Особенный ребенок: как принять? рекомендации психолога

3. Логико-математический интеллект

Ребенок критически настроен относительно ваших рассуждений: нет, не обязательно заболеешь без шапки, и не все, кто получил двойки, становятся дворниками. Обладает хорошим чувством юмора, видит противоречия и нестыковки: спорить с ним невозможно. То и дело обнаруживает неочевидные закономерности.

Обладают отличным навыком решения проблем: каждый раз находит новый способ разобрать самокат и достать из верхнего ящика конфеты. Часто витает в облаках, обдумывая какую-то дикую абстрактную задачу. Например, может ли летать плоский дирижабль.

Что предложить: кружок олимпиадной математики, философию для школьников, клуб любителей научных экспериментов. Играйте дома в настольные абстрактно-логические игры.

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • ‍Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

2. Визуально-пространственный интеллект

Человек здорово понимает графики, схемы и ориентируется по карте. Один раз даже вывел маму из леса, а папе помог правильно припарковаться. Рисует план квартиры. Видит закономерности и ритм в архитектуре и даже на дачном заборе. Увлекается конструкторами и головоломками.

Может соорудить звездолет из трех пустых коробок и перевернутого стула. Рано начинает читать. Испытывает удовольствие от гармоничной картинки и от живописи в целом. Хорошо играет в компьютерные игры.

Что предложить: кружок инженерного творчества, работу с дронами, архитектуру, уроки живописи. Поощряйте фантазию: создавайте вместе макеты миров из бросового материала или виртуальные миры при помощи родственника-программиста.

5. Музыкальный интеллект

Часто сидит в наушниках. С детства доводил окружающих самодельными ударными (ритмичный стук машинкой по батарее) или перкуссией. Восхищается гремучим звуком гречки, попавшей в пластиковую бутылку. Часто может воспроизвести интонацию учительницы или ведущего стендапа.

Здорово помнит даже те странные колыбельные, которые вы пели ему много лет назад. Экспериментирует с электронной музыкой, что-то все время сочиняет при помощи синтезатора, отчего соседи вас недолюбливают.

Что предложить: билеты на концерт-любимой группы и в оперу, студию игры на музыкальных инструментах, вокальные занятия, включая хор, театральный кружок. Подарите ребенку диск, который вы слушали подростком, и вместе обсудите стиль той самой песни, которая для вас — на века.

Почему родителям трудно принять своего ребенка с особенностями?

Когда родители узнают о том, что у их ребенка имеется диагноз, из-за которого он нуждается в создании специальных условий для развития, обучения и жизни, что он не такой, как большая часть других детей — это горе для любой семьи. Это сильнейшее разочарование в справедливости жизни, неоправданные ожидания и мечты о том, каким будет их ребенок в будущем, страх трудностей, страх принятия на себя ответственности, страх за будущее ребенка, убеждение в собственной неполноценности, связанной с рождением такого ребенка (при врожденных патологиях), острое и всепоглощающее чувство вины, злости, обиды на жизнь, ощущение собственной беспомощности… Помимо такого хаоса во внутреннем мире, матери и отцы сталкиваются с непринятием и непониманием со стороны близких людей. Родственники могут обвинять мать в том, что она как-то (якобы) не так себя вела во время беременности или родов, неправильно занималась с малышом и т.д. Часто близкие просто сводят общение к минимуму, и «особая» семья сталкивается с изоляцией и отсутствием поддержки.

На родителей сваливается давление общества. Тема инвалидности, ограниченных возможностей сегодня стигматизирована, на таких людей до сих пор смотрят косо. Конечно, толерантность общества развивается, но все равно семьи с особыми детьми не могут чувствовать себя комфортно. Маме и папе сложно пойти на площадку гулять с особым ребенком, ведь и большинство родителей, и дети будут избегать их малыша, не понимая, что с ним происходит.

