История повивального дела в россии

Содержание

0-73-10: Акушерка, Повивальная бабка, Повитуха

Литературные фрагменты:

Первый час ночи. Перед дверью Марьи Петровны Кошкиной, старой девы-акушерки, останавливается высокий господин в цилиндре и в шинели с капюшоном… После третьего звонка отворяется дверь и показывается сама Марья Петровна. На ней, поверх белой юбки, наброшено мужское пальто. Маленькая лампочка с зеленым колпаком, которую она держит в руках, красит в зелень ее заспанное весноватое лицо, жилистую шею и жидкие рыжеватые волосики, выбивающиеся из-под чепца.
— Могу ли я видеть акушерку? — спрашивает господин.
— Я-с акушерка. Что вам угодно?
— Я коллежский асессор Кирьяков, — говорит он. — Пришел я просить вас к своей жене. Только, пожалуйста, поскорее.
— Хорошо-с… — соглашается акушерка. — Я сейчас оденусь, а вы потрудитесь подождать меня в зале.
Кирьяков снимает шинель и входит в залу. Зеленый свет лампочки скудно ложится на дешевую мебель в белых заплатанных чехлах, на жалкие цветы, на косяки, по которым вьется плющ… Пахнет геранью и карболкой. Стенные часики тикают робко, точно конфузясь перед посторонним мужчиной.

Чехов А.П. Необыкновенный // Чехов А.П. Избранные произведения в трех томах. М., 1967. Т. 1. С. 238.

Акушерки Надежды Осиповны не было в палатах, хотя она должна была каждое утро присутствовать при перевязках.

Чехов А.П. Неприятность // Чехов А.П. Избранные произведения в трех томах. М., 1967. Т. 1. С. 514.

Словарные статьи:

Повитуха нар.- акушорка, бабка.

Малый толковый словарь русскаго языка Сост. по образцу Даля и Ляруса П. Е. Стоян. Изд. 3-ье с новыми таблицами словопроизводства и 1300 гравированными рисунками. Изд-во: Книгоиздательство и книжная торговля Н. Я. Оглоблина Коммиссионера императорской академии наук, императогскаго Университета Св. Владимира, императорской Киевской Духовной Академии, Государственной Типографии и Управления Московской Синодальной Типографии. Петроград. 1916. С. 410

Бабка — акушерка без диплома, повитуха.

Малый толковый словарь русскаго языка Сост. по образцу Даля и Ляруса П. Е. Стоян. Изд. 3-ье с новыми таблицами словопроизводства и 1300 гравированными рисунками. Изд-во: Книгоиздательство и книжная торговля Н. Я. Оглоблина Коммиссионера императорской академии наук, императогскаго Университета Св. Владимира, императорской Киевской Духовной Академии, Государственной Типографии и Управления Московской Синодальной Типографии. Петроград. 1916. С. 29

Повитуха, повивальная бабка, приемница; также более употребляется бабка, бабушка, баушка. См. Баба

Толковый словарь живого Великорусского языка // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Акушёрка фр.— повивальная бабка, получившая специальную подготовку.

Новый полный словарь иностранных слов вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью. Сост. по русским и иностранным источникам Е.Ефремов. Под ред. проф. И.А. Бодуэн-де-куртенэ. Изднние второе. Изд-во: Т-во Д. Левенсон. М., 1912. С. 14

Голанка ж. — ученая повивальная бабка, вероятно от вызванных Петром I.

Толковый словарь живого Великорусского языка // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Акушерка ж. франц. Родовспомогательница

Толковый словарь живого Великорусского языка // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Акушёрка фр.— повивальная бабка, получившая специальную подготовку.

Новый полный словарь иностранных слов вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью. Сост. по русским и иностранным источникам Е.Ефремов. Под ред. проф. И.А. Бодуэн-де-куртенэ. Изднние второе. Изд-во: Т-во Д. Левенсон. М., 1912. С. 14

Пословица:

Баба побабит (походит), все дело поправит.

