Содержание
- Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?
- Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?
- Комната Монтессори что это такое?
- Аксессуары
- Как мой ребёнок адаптируется к традиционной школе после обучения в Монтессори-школе?
- Кто такой Монтессори педагог?
- Суть методики Марии Монтессори
- Суть человеческих тенденций в Монтессори
- Что означают «четыре зоны обучения»?
- Как оформить уголок Монтессори в детском саду
- Методика Монтессори: суть и принципы
- Польза обучения по системе Монтессори для детей
- Приобретёт ли мой ребёнок социальные навыки?
Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?
Правда. Ученикам Монтессори-школ предлагается взять ответственность за обучение на себя. Это важный шаг в развитии естественного внутреннего стремления впитывать знания.
Почему такой подход? Потому что дети с внутренней мотивацией гораздо чаще становятся ответственными, самодисциплинированными, уверенными в себе, инициативными, обладающими высокими академическими знаниями и неугасаемой тягой к знаниям. Это ключ к образованию в том виде, в каком оно должно существовать. Так дети будут действительно получать знания.
Учебники ограничивают. Учебники не вписываются в эту систему, потому что они ограничивают ребёнка. Представьте, когда для поиска ответа есть только учебник. А теперь заберите его. Что произойдёт? Ученики не смогут найти необходимую информацию.
Например, дети заполняют рабочие тетради, содержание которых точно соответствует порядку информации в учебнике. Зачастую ответы даже выделены жирным шрифтом или курсивом. Дети учатся лишь копировать то, что видят перед собой. Это способ не учит их добывать информацию.
В подходе Монтессори используются практические уроки, различные формы движения, манипулирование объектами, сбор информации и другие способы. Они позволяют детям научиться мыслить и быть независимыми.
Ещё один ограничивающий фактор учебников в том, что все присутствующие в классе должны следовать одному направлению. Но каждому ребёнку свойственно учиться в своём темпе и в разном возрасте он проявляет интерес к различным вещам.
Сензитивные периоды, в течение которых дети наделены особой восприимчивостью к конкретной информации, определяют их интересы. Педагогика Монтессори использует их по максимуму. Так дети беспрепятственно и своевременно получают доступ к необходимой им информации.
Проблемы, связанные с домашней работой. Домашняя работа — довольно редкое явление для ученика класса Монтессори. Не нужно озадачивать ребёнка работой в школе, или дома. Дома родителям рекомендуется поддерживать идеи детей.
Это не означает, что у вас дома не должно быть правил или границ, или что вы должны позволять делать всё, что детям заблагорассудится. Родители могут обеспечить безопасную, богатую и способствующую новым открытиями среду, которая отвечает естественным интересам ребёнка. В этом случае он может продолжить свою «работу» дома по собственному желанию.
Не следует забывать, что существует множество повседневных домашних дел, которые сами по себе могут быть домашней работой. Такие практические занятия, как помощь в сервировке стола или складывание белья, способствуют математическим и/или языковым навыкам, увеличивают ловкость и повышают уверенность в себе. Ежедневное чтение с детьми — это ещё одно увлекательное занятие и приятный способ общения и отдыха для всей семьи.
Оценочные листы. Вместо оценок монтессорианцы концентрируются на «мастерстве». Они работают над полным и всесторонним пониманием сути вещей. Что совсем не то, что запоминание информации для прохождения теста.
Чтобы проиллюстрировать разницу, позвольте мне спросить: сколько раз вы сдавали экзамен, получали хорошую оценку и вскоре всё забывали? Большинство из нас заучивали материал, чтобы закончить учебный год и двигаться дальше. Но насколько всё выглядело бы иначе, если бы всё ваше время и усилия были направлены на получение знаний, которые бы обогатили вашу жизнь? И представьте, что вы бы наслаждались процессом обучения и хотели узнать ещё больше? И в этом разница между образованием, ориентированным на тесты, и педагогикой Марии Монтессори.
