Содержание
- Джулия Дональдсон и Аксель Шеффлер. Сказки
- Как выбирать книги
- Сказки детям четырёх и пяти лет
- Методики обучения чтению
- Как инсценировать сказку
- Когда читать сказки младенцу
- Какие картинки рассматривать с малышом?
- Повседневные истории
- Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей
- Народные Потешки. Серия «Потешки-погремушки» и другое подобное.
- Игры для обучения чтению
- Чтение по методике Монтессори:
- Сказки детям от трёх лет
- Агния Барто. Стихи для самых маленьких
- С какого возраста читать ребенку сказки в стихах?
- Расширяет знания об окружающем мире
- Сказки как образ жизни
- Какие книги интересны детям
- 18. К. Чуковский «Приключения Бибигона» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Джулия Дональдсон и Аксель Шеффлер. Сказки
Джулия Дональдсон — это современная шотландская сказочница, работающая в постоянном тандеме с художником Акселем Шеффлером. Еще одна серия книг (серия в данном случае понятие условное, потому что сказки абсолютно самостоятельные), где картинки имеют не меньше значения, чем текст. Текст при этом свободный и очень добрый. «Улитка и кит», например, по духу похожа на «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». В то время, как все улитки сидят себе на знакомом безопасном утесе, одна всю жизнь мечтает о путешествиях. И вот однажды ее берет с собой в дальнее плаванье огромный Кит. Улитка плавает по свету на Ките, видит мир, узнает много нового. И однажды ей представляет возможность спасти Кита, который так много ей показал. Духовная в общем-то тема, понятная самому маленькому ребенку, про то, что Поступок может совершить не только Большой, но и Маленький. Про то, что иногда Маленькие спасают Больших. Про Поиск. Прелесть этой серии в том, что если вы читаете ее малышу, то старшие братья и сестры тоже скучать не будут, они будут следить за происходящим, иногда даже со слезами. Книжки Джулии Дональдсон по достоинству оценены в мире — они лауреаты самых различных премий. Недостаток только один — кончаются быстро.
Как выбирать книги
До года
Сначала малыш учится рассматривать картинки, узнавать знакомое и понимать новое. Это первый шаг к чтению. Картинки должны вызывать положительные эмоции у ребенка. От этого будет зависеть его дальнейшее желание. Одновременно они должны быть понятны ребенку, пока без замысловатых сюжетов.
В этом возрасте хорошо подходят книжки-игрушки, которые предполагают взаимодействие ребенка с книгой и его непосредственное участие. Так он вовлечен в процесс чтения или в данном случае в написанную историю. Это могут быть книжки с клапанами, другими движущими элементами, нажатие кнопок, потянуть за веревочку, потрогать что-то шершавое или пушистое (книги с сенсорными вставками). Такие книги очень нравится детям и подогревают их интерес.
Но если все будет сводится только к этому, это уже будет не чтение, а игра как с обычной развивающей игрушкой. Поэтому наша задача — научить ребенка именно слушать. Чтобы ему была интересна именно человеческая речь на первом этапе, далее придет понимание и он обретет смысл происходящего.
Так что наличие каких-то спецэффектов в книге не должно переходить в баловство или игру
Здесь важно помочь ребенку сосредоточиться на картинке, дать ему время рассмотреть ее
Так же подойдут сенсорные мягкие и развивающие книги, но именно с сюжетной линией: не просто курица, она клюет зернышки или сидит в гнезде с ципушками.
Актуальны простые сказки, где мало текста и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Маленькие четверостишия и потешки.
Так же от полугода можно рассматривать первые энциклопедии для малышей, в которых затронуто большое количество тем. Сначала ребенок постигает существительные. Затем ближе к году добавляем глаголы и составляем первые предложения из 2-3 слов. Собака лает ГАВ-ГАВ.
Пока ребенок не умеет говорить, вы говорите за него. Часто мы можем вносить в сказку свои детали или интерпретировать написанное.
От года до 3 лет
Теперь можно читать небольшие истории про животных, стишки, продолжаем сказки. Добавляем книги с картинками (виммельбухи) и побуждаем ребенка самого составлять «рассказики».