Помимо тяжелейшего семейного кризиса родителям предстоит решить множество важных вопросов относительно реабилитации особого ребенка. Какой путь коррекции выбрать, где найти средства, оформлять ли инвалидность, как адаптировать ребенка в обществе, нужен ли коррекционный садик/школа или стоит выбрать инклюзию в группе нормотипичных детей?

Часто семьи с появлением особенного ребенка не выдерживают и рушатся. Родителям действительно сложно справиться с такой ситуацией и они нуждаются в поддержке и принятии как себя самих, так и ситуации.

8. Натуралистический интеллект

Любит копаться в земле, испытывает неподдельный интерес к клубням и росткам. Второй год пытается вырастить на балконе виноград. Смело сажает улитку себе на лицо. Собирает в баночку жуков, в раннем детстве освободил червей, которых отец приготовил на рыбалку.

Хорошо чувствует себя на природе. Тянется исследовать палки, камни и огонь — даже с риском вызвать недовольство родных. Может устроить на дачном крыльце выставку птичьих скелетов. Замечает изменение погоды, не испытывает проблем с окружающим миром, даже когда учитель использует слова «озимые» и «нивы».

Что предложить: прогулки в ботаническом саду и зоопарке, кружки по ботанике и энтомологии. Старшекласснику будет приятно вступить в группу экоактивистов. И да — купите сачок и микроскоп!

6. Межличностный интеллект

Человек, у которого целая куча друзей. Убедителен. Отлично ладит с вашими коллегами и, что удивительно, даже с детьми ваших коллег. Может придумать игру и включить в нее каждого. Правда потом он докажет вам, что убирать разбитое стекло не входит в его обязанности.

Умеет, не сделав урока, договориться с учителем и получить пятерку. Не любит что-то писать, но вот объясниться устно — всегда рад. Может как устроить большой скандал, так и погасить даже уже разгоревшийся конфликт. Его все время посылают на участок к злому дачнику вытаскивать закатившийся мячик — он-то и нащупает нужные струны, чтобы договориться.

Что предложить: школьное самоуправление или совет школы, клуб философии и ролевых игр, студия журналистики или занятия «юный менеджер». Попробуйте вместе волонтерить в детских домах и домах престарелых.

Как действовать

  1. Любой шум, громкие звуки причиняют звуковому ребенку сильную боль. Необходимо создать в доме экологию тишины.
  2. Ребенок с чувствительной восприимчивостью звуков очень тонко понимает смыслы слов, которые слышит. Не ругайтесь при нем и не оскорбляйте его.
  3. Не опускайте руки и не вверяйте ответственность за своего ребенка случаю, судьбе.
  4. Необходимо понять, что, как бы тяжело ни было маме, звуковику еще тяжелее… Мама — все, что у него есть. Она его связь с внешним миром. Его жизнь, его психика — в ее руках.
  5. Не допускайте того, чтобы ребенок ощущал стресс мамы.

Важно, чтобы мама сама пришла в хорошее психологическое состояние, сначала помогла себе, а потом и своему ребенку. Вы можете получить свои первые результаты уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Вы можете получить свои первые результаты уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Послушайте, что говорят «особенные мамы» о результатах своих детей после тренинга:

Как в принципе определить талант ребенка

Было бы здорово в определении детских способностей полагаться на что-то надежное и безошибочное. Например, привел ребенка в школу, и там специальный тест показал: «У вас юный Моцарт. Предложите ему скрипку. Или хотя бы укулеле!»

К сожалению, диагностика нашей образовательной системы до сих пор лежит на двух китах: метод педагогического наблюдения, когда «МарьИванна» на глаз определяет склонности пятиклассника и его оценки. Оба приема страшно субъективны, а оценки, пожалуй, еще хуже. Они еще и определяют успешность ребенка примерно по одному и тому же параметру: усердие плюс внимательность.

В этом случае забота о развитии юного дарования ложится исключительно на плечи папы и мамы. Кстати, слово «юный» тут неслучайно: одно из исследований показало, что из 24 звезд (самых разных: от фигуристов до шахматистов) 22 приобщились к своей сфере деятельности, благодаря усилиям родителей, в возрасте от 2 до 5 лет.