Пословицы и поговорки // Собрание сочинений В.И. Даля. (Р) 2000-2001 IDDK

Портрет идеальной повитухи

Кодекс безупречной повитухи предусматривал и супружескую верность, а также регулярное причастие и получение у священника благословения на своё ремесло. Кроме этого, стать повивальной бабкой могла только женщина такого возраста, в котором она уже не могла стать матерью.

Особенно ценились имеющие собственных детей: это подтверждало, что принимающая роды на собственном опыте прочувствовала почём фунт лиха. Чем больше на счету повитухи младенческих смертей, тем сложнее ей было найти работу. Детская смертность свидетельствовала о недостаточном опыте или «тяжёлой руке».

Так или иначе, все усилия повитухи направляли на рождение здорового младенца и сохранение его жизни. Поэтому если «бабка» соглашалась сделать аборт, она рисковала поставить крест на своей карьере. Чревоубийство полностью противоречило повивальной этике.

Какие требования предъявляли к повивальным бабкам

Повитух всегда приравнивали к знахаркам или даже колдунам, так как они умели и знали многое. Им позволялось дать имя новорожденному и окрестить его. С другой стороны, повивальную бабку считали «нечистой» из-за того, что она принимала активное участие в «нечистом» процессе родов.

Существует поверье, что повитуха совершает благородный поступок, помогая роженицам, и на небесах её ждёт благодать. Но, в то же время, повивальная бабка – грешная женщина, и после смерти будет носить на спине мешок с пупами.

Не каждая женщина могла стать повивальной бабкой. Строгие требования предъявлялись к повитухам. Она должна была в любой момент оказать помощь роженице, знать заговоры, молитвы и народную медицину, быть богатой, иметь детей.

Во время родов повивальная бабка поддерживает женщину, молится за хороший исход родов, шепчет заговоры, «вызывает» малыша, приободряет будущую мать и многое другое. Если малыш родился бездыханный, повивальная бабка всячески пытается его оживить, используя только ей одной известные способы. Принимая младенца, перерезая пуповину повитуха желает ребёнку здоровья, счастья, успехов, хорошей судьбы, заговаривает от бессонницы, сглаза и грыжи.

Повивальных бабок чтили всю жизнь, а после смерти регулярно посещали их могилы и поминали. Хоронили повитух с варежками на руках и полотенцем.

Традиции и современность

«Если доула заботится, в основном, о женщине, то повитуха помогает и матери, и ребенку, — говорит Юлия Шелепина, многодетная мама и повитуха с многолетним стажем, психолог по образованию. — Современные повитухи в 90% случаев занимаются послеродовым восстановлением, причем как мамы, так и малыша. На Руси считалось, что после родов женщине лучше всего находиться в бане. Именно там женщину парили, делали ей послеродовой массаж. Вот и современные повитухи многие свои процедуры тоже проводят в бане. После родов женщина должна как следует пропотеть, поэтому мы делаем прогревания всеми доступными способами, в том числе и с помощью пропаривания. В бане хорошенько пропарить недавно родившую женщину лучше несколько раз, но обязательно — на 9-й день после родов. С потом из организма выводится гормональный „коктейль“, который образовался в крови перед родами. Таким же образом покидает организм релаксин — гормон, который вырабатывают яичники и плацента в конце беременности и который нужен для размягчения связок, хрящей, костей и мышц, а также для раскрытия шейки матки. Выводя гормоны беременности, мы помогаем женщине быстрее вернуться в прежнюю форму».

Кроме того, с помощью специального массажа повитуха помогает сместившимся во время беременности внутренним органам встать на место.

Ходячий справочник

Совсем недавно в России появилась и еще одна профессия — послеродовая доула. Она приходит в семью после родов, и это может быть как та же женщина, что сопровождала молодую маму в родах, так и совершенно другой человек. Послеродовая доула всегда поинтересуется, чем она может помочь, как молодые родители относятся к тем или иным методам и хотят ли узнать о чем-то поподробнее.

Она ничему не учит, просто обсуждает проблемы и вопросы, которые семья считает для себя в данный момент самыми важными. Например, после появления малыша на свет молодым родителям приходится общаться со многими врачами, их рекомендации могут не совпадать и даже в чем-то противоречить друг другу. Доула может разъяснить определенные моменты, ведь квалифицированные помощницы много работают с базами данных научных исследований в области акушерства, материнства, ухода за новорожденными.

