Содержание
- Туалетный юмор и образование
- «Самое лучшее дерьмо — мое»
- Ллойд-Джонс Салли «Скорее на горшок, дружок!»
- «Собачка присела на минутку посреди аллеи и побежала дальше, а на дорожке парка осталась Какашка»
- «Горшок. Книга для взрослых мальчиков» (ИДМ, 2020)
- Сказка про какашку читать
- Что посмотреть еще?
- Насвай — это… Что такое Насвай?
- Что закладывают под губу и язык вместо сигарет?
- Книжка-игрушка «Время идти на горшок!»
- Новая жизнь дерьма
- Цайтгайстом пахнет
- Экскурсия в Чуфут-Кале
- Как связаны иероглифы и испражнения?
- Напоследок
- Вклад Фирковича в изучение истории
Туалетный юмор и образование
Токийская учительница японского языка Судзуки Акико приобрела первую книгу для своего сына, чтобы оценить её на весенних каникулах перед тем, как он пойдёт во второй класс. Она рассказала сотрудникам Nippon.com: «Я думаю, мотивация важна в любом возрасте, и было радостно видеть, как он смеётся во время учёбы. В книге меньше материалов, чем в обычном учебнике кандзи, но для книги с нескончаемым потоком экскрементов она весьма содержательна».
За первую неделю после поступления в продажу в середине марта было продано 280 000 книг. Комбинация образования и туалетного юмора оказалась очень успешной. Иностранцы, изучающие язык и вынужденные заучивать сотни незнакомых иероглифов, наверное, могут также попробовать запоминать кандзи при помощи этих необычных книг.
Фотография к заголовку: Новый магазин в токийском квартале Тораномон, где продаются книги популярной серии
«Самое лучшее дерьмо — мое»
Не следует делать выводы, что если книга написана про говно, то она обязательно должна быть японской.
Китай — это страна со многими неизжитыми социальными табу, однако в вопросах естественных отправлений китайцы давно оставили позади всех.
Кому пришлось побывать в Китае, тот знает: туалеты там — конструкции без загородок. То есть сесть какать друг против друга, уставившись прямо в глаза, — признак открытой души и хорошего тона. Такого, кажется, нет нигде. Даже в Японии.
Если вам свойственна щепетильность в данном вопросе, то нельзя сказать, что с этой точки зрения книга является хорошим примером.
Нельзя назвать эту книгу придерживающейся традиционно китайского стиля. Традиции книжной иллюстрации там немного другие. Но всё равно книга очень хорошая.
«Мое говно самое лучшее» — называется она.
Собственно, здесь проиллюстрированы все виды какающих зверей. А еще здесь можно увидеть, как именно гадят эти звери. Как? По крайней мере, если судить по иллюстрациям в книге, очень наглядно.
Мне кажется, что непритязательное сравнение «личного» с «чужим» — это правильный метод познания мира не только для китайских детей. В этом и есть главный вывод из этой книги, который мне очень нравится. Разумеется, всё так и должно быть. Самое крутое говно у того, кто сейчас эту книгу читает (и на последней картинке ему рекомендуют сходить в туалет).
А еще мне кажется, что иногда в массово-культурном отношении мы недооцениваем китайцев.
Ллойд-Джонс Салли «Скорее на горшок, дружок!»
Забавная книжица небольшого формата со спокойными рисунками в пастельных тонах, которые передают это спокойствие и ребенку: страхов перед горшком как ни бывало! Страницы книги очень плотные, ни один малыш не порвет их. История проста, но в то же время, актуальна во все времена: животные отправляются на пикник и, плотно подкрепившись, понимают, что теперь нужно найти горшок, иначе будет неприятность. В итоге горшки все находят, и даже малыш будет приглашен к этому деликатному мероприятию: на самой последней страничке есть зеркало, где ребенок может увидеть себя, сидящим на горшке.
