Содержание
- Плюсы и минусы сексуального воспитания
- Возможные последствия для здоровья
- Последствия отсутствия адекватного полового воспитания
- Создаём условия для интимности
- Азы полового воспитания
- Половое воспитание – что это?
- Особенности полового воспитания приемных детей
- Что нужно знать подросткам о сексе?
- Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в России
- О чём вообще сериал
- Зарубежный опыт
- Помогаем сформировать границы
- Выделим основные принципы полового воспитания:
- Сексуальная ориентация и гендерная идентичность
- Отвечаем честно на «неудобные» вопросы
- Половое воспитание младших подростков
- Нужно ли учить?
- Проблема полового воспитания в семье
- Заключение
Плюсы и минусы сексуального воспитания
Многие люди неправильно трактуют само понятие сексуального воспитания. Оно включает не только сведения о сексе, но и другие деликатные вопросы: здоровье, репродукцию, контрацепцию, физиологию. Родители часто стесняются говорить с подростками на эти темы, соответственно, делать это должны в школе. Сегодня у уроков сексуального воспитания есть свои преимущества и недостатки:
Плюсы
Отсутствие информации о взаимоотношениях полов часто приводит к последствиям, к которым подростки просто не были готовы. Если они заблаговременно будут осведомлены о допустимом и недопустимом, о возможностях и особенностях строения тела, о методах контрацепции, число абортов и заболеваний в юном возрасте сократится.
Минусы
Главным недостатком уроков сексуального воспитания в школах может стать человек, который будет их проводить. Некомпетентность или зажатость, неверная трактовка информации и нежелание отвечать на интересующие вопросы могут привести к обратному эффекту: подростки действительно начнут проявлять тот самый «нездоровый» интерес к сексу.
По этой причине важно, чтобы сексуальное воспитание получали сначала родители, потом педагоги и специалисты по работе с детьми, а уже после этого, на базе качественной литературы, эта информация преподносилась школьникам.
Возможные последствия для здоровья
Итак, половое влечение – это естественно. Однако каждый должен понимать возможные последствия секунд счастья!
Незащищенный секс может привести, например, к незапланированной и нежеланной беременности, которая отрицательно повлияет на душевное состояние женщины. Ее искусственное прерывание может повлечь за собой физические недуги и психологические проблемы. Если говорить о ранней беременности, то выносить, родить, а потом еще ухаживать и воспитывать тоже чаще всего не под силу еще детскому организму. В результате всего – испорченная жизнь матери и ребенка, физические недомогания, упреки и раздоры.
Не забывайте, что у каждого жизнь только одна. Не надо портить ее себе и другим.
Кроме того, при незащищенном половом акте с неизвестными партнерами возможно получение различных инфекционных заболеваний. Некоторые из них благополучно излечиваются, но возможно присоединение банальных возбудителей и формирование хронических воспалительных процессов, которые могут привести к бесплодию. Другие, такие как ВИЧ, сифилис и гепатит C, приводят к пожизненному патологическому состоянию различной тяжести.
Последствия отсутствия адекватного полового воспитания
Вот и получается, что все пущено на самотек: дети потихоньку от родителей просматривают порнографические сайты и журналы, получая неверную информацию по интересующему вопросу. Таким образом у них складывается превратное понимание о том, что такое секс, и какие могут быть его последствия.
Лучшие материалы месяца
- Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
- Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
- Самые распространенные «офисные» болезни
- Убивает ли водка коронавирус
- Как остаться живым на наших дорогах?
По статистике около 60% подростков начинают половую жизнь в возрасте 12-14 лет. Большая часть этих молодых людей не владеет информацией и навыками, которые могли бы обеспечить им безопасный половой акт. Как результат – ранние беременности, заболевания опасными инфекциями, психологические травмы.
Создаём условия для интимности
Отношение к обнажённому телу человека противоположного пола и дозволительность прилюдного нахождения в обнажённом виде определяется культурными нормами. В каждой стране и эпохе они различны. Дети впитывают любую норму, их ничего не шокирует, для них это данность.
В Германии принята культура голого тела, и люди в банях не разделяются на мужчин и женщин, моются вместе. Там такой образ жизни, который не влияет на развитие личности. В России другие культурные нормы — мы не ходим баню с чужими людьми противоположного пола. И спокойно воспринимаем просьбу взрослых людей вывести из женской раздевалки мальчика-дошкольника.
