Содержание
- Процесс расшифровки результатов обследования
- Во сколько дети начинают ползать?
- Все ли дети ползают на четвереньках?
- Этапы ползания
- Польза ползания
- Как научить ребенка ползать?
- Этапы ползания
- Польза ползания
- Как научить ребенка ползать?
- Причины нарушения мышечного тонуса
- Двигательная активность ребенка в 6 месяцев
- Ребенок спит в позе эмбриона
- Общие сведения
- Мнение врачей: можно ли беременным сидеть на корточках?
- Тяжело?
- Лечение нарушений тонуса у ребенка
- Начинаем
- Интеграция асимметричного шейного тонического рефлекса
- Симптомы
Процесс расшифровки результатов обследования
После того, как доктор-рентгенолог получает снимки рентгенографии, ему необходимо осуществить их интерпретацию, и составить заключение.
Для расшифровки результатов существует специальная техника, названная схемой Хильгенрейнера. В ней фигурируют такие категории:
- ацетабулярный угол;
- линия Хильгенрейнера;
- расстояние между метафизарными пластинками и линией Хильгенрейнера, обозначаемое буквой h;
- расстояние от h до нижних контуров вестибулярной пластины, обозначаемое как d.
Ацетабулярный угол определяется как область между двумя плоскостями – линией эпсилонобразных хрящей и касательной, проходящей вдоль края суставных впадин.
Линия Хильгенрейнера проводится горизонтально, через У-образные хрящи по нижним точкам подвздошной кости.
Расстояние h отсчитывается от линии Хильгенрейнера до середины метафизарной пластинки проксимального отдела кости бедра. По нему можно отследить, на сколько смещена головка кости бедра по отношению ко впадине сустава.
Промежуток d показывает латеральное смещение головки по сравнению с вертлужной впадиной.
Схема даёт возможность представления сустава в трёхмерной проекции. Даже на самых ранних стадиях она даёт возможность обнаружить большинство патологий и нарушений развития сустава.
Для большей достоверности в схеме предусмотрено проведение дополнительных показателей – линии Кальве и Шентона. Первая из них соединяет верхний край шейки бедра с наружным краем подвздошной кости, и в норме она должна быть непрерывной. Если линия прерывается, это может говорить об отсутствии целостности суставного аппарата.
Линия Шентона представляет собой продолжение окружности вертлужной впадины, в виде проекции на медиальную поверхность шейки бедра. Её разрыв означает латерально-проксимальное смещение бедренной кости.
Как расшифровывается рентгенограмма тазобедренного сустава ребёнка по схеме Рейнберга
В этой технике интерпретации снимков используются срединная крестцовая линия, горизонтальная линия, проходящая через верхушки У-образных хрящей и центры ядер окостенения в головках бедренной кости (линия А), а также вертикальная линия, проведённая через верхне-латеральный выступ вертлужной впадины (линия Б). Кроме того, определение нормы состояния сустава связано с расположением нижнего края шейки бедра – при нормальном развитии сустава он пересекает нижний контур паховой кости.
Между линией Б и срединной крестцовой проводится вспомогательная линия Б1, длина которой помогает оценить состояние сустава.
Дисплазия определяется, если проксимальный конец бедренной кости находится выше линии А и как бы снаружи от плоскости Б.
Что представляет собой схема Омбредана
В процессе исследования результатов рентгенографии, врач на снимке проводит по синостозам горизонтальную линию, соединяющую лонную и подвздошную кости. Вертикально опущенный перпендикуляр проводится к наружному краю вертлужной впадины сустава. Этим перпендикуляром суставная полость делится на равные сегменты, по отношению к которым и оценивается соответствие анатомии сустава нормальным показателям.
Норма и отклонения на снимке тазобедренных суставов
Полученное изображение сустава, если он находится в нормальном состоянии, визуализирует головку бедренной кости, расположенную в суставной впадине, имеющей вид выемки. В центре головка крепится к поверхности впадины круглой связкой и капсулой сустава. Сверху головка удерживается в нормальном положении с помощью лимбуса – хрящевой пластины. Весь суставный аппарат поддерживается снаружи мышечным корсетом бедра.