Благодаря методу Монтессори дети развиваются более всесторонне, получают радость от естественного процесса познания, делая это без учебников, домашних заданий или оценок.
Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?
В двух словах: изучение педагогики М. Монтессори улучшает жизнь родителей. Это больше, чем просто стиль обучения, это естественный и радостный способ воспитания. Вы начинаете понимать, как работает ум вашего ребёнка и как он на самом деле учится. Вы узнаёте, как подготовить среду по потребностям своего малыша и используете по максимуму все сензитивные периоды. Так вы помогаете ему раскрыть весь потенциал, заложенный природой.
Статья написана экспертами
Перевод: Светлана Соловьёва
Фото предоставлены ММЦ «Отрада»
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Комната Монтессори что это такое?
Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться. Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений. В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику. В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.
Обучение по Монтессори Материалы и игрушки
Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты. Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.
Аксессуары
Когда зона исследования и творчества обозначена столом и стулом, предоставьте ребёнку материалы для творчества в свободном доступе. Монтессори-среда приветствует самостоятельное желание ребёнка творить, поэтому подготовьте варианты расположения альбома, фломастеров и цветных карандашей, мелков и пластилина – всего того, что не вызывает у вас страх испортить интерьер детской зоны.
Детская комната по системе Монтессори невозможна без зеркала, причем – с самого рождения. Малыша выкладывают на матрасик перед надёжно закреплённым зеркалом для развития координации движений, познания себя как частицы мира. В более старшем возрасте это прекрасная возможность оценивать свое внешнее состояние (причёска, состояние одежды) и, конечно, покривляться и потанцевать.
Цветы в созданной среде не просто украшения, но и возможность привить ребёнку любовь к красоте и заботу. Самостоятельно посаженные комнатные растения, красивые горшки, лейки и набор по уходу за растениями помогут малышу ухаживать и заботиться, формируя такие важные социальные навыки.
Какая самостоятельность без средств уборки? С ранних лет система Марии Монтессори направлена на обучение самостоятельной уборке за собой и содержит аксессуары, помогающие ребёнку убрать разлитую воду, вытереть испачканный красками стол или прибрать землю, просыпанную при посадке зелени для будущего супа.
Подготовьте небольшой совочек с щёткой, маленькую швабру и запас влажных и сухих салфеток – это сыграет вам на руку.
На этом дизайн квартиры по системе Монтессори не заканчивается, ведь ребёнок не ограничен стенами детской комнаты или выделенной детской зоны. Он полноправный житель всего пространства, поэтому сохраните парочку советов по обустройству остальных помещений.
Как мой ребёнок адаптируется к традиционной школе после обучения в Монтессори-школе?
Будь то детский сад, школа или какой-нибудь промежуточный этап, большинство учащихся из Монтессори-среды в конечном счёте переходят на обучение другого типа. Родители волнуются, что дети, обучавшиеся по Монтессори, столкнутся с трудностями в процессе адаптации к другой школьной среде.
Истина в том, что каждого из нас в жизни ждут перемены. И это на самом деле даже полезно, поскольку у нас есть все необходимые средства для адаптации. Умение детей приспосабливаться к изменениям, не испытывая при этом чрезмерного страха или тревоги, является одним из ключевых жизненных навыков.
У детей, обучающихся по системе Монтессори, есть преимущество: здесь всё направлено на создание атмосферы доверия, укрепления независимости и навыков решения проблем. Поэтому выпускники более легко адаптируются к новым условиям, нежели их сверстники, не имеющие опыта обучения в Монтессори-школе.
Моменты, которые больше всего беспокоят родителей, могут быть объединены в две основные категории: учебную и социальную. Некоторые полагают, что, поскольку метод предполагает предоставление свободы выбора и почти никаких тестирований и домашней работы, то ученики Монтессори отстают академически. К счастью, была доказана необоснованность подобных страхов. Как правило, дети Монтессори добиваются большего успеха на оценочных испытаниях, чем учащиеся традиционных школ.