У детей к трём годам завершается половая идентификация — мальчик и девочка осознают себя как мальчика и девочку. Чуть позже появляется стыдливость. С этого момента хорошо бы ввести новые правила: отец не ходит перед дочерью голым, мать не переодевается при сыне. Папа купает сына, мама — дочку. И во время мытья девочки папа не входит в ванную — это про телесные границы и зоны интимности. Родителям обычно сложно уловить момент, когда сын или дочь уже стали взрослее или даже вступили в пору полового созревания. Для родителей дети всегда любимые крошки. И папа как привык входить в ванную, где моется дочурка, так и входит. А у неё уже увеличились молочные железы и скоро начнётся менструация.
Природа многое сделала, чтобы воспрепятствовать близкородственному скрещиванию: здесь колючесть и противность для родителя его подростка и чувство стыда от наготы. Религия подкрепила табу на инцест. Но многие родители продолжают вести себя так, как будто дети не зреют в половом смысле.
Мы не ходим с плакатами и не объясняем часами, мы делами демонстрируем уважение к приватности. По этим поведенческим сигналам ребёнок чувствует, что нужна приватность и интимность.
Со взрослением следует увеличивать физическую дистанцию с ребёнком противоположного пола. Это не значит, что отцу нужно избегать дочери или шарахаться от неё. Но мы постепенно ограничиваем телесный контакт — отходим к пубертату от той тесной физической близости, которая была в малышовые и дошкольные годы.
Но мы не говорим девочке, что папе нельзя тебя видеть голой. Мы демонстрируем правило своим поведением. Например, четырёхлетка вышла голоштанной на кухню, где находится папа. Он не говорит: «Ой, мне нельзя видеть тебя голой». Он тактично отворачивается, выходит или просит: «Оденься, пожалуйста, мы голышом не ходим». Если папа случайно зайдёт в комнату с голой дочерью, он как нормальный человек просто тихонько прикроет дверь.
«А если я воспитываю сына одна?» Лучше, если о гигиенических процедурах расскажет близкий взрослый: дедушка, старший брат или дядя. Можно сводить сына к урологу или другому доктору-мужчине, чтобы он рассказал, как правильно ухаживать за половыми органами. И постепенно передавать сыну ответственность за собственное мытьё. Мальчики в пять лет отлично себя моют, в том числе голову и пенис.
«Дочь не смущается, когда её моет папа. Можно так и оставить?» Девочка может внутренне ощущать эту ситуацию как неловкую, но из лояльности к папе ничего не говорить
С точки зрения родительского поведения не важно, смущается, не смущается или смущается, но не говорит. Здесь важно, как мы себя ведём
Нужно самим делать шаги и вводить нормы поведения в теме наготы.
«Дочери завтра три года. Как объяснить, что теперь тебя моет только мама?» Я не призываю делать резких шагов: всё, с сегодняшнего дня мы живём по-другому. Такого нельзя делать. Любые изменения нужно постепенно приспосабливать к своей жизни — это ваши мысли, решение, внутренняя работа и вектор движения. Поэтому не стоит резко что-то менять, не обдумав и не примерив к своей жизни.
Не происходит так, что наступило три года и всё, папа больше не заходит в ванну и не купает. Просто постепенно уменьшайте количество купаний с папой. Для пап-одиночек можно сдвинуть этот срок до пяти лет, но потом точно пора прекращать. Пятилетняя девочка вполне может себя помыть.
«А как быть с подростками?» Подростки — самая ущемлённая группа в плане телесности. С ними уже не обнимаются и не ласкаются как с малышами. Ещё далеко до полового партнёра, с которым возможна такая близость. Но потребность в телесном контакте никуда не делась.
Родителям важно дозировано подпитывать телесную близость с детьми противоположного пола. Понимать, что если мама обнимает крепко и целует своего здоровенного сына, ему будет неловко
Поэтому здорово, если папа может с сыном-подростком как-то помутузиться — устроить шутливый бой на подушках или побороться. А девочки — пообниматься с мамами.
Азы полового воспитания
Все мы понимаем, что секс – это прекрасно. Но чтобы не страдать после минутной страсти, необходимо с детских лет знать о половом различии, взаимодействии и возможных последствиях полового акта.
Очень важно просвещать детей, подростков, молодых людей в вопросах половой культуры. Давать знания по анатомическому строению половых органов, рассказывая об их функции
Доводить до сведения факты о беременности, развивать понимание ответственности за будущую жизнь. Необходимо в полном объеме донести до молодых людей корректную информацию о профилактике заболеваний, передающихся половым путем, и профилактике нежелательной беременности.