Доула также поможет наладить грудное вскармливание, подобрать удобную позицию для мамы и малыша, обсудить возникающие трудности и предложить пути их преодоления. Она проинформирует родителей о различных точках зрения на имеющуюся проблему, но решение будут принимать, конечно же, родители. Доула также может порекомендовать консультанта по грудному вскармливанию. Воспользоваться ее рекомендацией или нет — личное дело мамы.

Такая помощница подскажет, как носить кроху в слинге, как уложить его спать, обсудит проблемы совместного и раздельного с малышом сна. Если какая-то методика заинтересует родителей и они захотят подробнее с ней познакомиться, доула подскажет контакты проверенных специалистов. Но все это будет сделано только по просьбе молодых мамы и папы.

Часто доулы также помогают женщине в быту: помощница может сложить вещи, приготовить кашу, подмести пол, помыть посуду, поиграть или погулять со старшими детьми, чтобы мама могла отдохнуть или выспаться. Одним словом, если в родах доула оказывает психологическую поддержку, то после появления малыша на свет она становится «ходячим» справочником и помощницей в быту. И приходит в семью, когда семья нуждается в ее помощи и поддержке.

С древних времён и до наших дней

К появлению ребёнка, особенно в осознанном зрелом возрасте, принято готовиться. Женщины проходят обследования, пьют витамины, отказываются от вредных привычек и налаживают питание. В период беременности будущую маму стараются беречь и относятся к ней особенно внимательно и чутко.

Но не все задумываются о том, что после рождения малыша женщине нужен не меньший уход и внимание. Организм роженицы переносит колоссальный стресс: все его системы, от репродуктивной до опорно-двигательной, испытывают огромную нагрузку

Неизбежны и психологические изменения, особенно если это были первые роды. Женщина становится мамой, и иногда осознание этого и отсутствие поддержки со стороны родных могут напугать её.

Раньше женщины после родов почти всегда обращались к повитухам. Повитуха, как правило, заботилась о будущей маме всю беременность. Во время родов она поддерживала женщину и поясняла, что с ней происходит и зачем это нужно. Таким образом роженица успокаивалась, и сам процесс проходил легче.

Повитуха работала с женщиной в бане: помогала ей расслабиться, разогреться, успокоиться и полностью снять напряжение.

– Раньше роды проходили в бане или дома. А восстановление происходило естественным образом сразу же после рождения малыша, — говорит Юлия Плотникова, мама четверых детей, доула, психолог и консультант по грудному вскармливанию.

После родов повитуха использует такой способ послеродового восстановления, как ладки: гладит женщине руки, ноги, живот, пропаривает её в бане, чтобы выходили все ненужные гормоны — так женщина «очищалась» духовно и физически.

– Важно «собрать» женщину воедино, ведь после родов она является очень мягким «сосудом»: размягчены все связки, кости и мышцы. Они податливы и растянуты, — комментирует Юлия

Телефонистки

Seat­tle Munic­i­pal Archives / Wiki­me­dia Commons

Изначально на работу телефонных операторов приглашали мальчиков-подростков. Но практика показала, что они не слишком для неё подходят: в живом общении с клиентами мальчишки часто бывали резкими и грубыми. Бостонская компания Boston Tele­phone Dis­patch Com­pa­ny первой наняла на эту позицию женщину: в сентябре 1878 года на работу вышла Эмма Натт. Предполагалось, что женщины могут быть более вежливыми и терпеливыми, чем подростки, а клиентам будет приятно слышать мягкие и спокойные женские голоса. Ожидания оправдались: клиенты были довольны. Всё больше телефонных компаний стали нанимать на работу девушек.

В телефонистки брали молодых девушек с крепким здоровьем, ведь работа может показаться лёгкой только на первый взгляд. Весь рабочий день, то есть 8–10 часов, девушки сидели на стуле перед специальной доской со множеством отверстий. За 8 секунд нужно было ответить на звонок и сообразить, в какой именно разъём нужно вставить телефонный шнур, чтобы соединить абонентов. 