Нет, если ваш ребенок старше, это не значит, что все пропало. Даже наоборот, можно выдохнуть: вы дали ему развиваться, изучать самую разную деятельность и проявлять любопытство. Да, можно с двух лет заниматься чем-то из-под палки, а можно и во взрослом возрасте выбрать себе дело, полюбить его и преуспеть в нем.

А к детскому любопытству стоит и вовсе относиться с особым вниманием. Если судить по выводам авторитетных исследований, а именно такое проводили в течение 30 лет ученые Калифорнийского государственного университета, любознательность и настойчивый интерес к предмету — один из самых важных показателей одаренности

И умение не сбить это живое любопытство навязчивыми попытками вручить четырехлетке букварь дорогого стоит. Любознательность стоит холить, лелеять и взращивать.

Нельзя точно предсказать, где именно ребенок достигнет успеха. Мы можем только приглядываться: «Ого, Ване нравится бросать учебники в корзину». И предлагать: «Хочешь попробовать пульнуть самолетик? У него будет другая траектория…» — для стимуляции любопытства, разумеется.

Американский психолог, специалист в области нейропсихологии и профессор Гарварда Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которую удобно использовать в своих наблюдениях. Это не панацея и не бесспорная штука — в научных кругах есть немало критиков этой теории. Однако она может быть полезным инструментом в качестве опоры.

Мы привязали к каждому типу интеллекта соответствующую ему деятельность и тип одаренности. Посмотрите, где именно стремится приложить усилия ваш ребенок, и дайте ему в этой сфере больше поддержки.

1. Лингвистический или вербальный интеллект

Ребенок с таким типом интеллекта легко запоминает странные слова и выражения, может огорошить бабушку раз услышанной неприличной частушкой. Придумывает странные тексты, сочиняет сказки или ловко придумывает рифмованные обзывательства.

Умеет хорошо объяснять предметы или явления, у него острый язык, отчего родители часто грустят и советуют его придержать. Может испытывать страсть к рэп-баттлам. Вступает в словесные перепалки в интернете. Может любить много и хаотично читать.

Что предложить: кружок риторики, журналистики, читательский клуб, поэтические вечера. Или даже вести блог.

Шаг за шагом

Потом был еще ряд успешных операций в Москве. Но вскоре выяснилось, что Аника не может ходить, из-за того что у нее мозжечок прижат к спинному мозгу. Ей сделали очередную операцию в Российской детской клинической больнице. Аника начала ходить. 

При таком количестве диагнозов, как у Аники, очень сложно понять, как развивается ребенок. С помощью разных видов диагностики медики выяснили, что у четырехлетней девочки сохранен интеллект и она в развитии опережает сверстников. 

Очередное испытание: Зара заметила, что дочь понимает только обращенную к ней речь. В НИИ педиатрии в Москве провели обследование и выяснили, что Аника ничего не слышит. Оказалось, что девочка развивается благодаря тому, что научилась читать по губам. Подобрали слуховые аппараты, но они стоили 900 тыс. руб. Таких денег у семьи не было. Чтобы получить их бесплатно, нужно было собрать множество документов и пройти обследования, которые подтвердили бы, что именно эти аппараты нужны девочке. 

Все собрали, написали заявление и передали документы в Фонд социального страхования. Ответа не было. Позвонили сами: «Вас нет в аукционе, ждите».
По словам Зары, тогда она ничего не знала об аукционной процедуре, поэтому обратилась к социальному юристу рязанского «Мемориала» Петру Иванову. Тот выяснил, что фонд соцстраха нарушил все сроки по закупке. 

— Пётр взялся за наше дело, и мы его выиграли в мае 2019 года. Все было законно, честно, документально заверено и доказано, что ребенку необходима именно эта модель слуховых аппаратов, — говорит Зара. — В августе Анике установили этот слуховой аппарат, изменилось все. Теперь мы можем тихо позвать ее, она оборачивается и откликается: «Что, мама?» Раньше казалось, что это невозможно.