Половое воспитание – что это?
Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи:
- Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
- Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь. Сексуальное воспитание формирует ответственность партнеров.
Почему половое воспитание так важно?
Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?»
Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким
В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность. Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках.
Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности.
С какого возраста нужно начинать?
Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше. Половое воспитание начинается в 1–2 года с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки. Часто уже на этом этапе родители стараются прямо не называть половые органы ребенка или же называют их самыми разными словами-заместителями: червячок, печенька, розочка…
Особенности полового воспитания приемных детей
Приемные дети, как правило, из неблагополучных семей. Они не имеют позитивного семейного опыта. У многих сложилась биполярная модель семейных взаимоотношений, положительные и отрицательные образцы мужественности и женственности, которые порождают конфликтную систему требований. Все это приводит к искажению половой идентификации: грубости у девочек, плаксивости у мальчиков и др.
Приемным детям важно дать правильные полоролевые представления. На первый план выходят вопросы нравственности, «неполой» любви, родственных отношений
Нужно, чтобы девочка тесно общалась с матерью, перенимала ее поведение, советовалась и доверяла. Мальчикам важнее установить прочную связь с отцом.
В здоровой семье приемные дети сами учатся социальным ролям. Конечно, это не отменяет необходимости корректировать познания о половой жизни. Если у ребенка наблюдаются отклонения, стоит подключить детского психолога.
Что нужно знать подросткам о сексе?
Подростки должны понимать, что секс без любви не является естественным поведением для человека. Это следствие весьма распространенной в наше время мировоззренческой и психологической установки, так называемого гедонизма. Этот термин определяет возникшее еще в Древней Греции философское учение, согласно которому главным благом для человека является свое удовольствие. Фактически гедонизм считает человека животным, хотя явно и не провозглашает этого.
Достаточно жесткие сексуальные ограничения, традиционно существовавшие в большинстве известных нам культур и у большинства народов, на самом деле не являются насилием над личностью, а предназначены для блага людей: они помогают им держать себя в определенных рамках, не терять, не растратить впустую то, что необходимо для важнейшего дела в жизни — создания семьи.
Нужно ли рассказывать подросткам о сексе самом по себе, вопрос дискуссионный. В этом возрасте есть огромный интерес к подобным вопросам. И если ответов подросток не найдет ни у близких взрослых, ни у учителей, он получит их в другом месте. Поэтому что-то говорить нужно, и достаточно много и подробно.
Однако противоположный пол для мальчиков и девочек — тайна, загадка. И ею же и должна остаться.
Как рассказать о сексуальных отношениях, но сохранить тайну? Это особое искусство. Можно и нужно говорить, но не следует раскрывать все тонкости. Что-то останется, и именно это каждый подросток откроет для себя сам.
О роли семьи
Воспитание правильного полового поведения становится не таким уж трудным делом, если перед глазами подростка (мальчика или девочки — неважно) есть образец такого поведения. В лице мамы и папы
Если ребенок вырос в счастливой семье, где есть дружба, взаимопонимание и взаимопомощь, любовь, уважение друг к другу, где существует теплота и насыщенность человеческих связей и отношений, то несложно его воспитать правильно. Он сам подсознательно уже впитал в себя образцы верного поведения. Он сам понимает, почему настоящая семья — это здорово. Он не будет уже считать, что семья — это когда мужчина и женщина живут в одной квартире, вместе ведут хозяйство и имеют общих детей, и этого достаточно. Он понимает, что семья — это нечто большее, чего, как говорил писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «глазами не увидишь». Что это теплота человеческих отношений, прежде всего. И к этому будет стремиться всю жизнь.
Воспитать подростка, настоящей семьи не знавшего (не обязательно сироту: он может вырасти в полной семье, но она холодная, ненастоящая), напротив, очень трудно. Только словами тут не отделаться. Ему все-таки нужно видеть полноценные отношения между близкими, пусть и в чужой семье.
Такому подростку тяжело учиться владеть собой, правильно вести себя с представителями противоположного пола. Иногда тут нужна психологическая коррекция.