«Собачка присела на минутку посреди аллеи и побежала дальше, а на дорожке парка осталась Какашка»
Задолго до того, как русская земля разродилась талантом, способным воспеть тему естественных отправлений, в качестве территориально близкого к нам сюжета можно было смело указывать книгу популярного эстонского писателя Андруса Кивиряхка «Весна и Какашка».
Рассчитана она на аудиторию, уже умеющую читать не только по слогам. Возможно, она предназначена для младшего школьного возраста. Но, может, и нет.
Это уже не просто любовь, а любовь на стыке христианской морали. Кажется, именно наличие такой морали и составляет залог успеха литературы у русских, будь она хоть переводной, хоть авторской. Поэтому история о любви Какашки и Одуванчика — это как будто Тургенев, Мопассан и «Повесть о Петре и Февронии», вместе взятые.
Возможно, что для русскоязычного читателя такой традиционный и максимально литературный подход к какашковой литературе был бы ближе и понятнее всего. Книга давно переведена на русский.
«Горшок. Книга для взрослых мальчиков» (ИДМ, 2020)
Небольшая, но вполне наглядная книжка, которая через иллюстрации показывает пример ребенку, куда нужно ходить делать свои дела: не в штанишки, а на горшок. Есть иллюстрации и про унитаз — чтобы было осознание, что одним горшком дело не заканчивается.
Книга особенно хорошо сработает, если ребенку читать ее каждый день, для закрепления результата
Здесь описывается, что ребенок может чувствовать перед тем, как захотеть в туалет, на что обратить внимание, чтобы не пропустить важный момент. В книге 36 плотных страниц квадратного формата, удобно ребенку держать в руках, спокойные и приятные иллюстрации, которые помогают восприятию
Есть и развлекательная часть, например, можно рассматривать рисунки на трусиках.
Кстати, подобная книга про приучение к горшку есть и для девочек, которая так и называется: «Горшок. Книга для взрослых девочек».
Сказка про какашку читать
Какашка подплыла к золотому колечку.
— Как ты тут очутилось, красивое колечко?
— Меня случайно уронила в унитаз моя любимая хозяйка. Всего лишь неделю назад я жил в окружении золотых колец с бриллиантами и изумрудами в ювелирном салоне. Там было так чисто, все сияло красотой, на нас восторженно смотрело много людей, все хотели нас. Меня выбрал один красивый джентльмен, а потом подарил своей девушке, стоя на коленках. Но вот сегодня утром девушка уронила меня. Теперь я в окружении отходов. Жизнь кончена.
— Да ладно тебе
Ты такое красивое кольцо, даже тут привлекаешь внимание. Это моя жизнь кончена, я воняю, я то точно никому пользы не принесу
А ты… Тебе просто нужно выбраться из этого потока отходов.
— Это невозможно. Течение несет нас в реку, у меня нет ног и рук. Я просто плыву по течению, здесь мою красоту никто не заметит.
Какашка решила что это несправедливо, колечко нужно спасти. Она присмотрела кусок хлебной корки, которая плыла рядом с ними.
— Скорее, завернись в эту хлебную корку.
— Зачем?
— Доверься мне!
Колечко прижалось к корке. Когда отходы упали в реку, какашку подтолкнула колечко в сторону, оно поплыло по ручью, где жили рыбы. Одна рыба проглотила хлебную корку, а с ним и кольцо. Какашке осталось лишь надеяться на то, что рыбку словит человек и найдет колечко в рыбе.
Прошло много лет. Как-то раз на пляже молодая девушка сняла свое красивое колечко с бриллиантом и положила на столик рядом с корзиной с фруктами. Колечко красиво сияло на солнышке. Вдруг с ним заговорило манго.
— Привет! Неужели ты то самое колечко, которое когда-то потерялось в канализации?
— Откуда ты знаешь о моей истории?
— Я манго, но в прошлой жизни я была какашкой. Меня закопали в огромную яму, где я стала черноземом. А затем в черноземе посадили дерево. Из маленькой косточки выросло манго. Я питала манго, давала ему много полезных веществ. Я переродилась и теперь я часть манго, теперь вкусно пахну, меня хотят съесть. Жаль лишь то, что скоро опять моя сказка про какашку станет явью, после того, как меня съест твоя хозяйка.