— У меня дыхание перехватило, когда я посмотрел видеозапись, где Аника впервые слышит маму, — рассказал Пётр Иванов. — Я часто добиваюсь решений в пользу сирот и инвалидов, но увидеть результат удается редко

В такие моменты я осознаю, насколько это важно для конкретного человека. Слух дает Анике возможность более активной жизни, социализации, обучения в самом широком смысле, качественную обратную связь с учителями и врачами

Это очень эмоциональное дело, такие истории мотивируют на дальнейшую работу. 

В феврале 2020 года девочка перенесла еще одну операцию, которую ждали семь лет — ей установили дистрактор, коррекционный аппарат, благодаря которому Аника сможет дышать носом без трахеостомы. 

Сейчас Аника готовится к школе, занимается с дефектологом, логопедом, психологом, социальным работником, увлекается рисованием. Недавно победила в конкурсе «Детское творчество XXI века», который организовала мастерская Натальи Меронюк “Ваубук”. По словам мамы, в жюри никто не знал, что у победителя инвалидность.

— Ее картины называют арт-творчеством. Мы пока что не нашли человека, который с ней мог бы заниматься, в центрах встречают по одежке, многих отпугивает ее нестандартная внешность. Сейчас Аника занимается в интернете, смотрит разные видео, — говорит Зара Енокян.

Занятия в детском саду

В детский сад мою дочь брали максимум на три часа. У воспитателей не хватало терпения и сил с ней общаться

Ведь все их внимание забирал мой ребенок, и на остальных детей не оставалось времени

На стенд вывешивали творческие работы малышей: рисунки, аппликации, фигурки из пластилина. А я не находила поделок своего ребенка, и было бы очень странно и удивительно их увидеть. Ведь она отказывалась даже попытаться что-либо сделать.

Воспитатели говорят, что ребенок должен уметь в этом возрасте раскрашивать, лепить, вырезать и т. д. А я слушаю, и наворачиваются слезы на глаза. Просто хочется убежать, спрятаться от всех и плакать, плакать навзрыд, в голос и чтобы никто не трогал хотя бы в этот момент. Как же хочется побыть одной в тишине и покое…

Было очень больно и страшно, когда я услышала от психиатра диагноз своего ребенка — расстройство аутистического спектра. В этот момент разрушилась моя жизнь, моя картина будущего, мои мечты. Все…

Мои фантазии и ожидания уже никогда не станут реальностью. Мой ребенок не такой, каким я его представляла. Появилось еще большее желание сбежать… От ребенка, от проблем, от страшного будущего, которое ждет меня и моего ребенка. Я не хотела видеть, каким оно будет.

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей. 

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития. 

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право. 

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия. 

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование. 

Совет 5. Уравновешивайте развитие 

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе

Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми

Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше

Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы. 

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть  

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость. 

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога

Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.

Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.

Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок — это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители — это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители — это самая главная опора и поддержка для него.

Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:

  • 1 стадия — отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
  • 2 стадия — чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
  • 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
  • 4 стадия – принятие.

В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна

4. Телесно-кинестетический интеллект

Очень ловкий ребенок, которого вы всякий раз долго уговариваете спуститься с дерева. Сходу учится делать сальто, колесо или хотя бы кувырок. Долго не слезает с батута. Любит разные текстуры, увлеченно лепит из пластилина, делает уши пельменям, может связать лапшу в морской узел.

Если такой человек обустраивает себе домик или чердак — будьте уверены, там будет страшно уютно. Испытывает радость от камушков, бус, узлов, веревок. Любит бороться с собакой и тискать кота. Гениально имитируют чужую мимику, жесты и походку, отчего другие считают, что он их дразнит.

Что предложить: клуб акробатики или паркура, театр, танцы, любое ручное творчество: от кружка макраме до скульптурной лепки из глины. В выходные не забывайте про семейные подвижные игры: прятки, догонялки и всякая борьба — полезные и терапевтичные вещи для любого возраста.