Дисплазия на снимке характеризуется задержкой развития окостенения. Ядра окостенения имеют маленький размер по сравнению с нормой. Вывих или подвывих можно обнаружить по латеральному и вертикальному смещению этих ядер, благодаря применению схем Омбредана, Рейнберга, Хильгенрейнера.
Во сколько дети начинают ползать?
Когда организм ребенка к этому готов!
Окно достижения навыка ползания на руках и коленях достаточно широкое: от 5,2 до 13,5 месяцев.
Все ли дети ползают на четвереньках?
Что не влияет:
- Размеры тела;
- Пол ребенка.
- Попытался, но не смог выполнить
- Смог выполнить
- Отказался выполнить
Этапы ползания
- Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
- Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
- Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
- Садится из положения на четвереньках
- Встает на четвереньки из любого положения
- Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
- Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
- Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
- Может на четвереньках двигаться назад
Польза ползания
- укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
- развитие зрительного аппарата
- формирование зрительно-двигательной координации
- развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
- закладка навыков пространственной ориентации
Как научить ребенка ползать?
- Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
- Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
- Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
- Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.
(
оценок; рейтинг статьи )
Этапы ползания
- Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
- Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
- Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
- Садится из положения на четвереньках
- Встает на четвереньки из любого положения
- Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
- Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
- Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
- Может на четвереньках двигаться назад
Польза ползания
- укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
- развитие зрительного аппарата
- формирование зрительно-двигательной координации
- развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
- закладка навыков пространственной ориентации
Как научить ребенка ползать?
- Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
- Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
- Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
- Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.
(
оценок; рейтинг статьи )
Причины нарушения мышечного тонуса
Нарушения мышечного тонуса – это всегда проблемы в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга. Изменение мышечного тонуса – мышечная дистония — это не заболевание, а симптом. Причина нарушений может появиться до или во время рождения. Это, например, болезни матери в период беременности, сахарный диабет, употребление алкоголя и наркотиков, курение, прием лекарственных препаратов, стрессы, многоплодная беременность, стремительные роды, пособия и стимуляция родов или гипоксия (нехватка кислорода), асфиксия (удушье). Нарушение мышечного тонуса у новорожденных и детей первого года жизни чаще всего обусловлено гипоксически — ишемической энцефалопатией. Это повреждение головного мозга является следствием двух причин: гипоксии и ишемии (нарушение кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь гипоксии).
Двигательная активность ребенка в 6 месяцев
В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.
Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.
Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.
Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.
Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.
Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места
Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма
Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.
Ребенок спит в позе эмбриона
Поза спящего малыша напоминает позу эмбриона. Ноги подбираются под голову, как можно ближе к подбородку. Руки могут обхватывать ноги или быть подложены под голову. Иногда чадо может полностью накрыть себя одеялом.
Данная поза подсказывает, что у ребёнка возникли некоторые проблемы, решить которые он сам не может. И чем больше степень его скрученности в кроватке, тем сильнее у него неприятности. Накрытое с головой одеяло говорит о том, что только там, в своеобразной крепости, малыш чувствует себя спокойно. Причём, если он спит таким образом вблизи стены, то он беспокоится за себя. Возможно, у него не всё складывается как надо в отношениях со сверстниками. Но если он спит у самого края, то он волнуется за своих родных или других близких ему людей. Если же во сне ваш малыш обнимает свои плечи, то это указывает на то, что он не привык рассказывать о своих желаниях, потребностях и неприятностях.
Увидев своего ребёнка в такой позе, родители должны что-то предпринять. Он слишком раним, и ему просто необходима защита. Семья малыша должна проявлять необходимую заботу и уделять как можно больше внимания. Не нужно раньше времени записывать его в детсад, наоборот, это нужно сделать как можно позже. В общении с другими людьми могут возникнуть проблемы, поэтому старайтесь ограничить его от этого. Такие дети должны знать, что их всегда любят, ценят и оберегают.
Общие сведения
Нарушения мышечного тонуса у новорожденных представляют собой синдром, сопутствующий многим заболеваниям, в том числе врожденным и наследственным. Двигательные расстройства, проявляющиеся с момента рождения, могут сохраняться в течение дальнейшей жизни, становиться причиной задержки умственного и физического развития, что, в свою очередь, способствует росту детской инвалидности. Именно поэтому так важна своевременная диагностика нарушения мышечного тонуса у новорожденных и лечение основной нозологии. При этом еще более значимую роль играет профилактика подобных расстройств, поскольку правильное внутриутробное развитие плода в значительной степени зависит от особенностей организма матери и условий ее жизни.