— Как я рад тебя видеть! Ты когда-то спасла мою жизнь! А хочешь я сейчас попробую сделать так, чтобы тебя не ели? Будешь жить долго и счастливо?
— Жить вечно невозможно. Если меня не съедят, я сгнию. Уж лучше я подарю удовольствие твоей хозяйке и вновь стану никому ненужной. На этот раз я то знаю, что на самом деле какашка — это лишь миг в моей судьбе, а потом меня вновь ждет путешествия и перерождения.
Скоро манго все-таки съела девушка, а колечко осталось на пальчике. Иногда колечко жалело о том, что его жизнь так стабильна и предсказуема, а сказка про какашку — это постоянный круг путешествий и перерождений. Кто же какашка сейчас? Питает картошку или подсолнух, пшеницу или ананасы? А может быть пливет в канализации? Или же опять стало частью какого-то растения? Или домом для червяков?
Детская сказка про какашку подошла к концу. А вы любите кушать манго? Пробовали его когда-нибудь? Читайте сказку про коронавирус здесь.
Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!
Что посмотреть еще?
Древнейшая часть городка находится на его западе. Именно здесь располагаются вырубленные в скалах хозяйственные постройки. Все пещеры отличаются друг от друга не только предназначением, но и архитектурными решениями.
В усыпальнице – восьмигранном сооружении с черепичной крышей – покоится прах дочери Тохтамыша, являвшейся прямой наследницей Чингисхана. Как известно, она не захотела бороться за власть, а ведь могла стать предводительницей Золотой Орды. Джанике переселилась в Кырк-Ер, на родину своей матери, где ее уважали. Дочь хана погибла, защищая крепость от неприятеля, а ее отец повелел возвести мавзолей на том самом месте, где ее убили.
Неподалеку от усыпальницы находится древнее кладбище. Это целый город мертвых, где нашли последний приют более 10 тысяч караимов. Поскольку некрополь располагается в верховье долины, многие надгробия на могилах, датированных X веком, сползли.
Уголок, окутанный мрачной атмосферой, был окружен священной дубовой рощей. Сейчас остались не более двух десятков вековых деревьев, которые берегут покой мертвых.
Кроме того, можно посмотреть на отреставрированные кенассы – молитвенные дома крымских караимов, расположенные недалеко от южных ворот. В прошлом веке их восстановили и даже положили крышу.
Внутреннее устройство кенасс, в которых собирались старейшины каримов, напоминает устройство синагог. Женщины молились на втором этаже, а мужчины в просторном зале на первом.
Насвай — это… Что такое Насвай?
Насвай (насыбай, нас, нац, нос, айс, нацик) — вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии.
Основными составляющими насвая являются табак и щёлочь (гашёная известь). Также в состав продукта могут входить растительное масло и другие компоненты. Для улучшения вкуса могут добавляться приправы.
При кустарном изготовлении насвая в качестве щёлочи вместо гашёной извести может применяться зола растений.
Гашеная известь и зола изменяют кислотность среды и увеличивают всасывание никотина в кровь через слизистую оболочку рта. Другие компоненты смеси призваны выполнять формообразующую функцию при гранулировании молотого табака.
В продажу насвай поступает в виде маленьких «шариков» или «палочек», пластичной массы или порошка. Цвет продукта грязно-зелёный.
Употребление насвая вызывает никотиновую зависимость. Частое употребление вызывает также психологическую зависимость.
Распространение
Центральная Азия
Насвай издревле употреблялся в Центральной Азии: Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии, Афганистане, на юге Казахстана и западе Китая. Традиционными изготовителями и распространителями являлись некоторые группы среднеазиатских цыган.
В настоящее время в странах региона свободно продаётся на рынках, обычно на лотках с сигаретами, семечками. Исключение составляет Туркмения, где в 2008 г. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов издал указ о запрете производства, реализации, использования и завоза насвая.