Сказки детям четырёх и пяти лет
Чем старше становится ребёнок, тем осмысленнее он относится к выбору сказок. В этом возрасте малыши ещё продолжают верить в чудеса. Лучшим вариантом для чтения станут сказки о волшебстве и о животных. Также можно выбрать сказочные рассказы народного происхождения. Они отличаются простым и понятным сюжетом, а также отсутствием сложной смысловой нагрузки. Многие малыши предпочитают слушать сказки в стихотворной форме. Часто дети начинают запоминать такие стишки наизусть.
В этом детском возрасте лучше отдать предпочтение сказам Андерсена, братьев Гримм и Корнея Чуковского. Дети легко воспринимают и запоминают их. А становясь немного старше, ребёнок заинтересуется сказочными рассказами Диснея.
В процессе знакомства с книгами, родители непременно заметят, какие именно сказочные истории больше всего привлекают их чадо. Далее вы сможете подбирать ту литературу, которая наиболее интересует вашего малыша. Заинтересовавшись процессом чтения, кроха начнёт самостоятельно рассматривать книги и делать вид, что читает. Вполне вероятно, что увлечение книгами поможет ребёнку скорее выучить буквы и приступить к изучению чтения и правописания.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты
Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь
Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Как инсценировать сказку
Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.
Пальчиковый театр
Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь
Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент
Кукольный театр
Малыши могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.
Драматический театр
Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.
Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.
Когда читать сказки младенцу
Понять, с какого возраста рассказывать сказки для младенцев, помогут мнения разных специалистов. Например, психологи считают, что начинать их рассказывать любимому чаду надо как можно раньше.
Сказки помогают психическому развитию малыша и знакомству его с окружающим миром
Несмотря на то, что новорожденный ребенок текст не понимает, главное – он слышит мамин голос и ее ласковые интонации. По мнению педагогов, месячному малышу читать сказки можно, но гораздо полезнее петь песенки, проговаривать короткие сказочные стишки. В этом возрасте для развития слухового восприятия и речи полезнее рифма и ритм слова.
По мере взросления крохи родители, имея «сказочный» опыт, смогут понять, что полюбилось чаду, и какие книжки нужно приобретать.
Детские специалисты сходятся во мнении, что знакомство с книжками нужно начинать с самого раннего возраста. Замечено, что те дети, с которыми мамы рассматривали картинки со сказочными героями, читали волшебные тексты, раньше приобретают опыт социального взаимодействия, легче идут на контакт, общаются.
К сведению
Детские сказки читать для самых маленьких новорожденных можно, как только родители заметили, что ребенок концентрирует свое внимание на отдельном предмете. Это означает, что он готов к рассматриванию иллюстраций
Несомненно, такие действия пока нельзя назвать непосредственным чтением, тем не менее, это уже первое знакомство с книгой. Главное – кроха слышит четкую дикцию, откликается звуками на речь взрослого, что дает возможность активизировать интерес к чтению.
Какие картинки рассматривать с малышом?
Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки»
В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.
Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.
По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.
Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.
Повседневные истории
Сочинять сказки для детей – вполне нормальное явление. Если идти по жизни с открытыми глазами, можно сэкономить время на поисках сюжетов. Потому что истории валяются повсюду, просто нужно их подобрать.
Для детей важно, чтобы родители, бабушки и дедушки рассказывали им повседневные истории из собственной жизни. Здесь важную роль играет качество времени винте
Дети радуются, когда слышат:
– Когда дедушка женился на бабушке…
– Однажды мы Новый год смешно праздновали…
– Помнишь, ходили в зоопарк…
– Когда по гостиной бегала мышка…
Рассказы о небольших семейных событиях развивают социальную осведомленность и чувство единства.
Однако рассказывание историй – это не улица с односторонним движением от взрослого к ребенку. Иногда сюжет бегает туда-сюда, как спонтанный разговор. Тогда история может принять совершенно неожиданный, образный или даже фантастический оборот. Эти совместно придуманные повседневные истории особенно интересны! Конечно, также нужно позволить детям рассказывать свои собственные сказки. С удовольствием слушать, не предпринимая никаких корректирующих действий.
Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей
Письмо и чтение — это очень сложные навыки, формирующиеся при обучении довольно длительно, медленно, постепенно. Чтобы письмо было безошибочным, чтение осознанным, а почерк четким — обучение стоит начинать не раньше возраста 4-6 лет
Именно к этому возрасту созревают моторика, память, внимание, речь. Так советуют логопеды и психологи
Такой большой разброс в возрасте обусловлен индивидуальными различиями в темпах биологического созревания детей. Бывает так, что уже в 4 года у ребенка хорошо сформированы моторика, речь, восприятие, внимание, мышление, память. Однако, чаще всего дети готовы к обучению чтению и письму только в 5-6 лет.
Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:
- Фонематический слух (слух на звуки)
- Правильная, грамотная речь, умение говорить и составлять рассказы
- Пространственная ориентировка (ребенок различает право и лево)
- Отсутствие логопедических проблем (если ребенок не правильно произносит звук, значит он будет не правильно читать букву)
Ребенок учится читать вместе с мамой
По мнению педиатров, до возраста 8 лет не желательны повышенные зрительные нагрузки, потому что до этого возраста у детей идет формирование органов зрения. В качестве основ для подготовки к чтению служит различная игровая деятельность, в разных формах
Родители должны уделить этому большое внимание, потому что это является фундаментом развития мышления и развития ребенка как понимающего читателя. Это очень серьезный момент
И второй, не менее важный — это момент развития общения. Ведь сейчас, родители часто включают какое-то звуковоспроизводящие устройство, вместо колыбельной на ночь. На самом же деле это замедляет процесс звукоразличения речи.
Чтение — это навык, который нужно формировать. Даже если вы посещаете занятия, этого не достаточно. То есть, все-равно нужно тренировать этот навык дома. Это прекрасный повод для того, чтобы ребенку побыть вместе с мамой и папой. Ни один преподаватель не научит так, как учат родители. Ведь то, что дает мама или папа — ребенок запоминает надолго
Здесь важно терпение, силы, выдержанность родителей и последовательность
Для начала нужно объяснять ребенку букву не целиком, а только звуком «ж», «з», «м», «л» и так далее. Все согласные буквы называются только так. До тех пор, пока ребенок не научится читать никаких школьных названий и букв не может быть. Далее ребенка можно учить слоговому чтению — начиная с гласных и присоединяя к ним согласные. Сначала изучаем «ам», а потом уже переходим к изучению слога «ма». Буквы учатся не по алфавиту, в любом случае. И ещё одно правило — регулярность. С ребенком нужно заниматься не один раз в неделю по полтора часа, а лучше каждый день по 5-10 минут. И самое главное правило — это обучение с удовольствием.
Ребенок учится складывать слоги — с гласных
Как понять ребенка, увидеть его способности к чтению на ранних этапах развития? По советам психологов стоит обратить внимание на то, как ребенок рисует. То есть, если в рисунке много разных деталей, то скорее всего ребенок будет читать хорошо
Буквы — это те же графические символы, которые нужно освоить.
Если ребенок читает медленно, не запоминает прочитанное или путает слоги — это можно исправить, вылечить. Но, по мнению психологов, лучшее лечение — это профилактика. Стоит больше рисовать, конструировать, собирать разрезанные картинки из журналов. Собирая такие картинки ребенок пытается понять где верх, низ, лево, право. Он научается различать где часть, а где целое. Но не путайте такой метол с собиранием пазлов. Если бы мы сравнивали еду, то можно было бы сказать что пазлы — это фаст-фуд, а разрезные картинки — это домашняя еда. То есть, разрезные картинки более функциональны. Если у ребенка получается собрать целые предметы на картинке, то он и буквы воспринимает легче.
Несмотря на аргументы той и другой стороны, выбор делают сами родители. Возможно, все же стоит полагаться на интуицию и особенности каждого ребенка. Одни дети с удовольствием будут читать свои первые книжки уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Многие дети в возрасте 6 лет способны различать лишь только буквы, и чтение дается им труднее. Не стоит ребенка заставлять, ведь так и вовсе можно отбить у него всякий интерес к чтению. Так что, решайте сами, опираясь на индивидуальные способности вашего ребенка.
Народные Потешки. Серия «Потешки-погремушки» и другое подобное.
Первые книжки с текстом у нас это — потешки. Например, нам очень понравилась серия «Потешки-погремушки». Она удобного формата, не убиваемая, картинки сложные и хорошо проработанные, да еще и бубенчики и отверстия для пальчиков, в общем книжка-игрушка. Оставшиеся от папы старые советские тонкие книжки с потешками еще круче. Они гораздо более хрупкие, зато содержание более богатое (более редкое, с интересными фразеологизмами, меньше упрощений и сокращений). В старых книжках я выбираю те, которые больше похожи на традицию народных рисунков. Конечно, потешки начинаются до книжек, раньше, еще до года, по сути с момента, когда ребенок начинает гулить и экспериментировать с артикулированием первых звуков. Функция многих из них (кроме того, что они являются носителями народной мудрости) — помочь этому артикулированию, через включение характерных слов, да и сочетаний звуков. Потешки говорятся на распев, иногда напротив бойким речетативом. Их должно быть не противно повторить сотню раз, потому что маленький ребенок любит повторы. Я, чтобы выучить «материнский набор» колыбельных и потешек, ходила на курс Анны Тепловой в родительскую школу «Драгоценность» и мы там много потешек учили наизусть. Именно для того, чтобы помочь развитию речи. Потешки отличаются от колыбельных тем, что они больше ритмичны, а колыбельные — мелодичны. В любом случае песня древнее стихов, а стихи древнее прозы, так что в таком примерно порядке: песни — стихи — проза, они ребенком и усваиваются. И хорошо, если первые песни и первые стихи ребенок слышит не в записи, а от живой мамы (папы, бабушки, дедушки, сестры, тети).
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Лото
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Чтение по методике Монтессори:
Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук
Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.
Подготовка руки к письму
Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.
Работа с буквами. Одно из ключевых пособий — «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.
Обучение проводится трехступенчатым уроком. Сначала презентация: взрослый выкладывает табличку, называет звук (то есть не буква «эм», а звук «м») и обводит пальцем контур буквы. Дает табличку ребенку и предлагает ему обвести букву, снова называя ее. За один урок показывается три буквы, на следующем две уже знакомые и одна-две новые. На втором этапе идет усвоение информации: взрослый поочередно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому и т.д.). Если вторая ступень пройдена легко, переходим к третьей, если ребенок не запомнил — возвращаем его на первую ступень. Третья ступень — проверка и автоматизация знаний. «Что это?» Педагог просит назвать поочередно все три буквы, по порядку и вразбивку. После такого мини-урока ребенку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их пальчиками на подносе с манкой. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок. Через какое-то время можно усложнить игру — завязать ребенку глаза и предложить угадать букву на ощупь. Еще сложнее также с завязанными глазами сложить слово из «шершавых» букв.
-
Письмо. Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».
-
Составление слов из подвижного алфавита. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.
-
Чтение. Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке — слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая — каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая — добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая — вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение — в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение — когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.
-
Развитие навыков чтения. Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ — ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.
Преимущества метода Монтессори — развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.
Сказки детям от трёх лет
Три года – возраст почемучек. Приготовьтесь, что вам придётся объяснять своему чаду всё на свете: что такое книжка, откуда она взялась и т.д. Кроме того, ребёнок будет выяснять для себя все непонятные слова или выражения. Постарайтесь делать это максимально просто, на доступном ребёнку языке. Также в этот возрастной период очень важен момент подражания. Сопровождайте то, о чём вы читаете на страницах книги, выразительными жестами и мимикой.
Например, изображая неуклюжего мишку Топтыгина, как он идёт по лесу, вы поможете выстроить трёхмерную картинку в детском сознании. Ребёнок слышит текст, видит книжную иллюстрацию и, глядя на вас, понимает, что означает быть неуклюжим. После такого представления малыш наверняка и сам захочет попробовать изображать сказочных персонажей.
Агния Барто. Стихи для самых маленьких
Я прочитала этот пост 6-ти летней дочке и спросила, что еще мы забыли из любимых детских книжек, которые часто читаем ее маленькому брату. И она сразу убежала, покопалась на книжной полке и притащила Агнию Барто. «Ты любишь эти стихи?» — спросила я ее (лично мне они порядком надоели…) «Люблю», — сказала она безапелляционно. Вот тебе и справедливый и честный детский суд. Потом я прочитала следующее:
— Мне не хватает теплоты,-Она сказала дочке.Дочь удивилась: — мерзнешь тыИ в летние денечки?- Ты не поймешь, еще мала,-Вздохнула мать устало.А дочь кричит: — Я поняла! -И тащит одеяло.
И я подумала, не купить ли мне книжку Барто потолще. Пролистать всех этих бычков и мишек. Может я просто у Барто не все знаю и не все еще поняла… Похоже, надо просто купить что-то вроде «500 страниц» Барто (как у Маршака) и искать среди того, что редко печатают в простых детских книжках-раскладушках.
С какого возраста читать ребенку сказки в стихах?
Дети прекрасно воспринимают стихи. Рифмованные небольшие произведения можно начинать читать после двух лет. Для начала специалисты рекомендуют познакомить деток с маленькими четверостишиями А. Барто, В. Берестова, Б. Заходера, чтобы малыши уловили ритм, захотели его повторить. Потом можно переходить к творчеству К. Чуковского, А. Пушкина.
В отличии от прозы, концентрация знаний в стихах просто огромная. Возьмем известное четверостишие Б. Заходера:
Плачет киска в коридоре, У нее большое горе, Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски!
Автор описывает банальную ситуацию, но сколько познавательной информации получает ребенок из этих четырех строк, какая дидактическая составляющая здесь заложена! Прочтение этого простенького стишка обеспечивает:
- проявление сочувствия – первый шаг к развитию эмпатии;
- знакомство с точной рифмой – формирование литературного вкуса;
- логопедические упражнения – удачная аллитерация (повторение звука р) позволит детям тренировать произношение «сложного» звука;
- первое знакомство с понятиями злой, бедный;
- столкновение с проявлением амбивалентности – красть плохо, но кошку жалко.
В каждой сказке заложены мегабайты информации о традициях, культуре, правилах поведения, добре и зле, истории страны. Ребенок узнает о человеческих взаимоотношениях, первые этические нормы заложены в фольклоре. Литературные произведения, которые нужно внедрять после трех лет, развивают речь, интеллект, когнитивные способности.
Расширяет знания об окружающем мире
Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сыну нравятся ещё и книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с запоминающимися иллюстрациями дети получают знания об окружающем мире задолго до того, как научатся читать самостоятельно.
Чтобы закрепить результаты и усилить пользу чтения для детей, я часто совмещаю знакомство с книгами с новым для них жизненным опытом. Например, рассказы о животных предлагаю до или после посещения зоопарка, а рассказы о технике — перед поездкой на ферму.
Таким образом, всё прочитанное находит отражение в реальности: малыш видит предмет или живое существо редко или вообще в первый раз, а оказывается, уже многое о нём слышал, рассматривая с мамой книгу. Это подогревает желание исследовать и естественный интерес к жизни.Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку
Сказки как образ жизни
Интересно: Как живет и выглядит мальчик, которого назвали самым красивым в 2017 году
Они вселяют мужество и надежду, потому что в конечном итоге побеждает в основном маленькие, угнетенные и кажущиеся слабыми героями. Сказки передают ценности, подходящие для детей. Хорошее и плохое четко определены. Героям или героиням предстоит справляться с опасными ситуациями. Но они всегда находят в себе силы наконец-то справиться с большими испытаниями.
В ролевой игре, в разговоре или во время рисования дети могут испытывать, представлять и выражать эти различные ценности и эмоции в зависимости от своего возраста. Смысл сказок ясен: проблемы и конфликты есть, но их можно преодолеть. Этот позитивный с точки зрения содержания ход сказки создает жизнерадостное настроение, в которое дети с удовольствием погружаются и которое сопровождает их в дальнейшей жизни. Маленькие слушатели воспринимают истории всеми своими чувствами, переживают их в игровой форме и интегрируют в повседневную жизнь.
Какие книги интересны детям
Знакомить детей с литературными произведениями нужно опираясь на возраст и интересы ребенка.
- Книги для чтения родителями детямдолжны быть красочными, понятными и познавательными. С 0 и до 5 лет дети предпочитают произведения в стихотворной форме. Они с удовольствием слушают незатейливые ритмичные стишки и быстро их запоминают. Также им нравятся небольшие сказки. Вспомните сказки Самуила Маршака о глупом и умном мышонке, про семейство ежей («Тихая сказка»). Их дети просят читать вам снова и снова, каждый день вы заканчиваете их вечер приятной, волнующей и интересной сказкой.
- Читать книжки для детей вы продолжаете и дальше. С 5-6 лет дети начинают интересоваться более серьезными произведениями. Им уже нравятся более длинные истории, они с нетерпением ждут продолжения о приключениях любимых героев. Проявляется интерес к детским энциклопедиям. В данном возрасте рекомендуется пробовать читать детям книги Александра Мелентьевича Волкова про приключения Элли, Тотошки, Страшилы и Железного Дровосека. Мало того, что родители обычно уже сами рвутся читать их, но и детям такие произведения уже под силу. Главное понять, как правильно читать книгу ребенку в этом возрасте. Вы каждый раз вспоминаете прошлое чтение, основные события. Ребенок учится пересказу, запоминает общую сюжетную линию и вы продолжаете. Договариваетесь читать либо по главе, либо по времени – все зависит от произведения.
Когда мывыбираем книгу ребенку,то учитываем, что где-то с 9-10 лет его начинают интересовать вопросы, касающиеся любви, дружбы, счастья, они проявляют внимание к книгам, где показаны моральные и душевные ценности человека. Преобладает в этом возрасте тяга к приключениям, поэтому в ход идут книги именно этой тематики
Гарри Поттер все дети начинают самостоятельно читать именно в этом возрасте, так как там много томов и сложность приключений растет в каждой книге, то вы вполне можете допустить к ней свое чадо в этом возрасте.
После 14-15 лет у каждого ребенка уже формируется свой круг интересов, поэтому и жанры книг, и их тематика уже становятся индивидуальным выбором подростка. Таким образом, после того, как все это время формировали вкус ребенка, то понятькакие книжки читать ребенку интересно вам будет ясно.
Таким образом, выборкниг для чтения родителями и детьми определяется заранее. Если не можете определится или не готовы покупать каждый месяц книги – запишитесь в библиотеку. В ней вы найдете как новые издания, так и ранее выпущенные. Возможно вы встретите ту книгу, которая помогла усвоить процесс чтенияи в вашем детстве.
18. К. Чуковский «Приключения Бибигона» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Все мы, конечно, на зубок знаем Мойдодыра с Тараканищем, а вот что за Бибигон такой у Чуковского, знают далеко не все. Признаюсь честно, я и сама совсем недавно с ним познакомилась. «Приключения Бибигона» — это последняя детская сказка Чуковского, написанная во времена усиления идеологической цензуры, а потому долгое время не издававшаяся.
И хотя произведение написано на 20 лет позже хорошо известных нам произведений Чуковского, между ними много общего
Это вновь великолепная сказка про героя, отважно сражающегося с врагом. И снова герой Чуковского мал и бесстрашен, его не смущают ни величина, ни сложность тех препятствий, которые попадаются ему на пути
Не случайно произведение было подвергнуто критике в советское время, слишком много здесь воли, свободы и характера, неприемлемых для того времени.
Лично я очень люблю слог Чуковского, его легкую рифму, и готова читать его только за это.