Взрослые могут помочь детям адаптироваться к изменениям. Мы не должны забывать о формировании положительного отношения к происходящим переменам. Порой мы настолько погружены в собственные проблемы, связанными с этим этапом, что забываем подать детям хороший пример. Они учатся у нас, как адаптироваться (есть или нет повод для тревоги). Поэтому, мы должны постараться относиться к изменениям как к требующей решения задаче, и не опасаться или избегать их.
Когда наступают социальные перемены, у детей, обучающихся по Монтессори снова есть преимущество. Получив опыт в Монтессори-классах, они умеют быть вежливыми, почтительными, умеют принимать положительные решения и разрешать конфликтные ситуации. Эти навыки помогут им, когда они пойдут в другую школу и встретят новых людей.
Кто такой Монтессори педагог?
Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства
Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты. Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания
Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки. Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы. Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
- Ребенка учит то, что вокруг него.
- Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
- Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
- Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
- Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
- Высмеивание учит быть робким.
- Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
- Частые попытки опозорить учат чувству вины.
- Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
- Снисходительность учит быть терпеливее.
- Подбадривание делает более уверенным.
- Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
- ребенок;
- окружающая среда;
- педагоги.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
- от рождения до 6 лет — речевое развитие;
- от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
- от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
- от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
- от года до 4 лет — освоение разных действий;
- от двух с половиной лет до шести — социализация.
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать
А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Суть человеческих тенденций в Монтессори
Установившееся в русском языке название этого понятия не совсем точно. Английское tendency обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.
Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
- ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
- имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
- почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
- обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.
Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.
В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.
Методика Монтессори использует столетний опыт практики своих принципов и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.
Бесплатный марафон от экспертов
Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике
Что означают «четыре зоны обучения»?
Для дошкольников от 2,5 до 6 лет педагогика М. Монтессори строится вокруг основных четырёх направлений:
- Практическая жизнь.
- Сенсорное развитие.
- Развитие языка.
- Развитие математического мышления.
Практическая жизнь. Упражнения практической жизни способствуют развитию координации движений, концентрации и независимости. Благодаря им дети обретают чувство порядка и базовые социальные навыки. Эти упражнения делятся на уход за собой, заботу об окружающей среде, изящество и вежливость, развитие движений.
Уход за собой включает в себя такие упражнения, как застёгивание молнии, мытьё рук. Забота об окружающей среде — вытирание пыли, мытьё стола или подметание. Уроки изящества и вежливости учат детей манерам поведения: приветствие, знакомство, рукопожатие. Они могут отличаться в зависимости от местных обычаев. В зоне развития движений дети учатся управлять собственным телом с помощью таких действий, как маршировка, танцы или ходьба по линии.
Сенсорное развитие. Упражнения в зоне сенсорики направлены на развитие пяти чувств: зрение, звук, обоняние, вкус и осязание. Сенсорное развитие способствует утончению чувств и готовит ребёнка к более глубокому пониманию математики, науки и музыки.
Развитие языка. Дети начинают изучать язык с рождения (а, возможно, и раньше) и легко усваивают слова и их значения в течение первых лет жизни. Уроки развития языка начинаются с базового устного языка, пополнения словарного запаса и изучения фонем. Далее дети переходят к изучению букв, слов и составлению предложений. Всё это приводит к развитию навыков чтения и письма.
Ранняя подготовка математического мышления. Для обучения детей абстрактным понятиям математики педагогика Монтессори использует конкретные материалы. Дети постигают основные математические принципы, которые, в свою очередь, закладывают базу для изучения арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления.
В такой среде дети обретают уверенность в собственных силах на ранних этапах обучения и действуют в соответствии со своими внутренними потребностями. Им весело учиться и осваивать новые горизонты.