В 2011 году насвай был включён в список наркотических веществ и психотропных средств, подлежащих контролю в Казахстане.
Россия
На территории России насвай не является традиционным продуктом, но приобрёл в последние годы популярность, прежде всего у подростков.
Насвай продается на рынках Москвы, городов Поволжья и Урала, в других регионах страны. Обычно торговля ведётся на лотках со специями, причём насвай позиционируется в качестве средства от никотиновой зависимости.
По данным ассоциации табачных дистрибьюторов «Грандтабак» в первом полугодии 2004 года российский объем импорта «жевательного табака „насвай“» из Казахстана, Киргизии и Таджикистана составил почти 67 тонн (общей стоимостью 16,5 тысяч долларов).
Насвай также поставляется контрабандным путём.
Другие страны
Об употреблении насвая сообщают медики Белоруссии , эстонская пресса сообщает о распространении насвая на дискотеках.
В Индии и Непале продается продукт под названием «гутка» (англ. gutka), вид жевательной смеси бетель с добавлением табака.
Способ употребления
Насвай закладывают (кидают) под нижнюю или верхнюю губу или под язык и держат там в ожидании эффекта. Проглоченная слюна с растворённым насваем может вызвать тошноту, рвоту и понос.
Воздействие
Потребители описывают следующие краткосрочные последствия потребления насвая: сильное местное жжение слизистой ротовой полости, тяжесть в голове, а позднее и во всех частях тела, апатия, резкое слюноотделение, головокружение, расслабленность мышц.
Эффект наступает через 3 — 15 минут.
Последствия употребления
Употребление насвая может стать причиной рака слизистой полости рта и гортани, болезней зубов (пародонтоз), способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка и прочих). По данным Узбекистанского онкологического центра, 78% больных раком ротовой полости и гортани употребляли насвай.
Поскольку основным действующим веществом насвая является табак, также развивается никотиновая зависимость.
Что закладывают под губу и язык вместо сигарет?
Чем «закидываются под губу» молодые люди в XXI веке? Сегодня часто можно увидеть или услышать о том, что некоторые люди что-то засовывают под губу. Что же это за вещества? Насколько они опасны, что собой представляют, являются ли наркотиком? Есть ли между снюсом и насваем разница? Или это идентичные по составу вещества? Наркотики под губу зависимые закидывают уже не одно десятилетие. Однако состав этих веществ, а также названия и действие меняются из года в год. Что же считается модным сегодня – насвай или снюс? Имеют ли эти вещества идентичное действие? Вреден ли наркотик, который жуют?
Жевательный наркотик СНЮС
Снюс – это табачное изделие в виде пакетиков, содержащих влажный табак и никотин, которое помещают под верхнюю или нижнюю губу. На «шайбе» снюса пишут, что время его действия 5-30 минут, однако чаще всего зависимые люди держат его дольше – 1-1,5 часа. При этом не соблюдается и то, что 1 пакетик рассчитан на одно употребление. Люди могут «закидывать» один и тот же пакет несколько раз в день. Эффект вещества в том, что никотин из табака поступает через капилляры слизистой в организм.
Табак, который «закладывают за губу»
Снюс – это бездымный табак, к которому можно отнести жевательный табак, снаф. По сути, снафф и снюс – это одно и то же, однако снюс является разновидностью снаффа, которые характеризуется повышенным содержанием никотина и канцерогенов. Жевательный табак снюс родом из Швеции. Удивительно, но такое популярное вещество сегодня в России было известно в этой стране еще в 1637 году. Именно поэтому жевательный табак снюс называют шведским. Известной разновидностью является Odin снюс, который распространен в Европе, хотя и запрещен с 1992 года. Американский снюс сильно отличается от шведского.
Хотите узнать о стоимости услуг?