Необычный ребенок

6. Ваш ребенок на интуитивном уровне понимает духовные учения без особых усилий

Подавляющее большинство учений древних философов и основных духовых лидеров в своем основании имеют что-то общее. Однако глубочайший смысл всех учений понятен исключительно духовно пробужденным людям.

Вашему ребенку нравится философия? Ему нравится читать учения буддистов, Дзэн и Иисуса? Вашему ребенку нравится размышлять над идеями духовных лидеров и древних философов? Если ему нравится беседовать с вами о смыслах религий и древних парадигм, то ваш малыш волшебный.

7. К вашему ребенку тянутся животные

Животные обладают удивительной способностью: они умеют видеть ауру и энергию человека. Это и объясняет тот факт, что к некоторым людям притягиваются определенные животные. Точно также, когда наша энергия меняется, мы начинаем или прекращаем притягивать каких-то других животных.

Вашего ребенка преследуют какие-то определенные животные? Ваш ребенок увлечен птицами или животными?

Дети, которые притягивают животных, считаются просвещенными. В некоторых культурах это может быть символом того, что ребенок является будущим духовным лидером.

8. Ваш ребенок рисует символы и руны

Символы являются архитипами магии. Каждый символ обладает своей магической энергией. Они помимо прочего работают проводниками древних знаний и магических сил.

Вашему ребенку нравится рисовать магические символы (пентаграмма, кельтский крест, трикветра и т.д.)? Ваш ребенок часто рисует пирамиды или другие потенциально магические объекты вроде обелисков?

Ребенок с необычными способностями любит экспериментировать с рунами и символами. Почему? Потому что для него впервые в этой жизни это является шансом почувствовать эффект их магической энергии. Более того, просветленный ребенок может рисовать символы и руны с целью защитить себя или для чего-то еще.

9. Вашему ребенку очень нравится читать про древние религии и древнюю мифологию

Древние религии интересуют людей уже на протяжении десятилетий. Они были близки к природе и практически во всех древних религиях практиковалось колдовство, которое считалось очень эффективным в достижении разных целей. Древние священники и жрицы давали такие клятвы, которые могли преследовать души на протяжении многих жизней.

Вашему ребенку нравится читать о древней Греции, Египте, Индии? Он очарован конкретными богами или богинями? Вам кажется, что ваш ребенок знает о тех временах намного больше, чем вы ожидали?

Реинкарнированный древний священник или жрица определенно обладают магией. Следовательно ваш необычный ребенок в действительности является пробужденным человеком, который пришел в наш мир, чтобы поделиться своей мудростью.

Зачем нужно принятие?

Формирование внутреннего образа «Я» в психике ребенка происходит в значительной степени под воздействием того, как воспринимают его родители. Если родители не принимают его особенности, не могут его полюбить таким, какой он есть – ребенок это чувствует, и это непринятие негативно сказывается на его самооценке. Особому ребенку и так непросто адаптироваться в обществе, а если он еще внутренне будет чувствовать себя неполноценным, то это будет практически невозможно. Кроме того, принятие особенностей ребенка стабилизирует внутреннее эмоциональное состояние родителя. А если ребенок чувствует, что родителю хорошо, то и ему будет хорошо — что мобилизует внутренние силы и ресурсы как родителя, так и ребенка для его дальнейшего развития.

До и после

После тренинга дочь стала спокойной.

Раньше, оставив ее в комнате одну на пять минут, можно было обнаружить дочь качающейся на люстре в разрушенной комнате. Это было бы нормально. Сейчас ее можно оставить в комнате одну и, вернувшись, увидеть новый рисунок или поделку из пластилина.

До тренинга дочь не реагировала на просьбы, вопросы. Сейчас она может не только показать, где определенное животное, но и подражать звукам. Например, «Покажи, где киска». Показывает и говорит «мяу». Она, наконец, слышит, слушает, понимает вопрос и отвечает на него!

О первых наших результатах написано И это только начало…