Воспитать можно любого подростка. Но усилия, которые затрачиваются на это, зависят от его жизненного опыта. У подростков он уже достаточно большой
Так что его следует принимать во внимание и соразмерять свои воздействия с тем, с каким человеком приходится иметь дело
Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в России
Еще с 2014 года, когда была утверждена Конвенция о правах ребенка, в которой стоял вопрос о половом просвещении в школах, намечалось проводить тематические уроки сексуальных отношений. Однако закон 2012 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает описывать детям действия сексуального характера до 16 лет.
Вот и получается, что с одной стороны, учителя и родители должны проводить просвещение по вопросам полового воспитания, а с другой – говорить об этом нельзя.
Конечно, различных обучающих программ и просвещающих в этом вопросе книг более, чем достаточно. Но захотят ли подростки самостоятельно читать эти монографии. Захотят ли родители детей младшего возраста совместно изучать основы половых отношений.
О чём вообще сериал
Скромный школьник Отис открыл в себе талант секс-терапевта. Видимо, сработали гены, потому что этим занимается его мама Джин. Вместе с новой подругой — умной и немного агрессивной феминисткой Мейв — Отис открывает в своей школе подпольную секс-клинику. Ученики делятся с ним переживаниями о сексе, а он даёт советы, которые чаще всего действительно помогают. Постепенно у Мейв и Отиса появляются чувства друг к другу. Но по законам жанра вплоть до последней серии их статус отношений — «всё сложно».
В течение шоу герои строят и рушат отношения, ищут себя, дают отпор гомофобии, сексуальному не-просвещению и консервативным взрослым с их ханжескими ценностями.
Зарубежный опыт
Статистика показывает, что в странах, где сексуальное просвещение – обязательная часть школьной программы, число беременностей и ЗППП снижается. Во всем мире существуют свои программы, созданные с учетом требований властей и менталитета, но все они схожи. Чаще всего они подходят как для детей, так и для взрослых, в них рассказано о строении мужского и женского тела, даются сведения о возможных способах контрацепции и опасности венерических заболеваний.
Уроки полового воспитания ввели в Швеции еще в 1930 году, а к 70-м они стали обязательной частью школьной программы. В 2015 году на экраны даже вышел образовательный ролик, в котором анимированные женские и мужские половые органы рассказывали о своем предназначении – настолько обширно освещается тема в стране.
Французы тоже довольно давно ввели уроки полового воспитания в школах – примерно в 1960–1970-х годах. Причем в средней школе на эту дисциплину выделено сорок часов, и упор делается на контрацепцию и вопросы уважения к партнеру (тема, которая не затрагивается ни в одной другой стране).
Сексуальное воспитание в Нидерландах начинается еще в дошкольном возрасте – создано множество мультфильмов, просмотр которых стал обязательной частью курса биологии. По мнению властей, дети получают не знания о сексе, а информацию о своем теле и его особенностях, что является существенной разницей.
Половое воспитание в немецких школах – обязательная дисциплина. Причем она предусматривает не только лекции, но и контрольные и экзаменационные работы. В Германии дети с младшего школьного возраста получают сведения о гендерных вопросах: сначала мультфильмы и книги о различиях мальчиков и девочек, позже фильмы и лекции о психологии взросления, пубертате, гомосексуальности, контрацепции, беременности и абортах.
В США существует два типа уроков сексуального просвещения. Первый предполагает полное освещение темы для школьников с третьего по десятый класс (информация о половых различиях, беременности и родах, заболеваниях, контрацепции, насилии, сексуальной ориентации). Второй формат – «политика воздержания», в рамках которой педагог будет в течение двух лет делать упор на этическую сторону отношений между мужчиной и женщиной. Проще говоря, школьники узнают о необходимости сексуального воздержания до брака.
В Азии (Японии, Китае, Таиланде) сексуальное воспитание в школе затрагивает в основном тему физиологии процесса, но этого минимума достаточно, чтобы школьники не рисковали здоровьем. В Непале и Пакистане подобных знаний не дают вовсе.
Помогаем сформировать границы
Воспитание и формирование границ начинается с младенчества, когда мы не позволяем себе обращаться с ребёнком как с предметом. Мы не позволяем подойти к малышу, который чем-то занят, схватить его молча сзади и понести, куда нам надо. Мы обязательно подойдём так, чтобы он нас увидел, глядя в глаза, сообщим, что пора пойти купаться. И только после этого возьмём на руки.