8 (800) 333-20-07 — позвоните нашему специалисту
В нашей стране такой табак появился сравнительно недавно – в 2004 году. Правительство не раз предпринимало попытки запрета этого вещества, однако это удалось сделать лишь в 2015 году, когда уже были известны случае летального исхода. Тем не менее на полках в магазинах все еще можно увидеть упаковки Корвуса. Их привозят под видом жевательного табака, на который запрет не распространяется.
Можно ли снафф кидать под губу?
Существует несколько видов снюса: порционный (в пакетиках), рассыпной, который человек дозирует самостоятельно, очень распространенный сегодня ароматизированный и бестабачный. Сейчас до сих пор идут споры о том, что вреднее – снюс или снафф, так как состав этих веществ может сильно различаться, под видом ароматизаторов могут скрываться различные компоненты, в том числе канцерогены и щелочь. Специалисты наркологической клиники ЦЗМ не рекомендуют употреблять курительные смеси или «закидывать» снафф под губу, так как никотин не только вызывает привыкание, но и оказывает негативный эффект на все внутренние органы и сердечно-сосудистую систему. Что закладывают за губу в нашей стране помимо этих табачных изделий? Как называется современный наркотик, который «закидывают» под губу?
Книжка-игрушка «Время идти на горшок!»
Частенько так бывает, что ребенку не хватает наглядного примера, ну или может быть, друга, который своими действиями вызовет желание сделать что-либо так же. Например, посидеть на горшке. Ведь давно замечено, что, если в семье есть старшие дети, младшие легче и быстрее осваивают все процессы, в том числе, поход на горшок. Эта книга — книжка-игрушка в помощь родителям, когда нет иного наглядного примера, ведь здесь главный герой — тряпичный шуршащий пупс, которого нужно посадить на горшок и проконтролировать. Через игру можно и привлечь ребенка сесть на горшок, и удержать его там, пока он погружен в физиологический процесс.
Книжка маленького формата, что удобно как раз для игр на коленках. На каждой страничке пупс рассказывает о том, как он осваивает горшок: вот он еще ползал в подгузниках, а здесь он уже сидит и ждет, когда мама подойдет и поможет ему закончить свои дела. И главное — не забыть в конце помыть ручки!
Новая жизнь дерьма
В XXI веке основной вклад в дестигматизацию экскрементов продолжают вносить ученые. Нехватка ресурсов и проблема переработки отходов затронули даже такую интимную тему. Вопреки брезгливости ученые пытаются получать из кала самые разные вещи — от топлива до еды.
В английском городе Дидкот кал приносит тепло и свет. На местной водоочистительной станции отходы сначала отстаивают в специальных резервуарах, а затем направляют в автоклавы, где они подвергаются воздействию анаэробных бактерий. В результате получается газ метан, которые используют для получения электричества и отопления домов.
Получаемый из фекалий метан можно использовать в разных отраслях. Пратап Пулламманаппаллил, ученый из Университета Флориды, выдвигал идею переработки кала в топливо для космических кораблей. По его расчетам, за неделю экипаж способен произвести 290 литров метана. А Volkswagen выпустил модель «Жука», которая после разгона с обычного горючего переключается на тот же газ.
Килограмм кофе копи-лювак стоит от 250 до 1200 долларов — достойная плата за пройденный им путь. Производят его при помощи мусангов, мелких южноазиатских зверьков. Они поедают кофейные ягоды, а потом естественным образом выделяют зерна, успевшие поддаться воздействию ферментов в желудочно-кишечном тракте. Ценители отмечают тонкие нотки ванили и шоколада и считают вкус копи-лювак исключительным. Похожие технологии используют для производства пива Un, Kono Kuro, только в этом случае кофейные зерна проходят через желудок слона. Там разрушаются протеины, придающие кофе горечь, поэтому пиво получается очень мягким.
Сегодня более миллиарда человек на планете живет без пресной воды, и для них может быть полезно изобретение фонда Билла и Мелинды Гейтс. По его призыву компания The Janice Bioenergy создала аппарат Janice Omni Processor. Он выпаривает из отходов воду, которая затем проходит несколько этапов очистки. Остатки превращаются в топливо, которое идет на получение электричества. Агрегат в тестовом режиме уже работает в Сенегале, а Билл Гейтс рекламирует новую технологию на шоу Джимми Фэллона.