В одном из образцов контракта 1903 года для приёма на работу телефонистки указано: нужно всегда быть вежливой, нельзя подслушивать разговоры абонентов, вступать в диалоги с клиентами и уходить с рабочего места, не сдав его коллеге. 

Телефонисток постепенно заменяли автоматические станции, но профессия продолжала существовать. Например, в СССР вплоть до 1990‑х годов телефонистки продолжали соединять абонентов междугородних и международных звонков. 

Покровительница

Саломея и Гелома (деталь иконы «Рождество Христово», Андрей Рублев)

Саломея-повитуха, принимавшая роды Девы Марии согласно раннехристианским апокрифам, является покровительницей профессии, хотя и не включена в православный месяцеслов.

Повитуха Саломея у русских крестьян стала главной покровительницей и помощницей в родах. Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабины» или «бабьи каши») на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.

Считалось, что Саломея совершала с младенцем Христом все те же действия, которые должна выполнять при родах деревенская повитуха. Народное творчество создало ряд легенд, подчёркивающих особую роль повитухи Саломеи при рождении Христа (на этих легендах частично базировался авторитет деревенских повитух).

Существуют заговоры, использовавшиеся при родах от имении Саломеи:

В народных поверьях безболезненное рождение Христа можно было с помощью заговоров спроецировать на любые роды. При начале схваток повитухи читали заговор: «Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей Марье» и кропили роженицу водой из ручья или реки. А когда ребёнок рождался, то повитуха, обмывая новорожденного, также читала соответствующий заговор: «Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Имярек, аминь».

Мнения мам

Анна Горелик, мама четырёхлетнего сына:

— Я ярый противник всевозможных подобных действ, считаю это пережитком прошлого. Посторонние люди, которые встают между дитём и матерью, учат расслабляться — по-моему, это лишнее в периоде послеродового восстановления. Я верю во врачей и благоразумие матери.

Для того, чтобы восстановиться после родов нужно, в первую очередь, не зацикливаться на этом. Природа всё давно придумала сама, и при нынешнем уровне развития медицины всё и так будет в порядке.

Хорошо, если есть кому помогать матери на первых порах — это может быть отец ребёнка или близкие родственники. Тогда никакие ладки и повитухи не будут нужны. Когда нет поддержки, вряд ли ситуацию спасёт послеродовое пеленание, лаженье тела и прочие сомнительные «обряды». Лично я прекрасно восстановилась после рождения сына без специальных процедур.

Анна Лабутина, мама годовалого малыша:

— После рождения ребёнка я решила испытать на себе послеродовое пеленание. После него почувствовала себя обновлённой, лёгкой и красивой, словно Дюймовочка. Такой релакс никогда не ощущала. Волшебный ароматный чай, масла: я испытала настоящие нежность и любовь.

Расслабилась физически и поняла, что в порядок была приведена и моя голова. Ненужные «грязь» и негатив утекли в бане под потолок. Голова стала светлой, а сердце открылось. Я готова идти дальше!

Подытожим: послеродовой период для организма женщины важен не меньше, чем беременность или роды. Право женщины выбирать, каким он будет — одним достаточно поддержки и заботы любимого супруга и родителей, другие верят в старинные рецепты восстановления. Услуги доул и повитух в последнее время снова становятся популярными, и это скорее плюс

Однако советуем помнить, что в любом деле важно обращаться к профессионалам. 

Эксперты:

Юлия Плотникова

Проворные

Вплоть до начала XX века повитухам отдавали предпочтение. Состоятельные семьи приглашали врачей, но они зачастую сидели в соседней комнате и дожидались сигнала от повитухи, если что-то пойдет не так.

С большей частью задач во время родов повивальные бабки справлялись самостоятельно, да и немного находилось желающих дозволить постороннему мужчине-врачу участвовать в столь интимном процессе.

Ценным умением было и то, что повитуха не использовала акушерские щипцы, которые нередко калечили младенцев. Ей хватало опыта и «проворных рук» даже в самых сложных случаях – если женщина рожала первый раз поздно, имела узкий таз или младенец отличался богатырскими размерами.