Нарушения мышечного тонуса у новорожденных
Мнение врачей: можно ли беременным сидеть на корточках?
Все меняется по мере роста малыша. Уже с пятого месяца беременности женщине следует внимательней относиться к собственному самочувствию и пересмотреть многие бытовые привычки. Многие будущие мамы даже не спрашивают, можно ли беременным сидеть на корточках. Все дело в том, что с округлившимся животиком принимать эту позу, а тем более долго в ней находиться совсем неудобно. Сидеть на корточках не рекомендуют с середины беременности. Все дело в том, что в таком положении достаточно крупный уже плод давит на шейку матки. Результатом подобного воздействия могут стать даже преждевременные роды.
Еще одна причина, почему беременным нельзя сидеть на корточках, – нарушение кровообращения и лимфотока. Женщинам, любящим принимать такое положение, грозят отеки, развитие тромбофлебита и варикоза. Безобидная на первый взгляд поза может стать причиной развития геморроя у будущей мамы и внутриутробной гипоксии у плода.
Тяжело?
Порой от молодой мамы можно услышать что-то вроде: «Сын (дочка) уже весит столько! Как же я буду носить его через пару месяцев!?» Да, детки растут, но если мама постоянно носит кроху на руках и делает это правильно, руки привыкают, и постепенное увеличение веса практически не замечается. Так, мама при необходимости может довольно долго нести даже 3-4-летнее дитя (например, если чадо заснуло). Стоит помнить такую простую истину: ребенка нести всегда намного удобнее и легче, чем что-то ровно такого же веса, но в одной руке, например, в сумке.
Если мама испытывает трудности со спиной, страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата — это повод заняться своим здоровьем, выяснить причины, обратиться за помощью к врачам различного профиля, массажистам. Но это не повод не носить малыша на руках, так как правильные (подчеркиваем!) способы ношения ребенка никак не могут отрицательно сказаться на здоровье матери.
На собственном родительском опыте и в практике помощи другим мамам я заметила, что порой женщины старшего поколения еще чаще, чем молодые мамы, стремятся то взять малыша спиной к себе (при этом неестественно прогибаясь в пояснице!), то посадить его на руку и долго нести. Причем не потому, что так просит ребенок, а просто потому, что других способов себе не представляют. Или (что еще хуже!) стараются пореже брать кроху на руки, так как считают, что носить ребенка очень тяжело, неудобно и вредно для спины. Сталкивалась я также и с настоящим удивлением и даже восторгом бабушек и дедушек: малыша, оказывается, можно носить на бедре и к тому же это совсем не тяжело!
Так что порой к изучению информации об уходе за младенцем можно и нужно подключать и старшее поколение — тех, кто будет присматривать за малышом в родительское отсутствие. Для обучения навыкам родительства, в том числе способам ношения ребенка, полезно обращаться за помощью к опытным, вырастившим и выкормившим грудью не одного малыша мамам или специалистам по естественному вскармливанию, по уходу за детьми. Таким образом, такой важный для человечества принцип преемственности, конечно, видоизменяется, но все-таки не исчезает бесследно.
Лечение нарушений тонуса у ребенка
При исключении серьёзных заболеваний раннее начало лечения приводит к полному выздоровлению. Поэтому не стоит откладывать визит к детскому неврологу. При отсутствии лечения нарушения тонуса приведут к деформациям скелета, суставов, нарушению движений и общего развития.
Лечение должно быть комплексным, назначенным педиатром, ортопедом и неврологом:
- кинезотерапия – лечение движением;
- аквагимнастика;
- медикаментозная терапия.
Кинезотерапия может быть пассивной – различные виды массажа и пассивной гимнастики и активной – корректирующая лечебная гимнастика и плавание. Можно использовать гимнастический мяч – фитбол.
Для снятия гипертонуса проводится щадящий массаж – расслабляющий и успокаивающий. Используются поглаживание и растирание пальцами и всей кистью, точечный массаж. Массаж не должен приводить к плачу ребенка и переохлаждению. Это усилит мышечное напряжение. Существует много методик расслабления мышц – поза эмбриона, потряхивание по Фелпсу, занятия на мяче, массаж по Семеновой (эффективен даже при ДЦП), сближение мест прикрепления мышц, массаж биологически активных точек.