Билл Гейтс пьет переработанную воду на шоу Джимми Фэллона
Дерьмо как концепция прошло долгий путь, который затронул основные сферы общества. Им можно проиллюстрировать не только социальные изменения, но и развитие науки как таковой. От использования экскрементов в практических целях наука пришла к включению их в облако смыслов, которое окружает духовные вопросы человечества. Современные исследователи находят всё большее количество разных ракурсов, с которых можно изучать социальные отношения — даже те, которые раньше считались табуированными. Так что не стоит удивляться, когда вы натыкаетесь на исследования общества через дефекации, наркотики или секс. В них, как и в политических процессах или экономических кризисах, есть свои закономерности.
Цайтгайстом пахнет
Дерьмо А во главе с его поклонником Адольфом Гитлером, собравшим весь цвет авангарда, то есть дерьмо Б, на успешной (вот обида!) выставке «Дегенеративное искусство», дискредитировало себя. После Второй мировой войны Западу, и элитам, искусство финансирующим, и художникам, ставящим на кон репутацию, нужны были стратегии, себя не запятнавшие — во-первых, и способные устроить всё по-новому — во-вторых. Дерьмо Б стало мейнстримом.
Благодаря коммерческой и политической легитимизации новым авангардистам выпала роль эдаких царей Мидасов. Предметы и процессы, к которым они прикладывали руку, превращались в искусство, а следом — в золото.
Пьеро Мандзони создавал «золото» из отпечатков пальцев, дыхания, заключенного в надувные мембраны («пневматическая скульптура») и дерьма. В 1961 году он расфасовал по 90 консервным банкам предположительно свои испражнения, в каждую по 30 граммов. Этикетка на четырех языках извещала: «Дерьмо художника». Продавал он каждую банку по цене 30 граммов золота. В 2008 году одну из них купили за 97 250 фунтов — вещь стоит столько, сколько за нее готовы заплатить. Рынок свободен. «Дерьмо художника» делает схему чистой и прозрачной.
Художник Агостино Боналуми, друг Мандзони, добавил истории дюшановского изящества, заявив, что в банках — гипс. Покупатель в любом случае олух: хотел искусство — получил дерьмо, хотел дерьмо, как на этикетке, — получил гипс. А что там на самом деле — загадка. Если искусство — потребительский товар, то хотя бы поиздеваться художник имеет право.
Признание не означало понимания, а Мандзони, как, например, другой мастер шок-арта Ив Кляйн, болезненно переживал двойственность своего положения. Ранние смерти обоих — почти художественные жесты отчаяния. Сердце Мандзони «не выдержало» в 29 лет, Кляйна — в 34. Причем первый сердечный приступ у Кляйна случился после премьеры фильма «Собачий мир», где создание антропометрий (отпечатки раскрашенных натурщиц на холсте) было подано как нечто скабрезное.
Более сложные отношения с коммерцией были у Энди Уорхола. Открыто провозглашавшего себя бизнесменом, но не чуждого авангардных обманок. Поклонник и продолжатель идей Дюшана, он не мог обойти стороной ссанье. Когда арт-рынок был в восторге от неоэкспрессионизма, Уорхол создал серию «Окисление» (1978). На монохромных поверхностях, покрытых металлической бронзовой краской, красовались импульсивные следы окисления от мочи художника или его помощников. Историк искусства и критик Бенджамин Бухло подчеркивает, что Уорхол — как пришедший из коммерции человек — отчетливо видел сходство стратегий, используемых достойным высоким искусством и презренной массовой культурой. Жест Уорхола Бухло рассматривает как попытку напомнить об утраченном потенциале экспрессионизма. Абстрактный экспрессионизм во главе с Джексоном Поллоком для Уорхола был живым примером стремительной коммерциализации и опошления изначально андеграундного направления.