Опытная повитуха без труда выполняла такие акушерские процедуры, как «поворот на ножку» при косом или поперечном расположении плода, прокалывание пузыря и извлечение последа. В этнографических заметках читаем, как в Пермской губернии повитухи «дунув и плюнув» останавливали кровь и заговаривали пуповину.

В Вологодской губернии жили искусницы, которые обрезали пуповину «ногтем», виртуозно пережимая сосуды так, что пуповину не приходилось завязывать, и это избавляло младенцев от грыжи.

И, конечно, каждая уважающая себя повитуха умела делать традиционное «правление новорожденного», расправляя и вытягивая руками обнаруженные при осмотре изъяны. Считалось, что акушерки могли «вылепить» идеальные пропорции, чтобы рождённый человек в будущем не стал кривобоким или горбатым.

Альтруистки

Обычно повитухами становились по стечению обстоятельств, например, бабка была повитухой, передала знания внучке, или женщина успешно приняла несколько родов у односельчанок и сработало «сарафанное радио». Работу выполняли как бескорыстно, так и с целью немного подзаработать.

По уже упомянутой Присяге бежать на зов повитуха должна была независимо от материального или сословного положения роженицы. Она не могла отказаться, если ей посулили слишком маленькое вознаграждение, или она не слишком любит ту, которая готова разрешиться от бремени.

Если до середины XIX века с повитухами преимущественно расплачивались «натурой» – хлебом, мылом, домашним текстилем (предметами, являющимися символом очищения), то затем начали давать небольшие суммы денег из личных сбережений или собранных на крестины. Так что для некоторых женщин помощь роженицам становилась и небольшим приработком.

День повитух у славян

У восточных и южных славян был особый день, когда почитались повитухи и роженицы — Бабьи каши. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь св. Богородице».

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).

Выкатываем «щетинку»

Внимание повитухи направлено также на младенца. Как и встарь, она «расправляет» ему тело, ручки и ножки, говоря современным языком — делает массаж

Она же и первый раз его купает — аккуратно моет на нижней полке бани. А еще «выкатывает щетинку» — родовую смазку, которая вошла в поры и затвердела. Чтобы ее вывести, малыша купают в материнском молоке или обмазывают им с помощью мякиша черного хлеба, замоченного также в грудном молоке. Этим же мякишем тщательно протирают голову, спинку, ягодицы, ручки и ножки. Считается, что после такого обряда младенец уже не будет просыпаться и кричать по ночам.

Трудолюбивые

Хорошая повитуха не только принимала роды и облегчала страдания добрым словом, заговором, лекарственными отварами и снадобьями. На её плечи ложился и подготовка к родам, а также последующий уход за подопечными.

Поэтому еще одним ценным качеством повитухи было трудолюбие. Она должна была подготовить место для родов: кровать или повивальный стул в супружеской спальне для дворянки или баню (хлев, овин) для простолюдинки. Подготовка заключалась и в большом количестве предродовых обрядов – молитвами и заговорами сопровождалось каждое действие.

После родов повивальная бабка оставалась с роженицей как минимум трое суток. Она должна была выполнить обычную работу по дому, на которую у родившей женщины не было сил, – подмести в избе, подоить корову, приготовить обед.

В Российской империи[править | править код]

Выбор повитухиправить | править код

Правила выбора повитухи зависят от местной традиции: в некоторых случаях всё село обращается к одной и той же женщине, обладающей репутацией «знающей», в других зовут к роженице кого-либо из родственниц или свойственниц. При таком подходе любая женщина может и даже обязана стать хотя бы раз в жизни повивальной бабкой: так, в Могилевской области женщина, никогда не принимавшая родов, становится предметом насмешек своих товарок, которые грозят ей, что на «том свете» она будет пасти зайцев. Как и в случае крестных родителей, часто стараются звать ко всем детям в семье одну и ту же повитуху (рус). Приглашение принять роды воспринимается как высокая честь, и отклонить его считается великим грехом; говорили, что в случае отказа «повитуха окаменеет» (саратов.). Если роды заканчивались летальным исходом, уклонившаяся от исполнения своих обязанностей повитуха могла предстать перед судом (укр.). Тем не менее у украинцев приглашение принять роды разрастается в целый ритуал, предполагающий долгие уговоры повитухи.