В теплой воде снижается тонус мышц – можно использовать теплые ванночки — хвойные, валериановые, плавание на кругу, игровые моменты в ванночке. Такие ванночки и занятия в воде хорошо успокаивают ребенка перед дневным и ночным сном.
Упражнения при гипертонусе конечностей, которые родители могут проводить с ребенком ежедневно в домашних условиях различны в зависимости от того, какие мышцы в тонусе, но принцип один. 1. Ребенок лежит на спине, взрослый поглаживает его ручки и/или ножки (с повышенным тонусом) соответственно от плеча к пальчикам, от бедра к пальчикам. 2
Разгибание спазмированных конечностей и пальчиков осторожно, поглаживающими движениями от ладони к кончикам пальцев, от пяточки к пальчикам. Круговые движения кистью или стопой по часовой, против часовой стрелки
3. Потряхивание конечностей, удерживая ребенка осторожно за пальчики. Чередоать со следующим упражнением — 4. Поза эмбриона, ручки и ножки прижаты к животу. 5. Упражнение на мяче, помогающее формировать опору на стопу — ребенок ножками ставится на шершавую поверхность, животиком кладется на мяч (не очень большого размера), взрослый покачивает мяч вперед-назад, влево-вправо. Такие упражнения рекомендуется проводить с ребенком ежедневно, обязательно соблюдая последовательность. Они значительно ускоряют процесс выздоровления.
Врачом при гипертонусе может быть назначено лечение парафиновыми обертываниями (смочить марлю в разогретом парафине, свернуть в 3 слоя, переложить целлофаном и еще тройным слоем марли — убедитесь, что не горячо, обернуть и зафиксировать конечность в максисмально разогнутом состоянии, продолжительность курса не менее 10 дней по 20 минут в день), малышам — электрофорез.
При пониженном тонусе массаж делается более интенсивно, поглаживание более глубокое с надавливанием кистью на массируемые участки мышц, растирание вторыми фалангами пальцев при сжатой в кулак кисть, поколачивание, пощипывание, постукивание (кончиками расслабленных пальцев и боковой поверхностью кисти), возбуждающий стимулирующий точечный массаж биологически активных точек.
Медикаментозное лечение назначает невролог, применяется оно, как правило, при гипертонусе, дистонии, асимметрии (до года только при дистонии и асимметрии). Возможно использование нейропротекторов, антиоксидантов, миорелаксантов. Можно использовать в лечении детей церебролизин, пантокальцин, семакс, солкосерил, мидокалм, баклофен, витамины группы В.
Что нужно именно Вашему малышу подберет профессионал.
Начинаем
Итак: что нужно знать маме, чтобы правильно начать носить младенца на руках? Что новорожденный не умеет держать голову, его позвоночник еще не имеет изгибов, необходимых для сидения и прямохождения; что лучше всего малыш первых недель жизни видит на расстоянии 30 см (как раз расстояние от маминого лица до груди); что большой поток зрительной информации может повредить младенцу.
Прежде всего, маме стоит научиться носить кроху в положении классической колыбельки. Малыш повернут к маме животиком или немного развернут на спинку, полностью лежит на одной руке или поддерживается двумя, но обязательное правило: голова малыша чуть запрокинута и лежит в локтевом сгибе мамы. Так можно и спать, и бодрствовать, и при необходимости — сосать мамину грудь.
Важно, чтобы головка была немного запрокинута, а не наклонена к груди — тогда малышу не будет трудно дышать и ротик свободно открывается для захвата груди. Таким образом, на одной зрительной линии должны находиться ушко, плечо и бедро крохи
Порой детки не засыпают у груди, а в этом положении, если требуется, малыша удобно укачать спать. Чаще всего маме сподручнее носить ребенка только на одной стороне (причем это не зависит от того, левша мама или правша), и все же рекомендуется использовать попеременно правую и левую руки. Это служит профилактикой искривления позвоночника ребенка, способствует гармоничному развитию всего скелета и мышечного аппарата, правильному развитию зрения и даже, как показывают некоторые исследования, развитию мозга. Кроме того, так малыш может одинаково по времени сосать левую и правую грудь, не происходит дисбаланса количества молока и размера желез, а у крохи идет правильное развитие челюстного аппарата
Ношение на разных руках также немаловажно для маминой осанки, здоровья спины, плеч, рук
Еще одно надежное и удобное положение, которое нравится многим деткам с рождения: ношение «столбиком». Бывает, малыш расстроен, плачет или кричит и ему практически невозможно дать грудь — тогда это положение незаменимо, чтобы успокоить младенца. Малыш головой располагается на плече мамы, она поддерживает его сначала двумя, а по мере приобретения навыка — одной рукой, что освобождает вторую руку для выполнения несложных домашних дел.
