Но такое бесконечное перекладывание скоро наскучит. Шарики будут разбросаны по всему дому, а работа не закончена.
Часто родители, пытаясь занять ребёнка подольше, предлагают нескончаемые сортировки. Дети любят сортировать предметы, но попытка рассортировать бесконечное число предметов совершенно точно приведёт ребёнка к неудаче, а возможно, и к потере веры в свои силы.
Поэтому при создании Монтессори-материалов своими руками всегда выбирайте минимальное количество предметов для работы, даже если вам кажется, что ребёнок может работать с материалом дольше. Увлечённый малыш просто повторит работу.
Как я разделила квартиру на зоны
Мне удалось правильно организовать пространство квартиры для развития ребёнка до года. И это оказалось проще, чем я думала: удобно пользоваться и поддерживать порядок. Когда-то вся развивающая среда для ребёнка в нашей квартире была представлена ковром перед большим зеркалом шкафа и купленными развивающими игрушками.
Раньше мне казалось, что Монтессори — это специальные игрушки и развивающие упражнения
В детской убрали всё лишнее. Поменяли шторы и карниз, приступили к зонированию. В зону для игр и активных занятий мы поставили:
- стеллаж,
- подносы для игрушек, с которыми дочка играет сейчас,
- и закрытую коробку для остальных,
- две рамки, в которых будем менять картины,
- колонку для музыки,
- зеркало 90*90 с перекладиной,
- книжки.
Вот так выглядит наша зона движения сейчас
Ещё дополним треугольником Пиклер и организуем зону для чтения. Это будут отдельные полки для книг и либо удобное кресло, либо столик со стульчиком, чтобы трансформировать также в зону для творчества. Пока пополняем запасы согласно возрасту и интересам малыша.
Раньше дочь спала в обычной детской кроватке с бортиками в комнате родителей. Теперь постепенно привыкает ночевать в своей детской без мамы и папы. Сделали для Евы напольную кроватку из стандартной от IKEA — просто отпилили ножки. Позже купим кровать побольше, в виде домика.
В напольной кроватке малышка спит днём — привыкает делать это без родителей. Ночует у нас в комнате, в обычной кроватке с бортиками. Матрас мигрирует между комнатами вместе с ребёнком, поэтому на фото его нет
Для зоны кормления оказалась кстати подставка для ног к креслу. Купили растущий стульчик Tripp Trapp и набор посуды с салфеткой-трафаретом, чтобы ребёнок сам ставил предметы на контуры посуды. Думаю, что купим и облегчённый стульчик со столиком. Будем пробовать, что больше подойдёт.
Привыкаем к стульчику Tripp Trapp, который «растёт» вместе с ребёнком
Хотим купить отдельный открытый шкафчик для вещей, который будет удобен по размеру для Евы. Но конкретный вариант ещё пока выбираем. Тут же поставим маленький стульчик, чтобы ей было удобно переодеваться.
Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори
Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.
Если вы хотитесамостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.
Монтессори методика до 1 года
Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.
Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет
Деткам более старшего возраста,от года до 2 летстоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения. В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте. Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.
Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет
Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.
Монтессори методика для детей 5 лет
Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.
Правила обучения и материалы для занятий
Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.
Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори
Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:
Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе
Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»
Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием
Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.
Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности
Развитие ребенка по системе Монтессори
Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.
Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.
Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.
Чтение и письмо
М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.
Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.
Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:
Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.
Монтессори методика: плюсы и минусы
Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:
- С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными, приобретают полезные навыки самообслуживания;
- Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
- Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике;
- Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
- Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.
Описание
Недостатки системы Монтессори:
- Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей;
- Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
- Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств;
- Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
- Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
- Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.