Повитухой выбирали рожавшую, но уже «чистую» женщину, то есть после менопаузы, не живущую половой жизнью, желательно вдовую. Если у неё продолжаются месячные, то полагают, что у принятой ею девочки месячные долго не наступят (волын.). В повседневной жизни поведение повитухи должно быть безупречным: если повитуха замужем, она должна хранить верность мужу, в противном случае повитые ею внуки будут косолапы, заболеют желтухой или вообще рано умрут (владимир., орлов.). Повитуха как женщина, «вышедшая из возраста», не имела права на сексуальные отношения. Если у неё рождался ребёнок, то он получал позорное прозвище бабич, бабинец, padbabicz, а она сама — бабычка (полес, бел.). Во искупление её «греха» вся деревня изготавливала огромный рушник, которым опоясывала церковь (Полесье). Особый случай ритуальной нечистоты представляет контакт со смертью. В повитухи стараются звать женщину, у которой остались в живых все её собственные дети. В противном случае не выживут и повитые дети. Из этих же соображений повитухе запрещалось обмывать покойников.

Учебные заведенияправить | править код

Аттестат бывшей повивальной бабки, 1915 год

В середине XVIII века в Российской империи для подготовки повитух были созданы специальные высшие («Повивальные институты») и средние («Повивальные школы») учебные заведения — (существовали до 1917 года). В Российской империи было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование). Деятельность повивальных бабок регламентировалась специальным уставом («Устав повивальным Бабкам»).

Должность городовой повивальной бабки числилась в штате полицейского управления.

Всесторонняя поддержка

С греческого доула (дула) переводится как «служанка». Она действительно ею является: во время родов доула служит женщине, буквально предугадывая каждое ее желание. Это не акушерка, она не обеспечивает медицинское сопровождение процесса. Что же делает доула? Главная ее задача — поддержать будущую маму: пожалеть, помассировать поясницу, ноги, напомнить, как правильно дышать, продышать вместе с ней схватки, вместе потужиться, принести воды, отвести в туалет, вытереть пот — одним словом, сделать все возможное, чтобы роды прошли естественно и женщина получила от них максимальное удовлетворение.

Доула не может вмешиваться, оспаривать назначения врача. Но она может объяснить роженице, что надо делать, что случится, если будущая мама подпишет согласие на ту или иную манипуляцию или откажется от нее. Какое бы решение женщина ни приняла, доула ее всегда поддержит, а в первые минуты после рождения малыша обязательно расскажет, как правильно держать и прикладывать младенца к груди.

Обычно врачи приветствуют присутствие доулы на родах. Они видят, что есть человек, который не дает женщине впасть в истерику или запаниковать, который может перевести медицинские термины на простой язык и потому к нему роженица прислушивается больше, чем к докторам

И, что важно, присутствие такой помощницы благоприятно сказывается на состоянии женщины

Непьющие

Если в городах на выбор повитухи влияла популярность (в газетах XVIII века нередко встречались рекламные объявления об услугах для рожениц), то в деревнях выбирали односельчанок с безупречной репутацией.

Во время царствования Екатерины Великой наряду с «добрым поведением и скромностью» ценными качествами считались умение держать язык за зубами и полый отказ от употребления спиртного. Повитуха не могла пить даже в праздники, ведь неизвестно, когда ей придется «дело своё исполнять».

К слову, отказ от спиртного предусматривала и Присяга повивальных бабок, дающие которую обещали воздерживаться от пьянства, непристойных шуток и неучтивых речей, а также брани. Хорошей повитухе крепкие словечки для «подбадривания» рожениц были не нужны, ведь доброе словцо да сноровка помогали намного эффективнее.