Новорожденного важно поддерживать в районе лопаток, а не снизу позвоночника под попу, чтобы не создавать нежелательной компрессии (сдавливания) позвоночника. Если новорожденный поддерживается одной рукой (головка поддерживается указательным пальцем под ушком), его удобно практически положить на плечо, т.е
не только головка младенца, но и ручки окажутся у мамы на плече. Так можно полулежать с малышом, сидеть, стоять и ходить.
Деток часто успокаивает покачивание, самое безопасное и удобное для спины мамы: скручивания влево и вправо вокруг позвоночника. Такая поддержка может помочь крохе избавиться от доставляющего дискомфорт проглоченного во время кормления воздуха. (Напомним, что рекомендация «Держать малыша столбиком после кормления» актуальна скорее для деток, кормящихся из бутылочки. При правильном прикладывании к груди заглатывания воздуха практически не происходит.) Поддержка «столбиком» способствует укреплению мышц спины новорожденного и правильному развитию позвоночника.
Интеграция асимметричного шейного тонического рефлекса
Важно, чтобы примитивный рефлекс вовремя интегрировался, в противоположном случае высока вероятность следующих проблем в развитии:
- Проблемы с ползанием (многие мамы рассказывают о том, что ребенок ползал «как раненый солдат», подгребая одной ногой, перемещаясь на животе; возможны также и другие проблемы с данным этапом развития);
- Проблемы пересечения средней линии тела (что может отражаться на чтении и письме, например, в форме так называемого одностороннего игнорирования, когда ребенок делает огромные отступы слева, начиная писать практически с середины листа, а также не воспринимает информацию с левой половины страницы);
- Задержка латерализации: не выделяется ведущая рука, но это не случай амбидекстрии, как на первый взгляд может показаться (ребенок-амбидекстр владеет обеими руками хорошо, а ребенок с неустоявшейся латерализацией – одинаково плохо!);
- Затруднена двуручная деятельность;
- Ребенок с трудом ловит мячик (нарушена координация «глаз-рука»);
- Трудности с произвольным движением глаз, зрительным восприятием, прослеживанием строчки на письме;
- Зеркальное письмо у детей старше 7 лет;
- Проблемы с сохранением равновесия при движениях головы, неуклюжесть;
- Трудно переключается зрительный фокус с ближнего на дальний.
В нашем центре можно пройти диагностику примитивных рефлексов у ребенка и посещать занятия по их интеграции.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Симптомы
Признаки двигательной дисфункции различаются в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса. Повышенный тонус проявляется общей напряженностью ребенка, что часто может обнаружить мама малыша. Ручки пациента сжаты в кулачки, ножки поджаты к туловищу. Попытки развести ручки и ножки в стороны вызывают беспокойство и плач. Такие дети обычно плохо спят и плохо сосут грудь, часто срыгивают. Характерно положение во время сна с запрокинутой головой. В случае асимметричного гипертонуса (мышечной дистонии) напряжение мышц наблюдается только с одной стороны или локально, в конкретной области тела.
Синдром мышечной гипотонии проявляется мышечной слабостью. Степень слабости может различаться от незначительной до выраженной. Ребенок выглядит вялым и мало двигается. Ножки расслаблены, возможно их чрезмерно широкое разведение без какого-либо беспокойства со стороны пациента. Характерна поза лягушки, когда ножки ребенка разведены и согнуты в коленях, а стопы прижаты друг к другу. При выраженной мышечной гипотонии слабость распространяется также на мускулатуру лица и жизненно важных органов, что может проявляться нарушениями дыхания, сосания и глотания. Гипотонус новорожденных в пассивном положении иногда сменяется резким повышением мышечного тонуса при движениях. В этом случае говорят о мышечной дистонии.