Взрослые формируют границы ребёнка, когда не заставляют их обнимать, если он не хочет. Бывает, что родители или бабушки обижаются после его отказа: «Ну что ж ты меня не любишь, что ли?» Это эмоциональный шантаж, с помощью которого мы переходим границы малыша — даём понять, что их нет, что его чувства не важны. Что он должен уступать и отступать перед теми, кто этого от него потребует.
Спрашивая ребёнка, можно ли его обнять, мы уже начинаем уважать его тело.
Так для ребёнка становится нормой, что моё тело — это моё тело. И поэтому любые поползновения, которые будут переходить границу, будут вызывать реакцию: он даст ответ или придёт к вам за советом.
Обходитесь бережно с телесными границами детей. Защищайте их границы от страждущих дедушек и бабушек, которые хотят потискать внуков. Объясняйте ребёнку, что у него есть право говорить «нет»:
— Ты имеешь право сказать «нет» тому, кто хочет до тебя дотронуться.
Ближе к 3 годам мы объясняем, что это его интимные зоны, которые он может исследовать сам с собой, не на виду. Или показывать маме и папе или доктору в их присутствии. А остальным можно сказать «нет». Мы даём понять ребёнку, что он здесь хозяин своего тела — никто не может сделать ничего против его воли. При таком воспитании для подросших детей чёткие границы становятся нормой.
«Мы пришли в гости, а там ребёнок постарше предложил сыну показать его половые органы. Как лучше действовать?» Если ваш сын пришёл к вам с жалобой или за советом, поддержкой — напомните ему, что он всегда может сказать «нет», и вы его поддержите. Не стоит драматизировать ситуацию и нападать на другого ребёнка, рассматривать произошедшее как проблему — это отрикошетит и в вашего сына. Тема интимности окрасится в стыдные табуированные тона для всех присутствующих детей. А дело-то в границах, в их удержании. За этим пришёл ребёнок, чтобы вы помогли их подкрепить и усилить. И именно это работает в дальнейшем на его счастливую жизнь, в том числе и сексуальную.
Сдержите себя, если хочется возмутиться: «Какой ужас, что он тебе это предложил, какой ужас, что ты пошёл!». Это норма для детей, такой исследовательский возрастной этап. Мы все через него проходили, просто большинство забыло или не хотят вспоминать. Ребёнку важнее получить от родителей подтверждение, что его тело священно и он всегда может сказать «нет».
Выделим основные принципы полового воспитания:
честность, является одним из принципов. Маленькие “почемучки” всегда замечают интонацию в голосе или мимику когда Вы лукавите, поэтому отвечайте честно на вопросы касающиеся различий мальчиков от девочек
Важно, делать уклон на духовное различие, неодинаковость мышления и эмоциональность, а не на физические расхождения;
ребенок должен полностью доверять Вам, поэтому лучше удовлетворять ответами поток задаваемых вопросов. Конечно, опираться нужно на возраст и развитие детей, но придумывать про аистов и капусту лучше не стоит
Расскажите о том как в результате взаимной любви папа передает свою частичку маме и появляется малыш;
отвечайте на конкретно поставленный вопрос, а не обобщайте полным физиологическим развитием;
объяснения по какой-либо теме должны быть понятны и правдивы. Так половое воспитание ребенка пройдет простым, но верным методом.
В возрасте 4-5 лет малыш может играя предложить быть его женой/мужем. Стоит объяснить ребенку о невозможности взаимоотношений людей с такой разницей в возрасте и рассказать об исключении вступления в брак родственников. Тем самым Вы предостерегаете своих детей от возможных противоправных действий третьих лиц по отношению к ним. Ведь проще обмануть любопытного малыша, который не имеет представления о половом воспитании.
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность
- И молодое, и старшее поколение демонстрируют примерно одинаковый уровень просвещенности в вопросах гендерной идентичности (18% знают, что это) и трансгендерного перехода (14%). Исключение составили слова «каминг-аут» (16% и 9% соответственно), «небинарная персона» (9% и 4%) и «гендерфлюид» (3% и 1%): они оказались гораздо понятнее для молодежи, чем для родителей.
- 33% родителей считают, что детям не нужно специально рассказывать о таких вещах — они и так все знают. За необходимость просвещения в этой сфере выступают 24% родителей в возрасте 31-55 лет и 17% молодежи.
- 83% респондентов в возрасте 14-30 лет отметили, что среди их близких нет никого, кто бы относил себя к другому полу, отличному от биологического. 12% знакомы с небинарными личностями, но чаще не лично (5%), а в соцсетях (7%). 86% родителей не знают о таких людях в окружении их детей.