Модистки

Картина Луизы Бреслау «Модистки»

Профессия появилась во Франции, примерно в XVIII веке, в эпоху барокко. Тогда модистки отделились от портних и торговцев аксессуарами и стали привилегированными торговцами модой. Они специализировались на изготовлении и украшении шляпок. Для этого обычно использовали ленты, рюши, кружева, перья, цветы, драгоценные камни. Но шляпками их работа не ограничивалась. 

Модистки могли шить простые накидки, мантии, чепцы, передники. Могли перекроить старое платье, осовременить его и украсить. Успешные модистки открывали мастерские и ателье. В штате могли работать разные специалисты: портные, вышивальщицы, кружевницы, изготовители вееров и корсетов.

В России французские модистки появились после французской революции 1789 года. Среди первых были мадам Мари-Роз Обер-Шальме, мадам Сиклер и мадам Минангуа. Их имена в то время были синонимами современных дорогих брендов одежды. У каждой было своё ателье, в которых делались на заказ дорогие платья, корсеты, шляпки и бельё.

Постепенно мода менялась: на смену кринолину, корсетам, пышным платьям и украшательствам пришли более простые платья и даже брюки. К первой половине XX века профессия модисток перестала быть актуальной. Некоторые модистки переквалифицировались в кутюрье — художников-модельеров, которые создавали высокую моду. Самая известная модистка начала XX века, которая стала модельером, — Коко Шанель. Начинала она именно со шляп. 

Что почитать про модисток

Книгу «Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия» — чтобы больше узнать об известных торговых домах и знаменитых модистках России. В книге много архивных документов и фотографий, дневников и воспоминаний.

Традиции празднования Дня бабушек-повитух

На следующий день после Рождества Христова, 8 января наступает праздник «Бабьи каши». На Руси это был день, когда женщины с детьми несли угощения и денежные вознаграждения бабкам-повитухам, которые помогли появиться на свет малышам. Повивальные бабки, в свою очередь, подавали гостям кашу. Отсюда и пошло название праздника.

Также роженицы шли в церковь, подносили заранее приготовленные пироги к иконе Богородицы. Священнослужители не поощряли такое поведение женщин, считая его недостойным, однако, праздник набирал популярность и отмечался каждый год.

Каша, которой угощали рожениц, могла быть как жидкой, так и рассыпчатой, но всегда была в почёте. Она варилась из проса или гречихи. Это обрядовое блюдо считалось символом богатства, достатка, благополучия.

Женские беседы повитух с роженицами за праздничным столом порой длились всю ночь. Разговоры велись на всевозможные темы, зачастую весёлые, с эротическим подтекстом. Повитухи знали специальные обряды, которые помогали женщинам забеременеть и родить как можно больше детей.

В праздник «Бабьи каши» малышам впервые стригли волосы, а старшие братья и сёстры должны были съесть горшочек каши на свежем воздухе и внутрь посудины поместить курицу или петуха. Люди верили, что такой обряд поможет маленьким детям быстрее начать ходить.

Дипломированные

Стереотипное представление о том, что повивальная бабка – это малограмотная старушка, «деревенская пупорезка», знающая заговоры, обряды и умеющая в нужный момент «подсобить», лишь отчасти верно. Уже с 1754 года ценились те, кто подтвердил специализацию дипломом.

После указа об учреждении школ для обучения повивальному искусству желающие должны были пройти шестилетний курс, получить официальное разрешение на оказание услуг и принять присягу. Всех выпускниц – и городских, и сельских – заносили в специальный полицейский реестр, подобный тому, который учитывал фонарщиков или пожарных.

Посмотрим на магические предметы повитухи

Когда знахарка правила роженицу в бане, она произносила заговор:

Чашка

Небольшая чистая, непользованная ЧАШКА. В нее наливали воду и клали серебряную монетку с приговором:

Ну, а когда знахарка приходила в дом с новорожденным, то использовала семейные вещи.

ОТЦОВСКАЯ РУБАХА

Ей приписывали приворотные («чтобы отец любил») и обережные роли: новорожденного следовало трижды сунуть в печь и завернуть в грязную потную рубашку:

КОЛЫБЕЛЬ, НАКРЫТАЯ МАТЕРИНСКОЙ ЮБКОЙ

Был целый ряд запретов, связанных с колыбелью, например нельзя качать пустую колыбель, иначе у ребенка будет бессонница или он умрет.