Как оформить уголок Монтессори в детском саду
Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.
Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона
Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.
Материалы Монтессори своими руками
Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:
- развивающие рамки и доски с застёжками;
- фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
- цветовые таблички из картона или плотного фетра;
- контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
- доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
- игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).
Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:
- Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
- Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
- Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
- В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
- Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.
Видео: упражнения М. Монтессори своими руками
Watch this video on YouTube
Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.
Методика Монтессори: суть и принципы
Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.
Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.
Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.
Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?
Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.
Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.
На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.
Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.
Студии Монессори охватывают два возрастных периода:
- студии для детей от нуля до трёх лет;
- студии для детей от трёх до шести лет.
Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее
Зоны Монтессори
Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:
- Практическая зона
- Сенсорная
- Математическая
- Языковая
- Космическая зона
В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.
Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость
Память и внимание здесь тоже задействованы
Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.
В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.
Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.
По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.
Польза обучения по системе Монтессори для детей
Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.
Приобретёт ли мой ребёнок социальные навыки?
Недавно, во время чтения дискуссии на форуме, я столкнулась со следующим комментарием:
«Метод Монтессори не уделяет внимание социальному взаимодействию детей. Он способствует развитию независимости посредством выполнения соответствующей их возрасту работы
Можно увидеть, насколько они самостоятельные и уверенные. Однако, как правило, в таких классах гораздо тише по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку большинство учеников работают самостоятельно или в группах по 2—3 человека. Таким образом, больше внимания уделяется проекту, и в меньше — взаимодействию, решению проблем, социальным навыкам. Основой того, в чём нуждаются дети, по крайней мере на этапе дошкольного образования, является умение строить отношения со сверстниками в рамках подготовки к начальной школе, родными братьями и сёстрами и т. д.» (Хуан, С. 2012, 25 апреля. Как обстоят дела с образовательным подходом Монтессори? Quora. Получено 12 ноября 2014 г. http://qr.ae/myFGU.)
Воспитание в Монтессори действительно способствует развитию независимости через индивидуальную работу. Дети младше шести лет чаще выбирают самостоятельную работу. Но наряду с этим, метод придаёт огромное значение развитию социальных навыков.
Монтессори заметила, что все дети развиваются в соответствии с внутренним этапам развития, заложенными природой. Дети младше шести лет строят свою личность и самосознание. Они могут работать рядом с другими детьми, они могут даже наблюдать и учиться у них, но в большей степени они сосредоточены на самостоятельной работе. Чем старше становится ребёнок, тем проявляет большую заинтересованность в совместной деятельности.
Педагогика Монтессори учитывает все эти естественные склонности организма. Дети могут выбрать самостоятельную работу, когда им это необходимо. Подобным же образом дети могут принять решение работать в группах и помогать друг другу.
Мы учим детей, как быть любезными, вежливыми, и почтительными в соответствии с обычаями местной культуры. Эту часть программы называют «уроками изящества и любезности». Каждый день дети учатся приветствовать друг друга, благодарить, говорить «пожалуйста», устанавливать в момент общения зрительный контакт. Ежедневные групповые занятия позволяют научиться внимательно слушать, говорить по очереди и следовать указаниям. Детям рекомендуют вежливо выражать чувства и уважать взрослых и сверстников.
Уважение является важной составляющей класса. С детьми говорят с почтением, учат ценить друг друга, взрослых и окружающую среду
Когда с ними обращаются уважительно, как они того заслуживают, дети учатся внимательно относиться друг к другу.
На первый взгляд, спокойная атмосфера класса Монтессори не слишком располагает к общению. Но на самом деле воспитанники учатся быть вежливыми, почтительными, решать проблемы и сотрудничать в рамках их сообщества. В большей степени так называемое «тихое» поведение, которое, как многие полагают, является результатом «строгости», есть результат удовлетворения потребностей. Дети, потребности которых удовлетворены, становятся радостными учениками и уважаемыми членами своих сообществ.