- 89% не готовы к тому, чтобы их ребенок отказался от гендерной идентичности в соответствии с биологическим полом. 26% не знают, как поступать в такой ситуации. 33% опрошенных обратились бы к психологу, причем среди старшего поколения таких уже 41%. 11% прибегли бы к помощи психиатра, 7% применили бы жесткий контроль, а 5% ограничили бы сексуальные контакты ребенка. 9% высказались за то, чтобы физически наказывать ребенка за гомосексуальную ориентацию.
Социальная экономика
Юваль Харари: «Гомофобия — странное явление с эволюционной точки зрения»
Илья Хохлов:
«Я думаю, что вокруг этой темы остается очень много страха и тревоги. Но они связаны не с тем, что ребенок будет каким-то не таким, а с тем, как ему выжить в таком обществе, где в некоторых регионах подобное может караться смертью. Страх является основным сдерживающим фактором для развития толерантности и трезвого взгляда на воспитание».
Елена Фейгин:
«Парадигма не меняется быстро: общество должно быть готово к тому, чтобы принимать различия друг друга и не бояться их. Агрессивная реакция формируется, в первую очередь, страхом перед непонятным. Поэтому чем больше информации будет в свободном доступе, тем добрее мы будем друг к другу».
Отвечаем честно на «неудобные» вопросы
Двухлетка уже начинает задавать первые вопросы: «Откуда я взялся?» и «Как я появился?». Они для него такие же, как «Почему идёт дождь?» или «Почему трава зелёная?» — он просто хочет знать, как устроен этот мир.
У моих родителей на этот случай было два любимых персонажа: мама обычно отвечала про капусту, а папа — про аиста. Многие современные родители тоже считают это оптимальными ответами. А дети продолжают искренне верить. Заглядывают в каждый кочан капусты и недоумевают, куда же делись все младенцы. Или вглядываются в пролетающих птиц в поисках аиста с люлькой.
Убедившись, что их провели собственные родители, дети приходят с результатом своих размышлений: «А почему в капусте из магазина нет малышей? Их уже всех нашли и забрали?». И перед мамами и папами снова встаёт выбор: продолжать обманывать или рассказать как есть? Начинать заниматься половым воспитанием детей в семье или пустить на самотёк?
Родители могут промолчать, перевести тему или дать недостоверное и фантастическое объяснение. И тем самым послать сигнал, что малыш ставит их в неловкую ситуацию, что эта тема табуирована и такие вопросы лучше не задавать.
Последствия такого избегания — малыш просто перестанет задавать «неудобные» вопросы. Ведь ему не захочется ставить маму и папу в неловкое положение
Но тема останется важной и интересной, всё внимание будет приковано к ней. На месте информационной пустоты возникнут мифы и домыслы, ребёнок непременно доберёт знания на стороне. И качество этой информации приведёт к ещё более неловким моментам и недоверию
В подростковом возрасте могут возникнуть проблемы с ранней половой жизнью и здоровьем
И качество этой информации приведёт к ещё более неловким моментам и недоверию. В подростковом возрасте могут возникнуть проблемы с ранней половой жизнью и здоровьем.
Если ребёнок спрашивает, значит, он доверяет взрослому. Значит, его связь с родителями крепка.
Ребёнку важно поделиться своим интересом, он верит, что взрослые смогут всё объяснить и рассказать. Останьтесь главным экспертом по половым вопросам, в будущем это поможет избежать многих неприятных ситуаций
Если вам сложно говорить на темы полового воспитания с детьми, то сначала признайтесь и обозначьте сроки:
— Да, видишь, я тут краснею, бледнею. Ну ничего, я сейчас соберусь, кое-что уточню и смогу ответить после обеда.
Воспользуйтесь книгами — они хорошее подспорье, если вам неловко. Такие книги существуют на разный возраст, в них есть все типичные ответы на темы полового воспитания детей. Возьмите книгу с полки и предложите:
— Ты знаешь, я могу тебе прочитать.
Вот несколько хороших книг, которые помогут в половом воспитании детей и подростков:
- для малышей: Дорис Рюбель «Мое тело, мои чувства» или старое издание «Это я, а это ты»;
- для дошкольников и младших школьников: Роби Харрис «Давай поговорим про ЭТО. О девочках, мальчиках, младенцах, семьях и теле», Катерина Януш «Как я появился на свет», Виржини Дюмон «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет»;
- для подростков: Элиз Тьебо «Месячные. Твоё личное приключение!», Джерри Бейли «Мое тело меняется: все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители», Ди Снайдер «Курс выживания для подростков».