Когда дерьмо Б победило, необходим был герой, который предложил бы массам его удобоваримую форму. То есть преподнес бы дерьмо А как дерьмо Б. Сделал это Сальвадор Дали в «Дневнике одного гения», конкретно в трактате «Искусство пука, или Руководство для артиллериста исподтишка». Выбрав пародийный, псевдоклассический стиль повествования, Дали предлагает публике отдаться раблезианской любви к низовому. Здесь нет внутрицеховых разборок, диалогов с коллегами или претензий к миру и потребителям. Трактат — всего-то дух искусства-дерьма, вычищенный, тиражируемый, зато доступный любому. Как финансово, так и интеллектуально. Банок Мандзони на всех не хватит, в самом-то деле.
Скатологическая тема, становясь самоцелью, как у Дали, подчеркивает, что искусство, даже опускаясь до самых натуралистических высказываний, умеет оставаться не тем, чем кажется.
Экскурсия в Чуфут-Кале
Пещерный оборонительный комплекс сегодня представляет огромный интерес, как для путешественников, так и для историков, археологов. По факту это огромная каменная книга, состоящая из отлично сохранившихся скальных и наземных строений, выполнявших в свое время то или иное предназначение. По типам зданий, планировке предоставляется возможность определить все этапы развития, падения, народы, проживающие на территории когда-то великого города.
С южной стороны обнаруживаются античные поселения, предположительно первых веков нашей эры. В основном это скальные полости, на территории которых четко просматриваются черты храмовых комплексов, помещений жилого и подсобного назначения. В общей сложности это порядка 150 гротов, пещер разного размера, формы, качества обработки стеновых поверхностей, «оконных» и «дверных» проемов.
С первого взгляда все они напоминают пчелиные соты. Располагаются они в скалах, друг над другом в несколько ярусов. С другой стороны их вполне можно назвать своеобразным «высотным домом». Что касается наземных строений, то практически все они разрушены, практически полностью. Правда есть и уцелевшие экземпляры – мавзолей Ненекеджан-Ханым. Его возвели примерно на 1000 лет позже, чем пещерные сооружения.
Пещерный город Чуфут-Кале
На восточной стороне расположились строения, относящиеся к 6 – 8 столетиям. В основном все они наземного типа, как правило – человеческие дома, кенассы караимов. Стоит отметить примечательную особенность: Граница Нового и Старого города – внушительная десятиметровая крепостная стена, массивными, к сожалению, сегодня частично разрушенными башенными возвышениями, воротами, выполненными в форме арки (Орта-Капу).
Среди так называемых «новых построек» можно встретить и достаточно древние строения, например, погребение, до сих пор остающееся загадкой для ученых. Состоит из огромных каменных плит. Большинство туристов главной достопримечательностью этого места считают Мавзолей Джаныке-Ханым, с прахом наследницы хана Тохтамыша.
Экскурсию по античному пещерному городу Чуфут-Кале можно организовать самостоятельно, но я рекомендую воспользоваться услугами опытного гида и купить экскурсию. Поверьте, так будет намного интереснее, время, проведенное здесь, не пройдет даром. Возможно, успеете посетить и другие, близлежащие достопримечательности. Например, пещерный монастырь Качи-Кальон.
Пещерный город Чуфут-Кале
Как связаны иероглифы и испражнения?
Последняя издательская сенсация – настоящий подарок для тех родителей, которые хотят заинтересовать своих детей иероглификой (кандзи). «Какашечные упражнения в кандзи» (Унко кандзи дориру) облегчают им задачу – в этих книгах собрано более 3000 примеров предложений, использующих слово унко (экскременты), а увлечение учеников младшей школы этой «пахучей» темой вывело шесть книг этой серии (по одной на каждый класс начальной школы) на первые шесть мест в японском рейтинге учебников японского языка компании Amazon.
Если оставить в стороне специфическую тематику книг, то они следуют стандартной схеме, поясняя более 1000 иероглифов, которые японские дети изучают в младших классах. Кандзи приводятся в порядке, который определили специалисты по педагогике, и сгруппированы по темам для лучшего запоминания. К каждому иероглифу приводятся порядок написания черт и предложения, где он используется в разных чтениях. В книгах также есть полезные подсказки от Унко-сэнсэя – голова этого персонажа имеет легкоузнаваемую форму, которая ассоциируется с экскрементами в Японии и распространилась по всему миру благодаря эмодзи.
Унко-сэнсэй сопровождает учеников на протяжении всей серии. Тетради для прописей, прилагаемые к некоторым из книг, сделаны в его форме
Некоторые из примеров вряд ли стоит употреблять в компании: «Сколько бы я ни смывал, мои какашки не смываются» (ぼくのうんこは何回流しても流れなかった) (в разделе иероглифа 何, второй класс). Другие же – из области невероятного: «Это гравюра “Фудзи, какашки и журавль”, внесённая в Список национального достояния» (こちらが国宝の版画「富士とうんことつる」です) (版, пятый класс). Бывают и вовсе сюрреалистические фразы: «Немецкий доктор механики изобрёл машину, которая может говорить с какашками» (ドイツの工学博士が、うんこと話せる機械を発明した) (博, четвёртый класс).
Напоследок
Напоследок предлагаю вниманию то, что должно идти вне конкурса. Или, говоря по-русски, «ни в какие ворота не лезет».
Вот самая настоящая журналистика для какашек. Издание представляет собой двенадцать номеров двухполосной газеты, напечатанной по всем правилам газетного дела, на тонких дешевых газетных листах, и так далее.
Издание это корейское настолько, что я не могу углядеть на ней даже ISBN. Тем не менее пройти мимо нее просто так не получится. Потому что эта подшивка газет — ведь, кажется, именно подшивкой называется пачка газет для развлечения в туалете — предназначена для какашек и больше ни для кого.
Идея проста до гениальности. Газеты можно и нужно читать в туалете, когда делаешь там дела.
Само собой, при чтении этой газеты рекомендуется чувствовать себя какашкой. Читаешь новости для какашек. Разгадываешь какашечный кроссворд. Умиляешься фотографиям какашечьей принцессы и королевы-матери — тоже какашки.
Как писал Мопассан в «Изнанке французской прессы», «англичанин сперва англичанин, а потом журналист. Француз же сначала журналист, а потом француз».
Не знаю, как обстоят дела в Корее, но, листая эту подшивку, почувствовать себя какашкой очень легко. А потом уже можно и журналистом.
Кажется, именно про эту книгу спрашивал меня театральный инженер Сережа: буду ли я дарить ребенку такое дерьмо?
Чего уж там. Взял да и подарил.
«Крот, которому насрали на голову» (в корейском переиздании)«Унтаро-сан, собиратель какашек»Ячио Мураками «Говно, кака, какашка, какашечка»«Самое лучшее дерьмо — мое»Бенуа Шарла «Готово! Веселые истории из туалета»Квон Чон «Собачье дерьмо» («Кизяк»)Андрус Кивиряхк «Весна и Какашка»«Журналистика для какашек»Присоединиться к клубу
Вклад Фирковича в изучение истории
В опустевшем городе, превратившемся в молчаливого свидетеля прошлых эпох, остался лишь известный ученый Фиркович со своей семьей. Знаток древних рукописей нанимал сторожей-смотрителей, охранявших заброшенные дома. Он собрал большую коллекцию рукописей, которую передал в Российскую императорскую библиотеку. Работы караимского писателя, увлеченного историей, позволили воссоздать как историю города, так и целого народа.
Свое призвание ученый видел в охране Чуфут-Кале, который стал привлекать многочисленных путешественников. Сюда заглядывали и венценосные особы, и известные писатели, и поэты.
Рядом с нависающей над обрывом усадьбой Фирковича появился дворец, в котором останавливались все русские самодержцы, кроме Павла I. К сожалению, в 1930 году его снесли, и от величественного здания остался лишь цоколь.