ОБЕРЕГИ К КОЛЫБЕЛИ

Подвешивали костяной молот, флакончик, наполненный ртутью, с приговором:

В качестве оберегов под матрас клали шапку отца (для мальчика) или платок матери (для девочки), сложенные крест-накрест нож и ножницы, ладанку с зернами, ртутью.
От бессонницы над колыбелью подвешивали кусок кожи или валенка с шилом, веретено, кудель, лучину, а также модель сохи, девочке — прялочку, гребень, веретено, мальчику — лучок со стрелкой. Повитуха (или мать) при этом приговаривала:

ПОМЕЛО ИЗ ЕЛОВЫХ ВЕТОК

С его помощью знахарка лечила многие детские болезни. При лечении полуночницы — бессонницы у детей — она вначале пашет (заметает) им в печи, а затем обводит вокруг колыбели и произносит заговор:

ХЛЕБНАЯ ЛОПАТА

На ней сажали в печь ребенка, больного собачьей старостью, что называлось «перепекание». Обряд сопровождался заговорным диалогом:

«Собачью старость» лечили и другим способом: протаскивали ребенка через связанные калачи. Словом, повитухи были настоящими Знатками, а от их умения зависели здоровьи и благополучие и матери и ребёнка.

***

В следующей статье посмотрим предметы, которые использовались для магии красоты и здоровья.
На благо!

Магические ритуалы в бане

Затем роженицу и младенца мыли в бане, чтобы отогнать болезни и наделить ребенка здоровьем, умом, определёнными умениями с помощью магических действий:

В бане повитуха «правит» младенца: расправляет руки и ноги, сжимает голову, вытягивает нос, чтобы ребёнок не был курносым, голову размывала, «чтобы круглая была».
Многие обряды в бане нацелены на здоровье ребёнка: его моют заговорённой водой, причём моют от ног к голове, продуцируя этим его быстрый рост.

Как только младенец появляется на свет, его кладут в полотуху (деревянную кадку для замешивания теста), и/или кладут на печь. В основе этого действия — убеждение, что «ребёнок как тесто, из него всё вылепить можно».

Послеродовое пеленание

Считается, что эта традиция родом из Южной Америки, но имеет популярность практически повсеместно. Так, в некоторых азиатских странах есть обычай нанимать няню для мамы (не для малыша), которая остается в семье в течение нескольких месяцев после родов. Эта же женщина может выполнять послеродовое пеленание молодой мамы. 

Эта процедура включает в себя целый комплекс: пропаривание в бане, принятие ванны с морской солью и травами, ароматерапия, несколько видов массажей, растирание и перетягивание полотенцем определённых участков тела. Собственно отсюда и название: женщина в процессе пеленания чувствует себя, как новорожденный укутанный младенец. 

– Послеродовое пеленание поможет родившей женщине побороть боли в суставах, спине, голове, справиться с отёчностью, проблемами со стулом, трещинами, ощущением «опустившихся органов». Оно нормализует психологическое и физическое здоровье женщины, — уверена Юлия.

Где их искать?

Чаще всего доул и повитух находят на курсах и тренингах по подготовке к родам. Посещая занятия, женщина имеет возможность познакомиться с сотрудниками и выбрать того, кто, по ее мнению, соответствует ее ожиданиям. Юлия Шелепина советует: «Не надо искать лучшее, ищите свое. Человека, который полностью вам подходит. Возраст здесь не важен

Важно, что этот человек будет заботиться, холить и лелеять женщину, не нагружать ее своими историями и заботами»

К сожалению, дипломов у наших доул и повитух нет. Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение. Потому поинтересуйтесь, у кого ваша доула или повитуха училась, какие тренинги посещала, прислушайтесь к рекомендациям своих родственников, подруг и знакомых, которые проверили помощницу или повитуху в деле. В любом случае следует прислушаться к себе и понять, для чего вам это нужно, и только после этого решать, кого приглашать — повитуху или доулу — и приглашать ли вообще.

Больше полезных материалов для беременных — в нашем канале на .