Для взрослых рекомендую книги Дебры Хаффнер «От пелёнок до первых свиданий. Что должны знать родители о сексуальном развитии своих детей» и «От первых свиданий до взрослой жизни». Это лучшие книги по половому воспитанию для родителей. В них разобраны все типичные случаи и можно найти подробные рекомендации по возрастам: как говорить с тоддлером, дошкольником, в шесть-семь лет, школьником между восемью годами и подростковым возрастом.
Половое воспитание младших подростков
Младшие подростки испытывают определенные трудности при адаптации перехода в среднюю школу. У девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-13 лет в связи с изменениями ЦНС, повышения активности желез внутренней секреции формируются вторичные половые признаки. На самочувствие подростка (V-VI кл.), его отношение к учебе и одноклассникам сказывается интенсивный процесс полового созревания (увеличивается длина и масса тела, в области половых органов и под мышками начинают расти волосы).
У младших школьников часто меняется настроение, повышенная активность чередуется с заторможенностью. Вегетативные нарушения появляются в сонливости и угнетенности, потливости. Подростки конфликтуют между собой и взрослыми, совершают немотивированные поступки. Следует учитывать, что половое созревание у подростков одного возраста происходит в разное время. Половое созревание девочек начинается в этот период на 1, 5-2 года раньше, чем у мальчиков, что выражается в их отчуждении друг от друга.
В возрасте 11-12 лет у девочки наступает первая менструация (в половых железах вырабатываются зрелые яйцеклетки). Обязанность мамы – рассказать дочери об особенностях течения этого процесса, его природе, физиологическом значении менструации и гигиене.
Важно развивать у подростка способность к сопереживанию, учить его правильно оценивать свое место в семье, проявлять к людям терпимость и деликатность
Нужно ли учить?
Сексуальное образование детей необходимо хотя бы потому, что пытливый детский ум не выносит информационного вакуума ни в одном вопросе. И если подростки не получат компетентные и исчерпывающие ответы на интересующие их темы в школе, они найдут, где восполнить недостающие знания. Причем не факт, что «дворовые» источники информации будут корректными и соответствующими действительности. Государственная программа сексуального образования, базирующаяся на научной, медицинской основе просто необходима. Причем включающая в себя не только знания из области анатомии и физиологии, но и из сферы психологии сексуальности.
Проблема полового воспитания в семье
Проведенные исследования показали, что лишь немногие родители хотят и способны заниматься половым воспитанием собственных детей. Данные опросов подростков свидетельствуют о том, что основную информации о сексе они получают не в семье, а от сверстников.
Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания. Фактически это означает самый худший вариант развития событий: родительское влияние на сведения о сексе, получаемые их ребенком, будет сведено к нулю
Чтобы этого избежать, многие родители, хоть и с осторожностью, но приступают к половому воспитанию детей. Опасения связаны в основном с нежеланием напугать ребенка или сообщить ему какие-то неуместные подробности
Впрочем, единственно правильного варианта ответа на детские каверзные вопросы не существует. Многое зависит от возраста ребенка и внутреннего состояния родителей при обсуждении интимных тем.
Заключение
Все мы стремимся быть здоровыми физически и психически. Для этого необходимо понимать процессы в собственном организме и учиться жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Любовь, секс, рождение и воспитание детей играют важную роль в нашей жизни. Их необходимо рассматривать на уроках, как химические формулы и орфографию русского языка. С раннего возраста обсуждать с детьми возникающие вопросы о половых различиях и сексе, не считая их чем-то смешным или постыдным. Табуирование этих тем ведет к появлению физических болезней и психических расстройств.
Давайте оставим невежество и предрассудки позади и будем двигаться вперед. Многое зависит от нас!
- Источники
- Russia Beyond (международный мультимедийный проект) – Как в России происходит половое воспитание
- Кащенко Е. А., Котенёва А. Н. – Половое воспитание детей и подростков
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Автор статьи:
Извозчикова Нина Владиславовна
Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.
Общий стаж: 35 лет.
Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.
Другие статьи автора
Редактор статьи:
Момот Валентина Яковлевна
Специальность: Онкология.
Место работы: Институт экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р. Е. Кавецкого НАН Украины.
Все отредактированные статьи редактора
Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками: