Календарь возрастных кризисов ребенка по неделям, месяцам и годам: скачки и фазы развития в детском возрасте

Введение

Наследственные заболевания у детей — очень важная проблема в современном мире. Среди них выделяется обширная группа синдромов, проявляющихся низкорослостью и обусловленных хромосомными и генными мутациями Одним из характерных признаков этих заболеваний является задержка внутриутробного и постнатального развития К таким заболеваниям с задержкой пренатального и постнатального развития относится синдром Сильвера — Рассела (ССР) . Данное заболевание впервые описали Г.К Сильвер в 1953 г. и А. Рассел в 1954 г. в виде внутри-утробной задержки развития в сочетании с низкорослостью и увеличением уровня гонадотропина в моче. Уже на 6–7-й неделе беременности возникают эмбриональные нарушения с поражением 7, 11, 15, 17 и 18-й хромосом , которые отвечают за рост плода При данном синдроме наблюдается явление однородительской, материнской дисомии — наследование двух копий хромосомы от матери. У ребенка с ССР с рождения отмечаются гипотрофия, отставание в росте (длина тела до 45 см). С возрастом отставание в росте усугубляется, этому способствует имеющийся дефицит гормона роста . Фенотипические проявления ССР — маленькое треугольное лицо, суживающееся книзу, с выраженными лобными буграми, асимметрия тела, увеличение мозговой части черепа по сравнению с лицевой. Характерны высокое небо, оттопыренные уши . Из других изменений часто выявляются деформация стоп, сколиоз позвоночника, нарушение проводимости миокарда, гипогликемия В популяции ССР выявляется с частотой 1 случай на 300 тыс. родившихся. Данный синдром, наряду с другими наследственными заболеваниями, не имеет специфического лечения.

В качестве примера приводим описание катамнестического наблюдения ребенка с ССР в условиях ГБУЗ РДКБ г. Уфы.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:ВозрастПредмет конфликтаБлизкое окружениеИсход кризиса

0—1 год Стоит ли доверять этому миру? +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение +Доверие к людям, позитивное отношение к себе
-Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» -Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях +Автономия, стремление управлять собой
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания -Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола
-Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика -Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей
-Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания -Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир +Идентичность, внутренняя целостность
-Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания -Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Что должен уметь делать ребенок в 1 год

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

Данные ВОЗ

Несколько лет назад ВОЗ были выпущены новые нормы прибавок в росте детей в виде таблиц. Данные, которыми пользовались до этого, были собраны достаточно давно, и содержали информацию о малышах, которые питались смесью.

Исследования показали: малыши, которые получают молоко, растут и набирают вес немного медленнее, чем детки, которые питаются смесью. Появление же и распространение завышенных нормативов набора массы и роста вредно, поскольку такие высокие показатели могут способствовать перекармливанию малышей, получающих смесь.

Таблица роста

Рост новорожденного ребенка в таблице, составленной ВОЗ, отличается для девочек и для мальчиков. Таблица содержит несколько столбцов, в которых показан рост ребенка от очень низкого и до очень высокого. Как очень низкий, так и очень высокий рост встречаются достаточно редко и являются показанием для полноценного обследования ребенка, возможно, для выявления заболеваний и назначения лечения. Так, средний рост для девочек поставляет 46,1 см , очень низкий рост – 43,6 см , очень высокий рост– 54, 7 см . Те же данные для мальчиков составляют 49,9 см, 44,2 см и 55,66 см соответственно. ВОЗ собирала данных по доношенным детям, помимо анализа роста новорожденного ребенка, оценивалась также окружность головы и вес.

Сразу после рождения крохи врачи определяют соотношение роста и веса (этот параметр носит название « Индекс Кетле »). По нему врач судят о развитии ребенка до рождения: о том, достаточно ли он получал питательных веществ, хорошо ли развивался. Для определения индекса нужны вес и рост новорожденного ребенка, таблица с этими данными, по которой сверяют показатели. Вес новорожденного делят на рост, получается двузначное число (нормальным показателем является 60-70). Все это справедливо только для ребенка, который был доношен и рожден в срок. Для недоношенных деток показатели развития будут другими.

Особое внимание росту уделяется в течение первого года жизни малыша. Считается, что именно рост малыша больше, чем другие параметры, указывает на развитие ребенка, при расчете используют формулы, учитывающие возраст ребенка, рост, иногда – и вес. Считается, что ребенок с хорошим развитием набирает около 25 сантиметров за первые 12 месяцев

Считается, что ребенок с хорошим развитием набирает около 25 сантиметров за первые 12 месяцев.

Что влияет на рост ребенка?

Что влияет на рост? Прежде всего, наследственность: у высоких родителей дети уже в первый год жизни могут быть выше сверстников. Отставать же рост может из-за плохого питания (недостаточного, не по возрасту, несбалансированного), а также из-за некоторых возможных аномалий развития, установить которые может дополнительное обследование.

Итак, рост – это один из показателей развития малыша, который многое говорит как после рождения крохи, так и после него

Определить рост, точнее, соотнести рост и вес, важно, поэтому педиатр во время плановых помещений поликлиники обязательно замеряет рост и взвешивает малыша. Если рост отстает от показателей или опережает их незначительно, не стоит волноваться, это совершенно нормально. Если же расхождение велико, установить причины и выбрать лечение, если оно понадобится, поможет врач

Если же расхождение велико, установить причины и выбрать лечение, если оно понадобится, поможет врач.

И, конечно, не стоит забывать, что цифры – это хорошо, но самое главное – самочувствие малыша, его физическое развитие.

Статья по теме:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Советы и рекомендации

Несмотря на пугающий список возможных побочных реакций и осложнений от вакцин, надо помнить главное – тяжелые последствия встречаются крайне редко и с ними умеют бороться, а местные и общие реакции не столь часты, слабо выражены и не опасны для здоровья.

Тем не менее, в течение нескольких дней или недель после прививки (сколько именно, зависит от конкретной вакцины), следует внимательно следить за самочувствием ребенка:

Высокая температура в течение 3-х и более дней, одышка, судороги, частая рвота, сильная головная боль и другие заметные и постоянные отклонения от нормального самочувствия – повод вызвать врача.
Введение вакцины – это всегда дополнительная нагрузка на организм, иногда весьма значительная, поэтому в первые дни после вакцинации стоит больше отдыхать и избегать заметных физических и эмоциональных нагрузок.
При повышении температуры выше 38° используют жаропонижающие препараты в сочетании с физическими методами – холодные компрессы, обтирание влажной губкой

Особенно важно снижать температуру у детей, склонных к судорогам, с гипертензионно-гидроцефальным синдромом.
Внимательно следите за состоянием организма, если у привитого, особенно, ребенка высок риск аллергических реакций.
В течение первых 2-х недель перед прививкой и после неё лучше избегать продуктов – облигатных аллергенов: морепродукты, мёд и шоколад, яйца, клубника, малина, цитрусовые.
В первые 7-10 дней старайтесь избегать контакта с другими людьми для снижения риска простудных заболеваний. Особенно это касается людей с пониженным иммунитетом и хроническими заболеваниями.
Рекомендуется через 3 – 4 недели после прививки сделать общий анализ мочи для выявления возможных осложнений со стороны почек: это особенно важно для детей, имеющих заболевания органов мочевыделения

Анализ также позволит своевременно обнаружить отклонения и принять необходимые меры.

Симптомы задержки физического развития ребенка

Степень тяжести проявлений может колебаться от незначительного отставания роста и массы тела, до выраженных проявлений, включающих потерю подкожного жирового слоя, сокращения мышечной массы, дерматита, выпадения волос, развитию рецидивирующих инфекций. В наиболее тяжелых случаях развивается белково-энергетическое (маразм) либо белковое истощение (квашиоркор). Задержка физического развития в развитых странах чаще всего характеризуется минимальными нарушениями, диагностируемыми в условиях поликлиники. В развивающихся странах чаще встречаются более выраженные проявления, требующие стационарного лечения.

Степень задержки можно установить для каждого антропометрического параметра (рост, масса тела, весо-ростовой индекс) в процентах от среднестатистических возрастных нормативов. При наличии сопутствующих заболеваний необходимо многократное определение антропометрических параметров в динамике. В случае с недоношенными детьми учитывается также степени недоношенности, поскольку до одного-двух лет при сопоставлении антропометрических данных необходимо проводить корректировку возраста.

Отставание можно характеризовать как легким, умеренным или тяжелым при массе тела равной 75–90, 60–74 и менее 60% от должного, росте — 90–95, 85–89 и менее 85% от должного, весо-ростовом индексе — 81–90, 70–80 и менее 70% от должного. Отставание в массе обычно опережает отставание в росте. При хроническом недоедании отмечается синхронная задержка роста и прибавки массы тела.

При отставании физического развития лабораторное обследование, как правило, является малоинформативным, в связи с этим рекомендуется ограничиваться наиболее основными анализами. К ним относятся общеклинические анализы крови, мочи, крови

Важно оценить костный возраст ребенка. Для этого производится рентгенография кистей с захватом л/запястных суставов

Анализируется наличие точек (ядер) окостенения. Костный возраст может соответствовать паспортному, отставать от него или опережать. Благодаря данному исследованию можно выявить семейную низкорослость, при которой костный возраст соответствует паспортному, предположить наличие эндокринных заболеваний или отклонений в питании, что позволяет определить спектр дальнейшего обследования.

Что происходит в 6 месяцев?

В это время произойдет очередной скачок роста и вашего малыша ожидают очередные перемены в его физическом и психологическом развитии.

Самое главное новшество этого периода — это осознание ребёнком понятия расстояния, дистанции между предметами, людьми.

Малыш начинает понимать, что мир — это огромное место, где есть много чего интересного. Ребенок открывает для себя, что достать всё, что захочется, просто так не получится и он не всё способен контролировать.

Для того, чтобы взять любимую игрушку, лежащую в другом конце комнаты, и поиграться с ней, ему нужно двигаться, прикладывая определенные усилия.

Вот почему именно в 6 месяцев дети начинают активно ползать. Подробнее в статье Когда ребенок начинает ползать>>>

Они становятся гораздо мобильнее, чем были до этого, координация движений улучшается в разы. Во время скачка роста в 6 месяцев ребенок учится преодолевать пространство и изучает взаимосвязи между всем, что его окружает.

На заметку! Кроме этого, малыш осознает, что его мама, также, как и любимая игрушка, может находиться на определенном расстоянии и дистанция между ними может превышать возможности его зрения и умения передвигаться.

Другими словами, ребенок понимает, что мама может уйти от него туда, где он не сможет её увидеть и догнать её и тоже не получится, потому что она умеет двигаться гораздо быстрее, чем он.

Осознание этого пугает ребенка, и он стремится быть с вами ежесекундно, не теряя из своего поля зрения. Это проявления сепарационной тревоги (подробнее читайте  в статье Кризис сепарации>>>).

Этот скачок роста у малыша начинается в районе 23–24 недели, а его апогей наступает на 26 неделе жизни ребенка.

Советы маме и папе

После рождения малыша законы в семье меняются. Все вертится вокруг младенца, мама и папа вынуждены подстраиваться под режим дня своего любимого чада. Уже через несколько недель жизни карапуза жизнь начинает течь своим чередом. Казалось бы, все счастливы и довольны. Но тут наступает скачок роста и все переворачивается вверх дном.

Первое, что должны понимать родители, это то, что тяжело в кризис не только им. Малыш также страдает и не может контролировать свои эмоции

Маме и папе важно сохранять спокойствие, всем своим видом внушать своему чаду, что все хорошо. Это придаст младенцу уверенности и поможет пережить тяжелое время

Источники

  • https://www.sleep-expert.ru/blog/tonkosti_sna_po_vozrastam/skachki_rosta_u_detey_do_goda_kalendar_po_nedelyam/
  • https://detpol6mag74.ru/stati-o-zdorove/skachki-rosta-u-grudnichkov-do-goda
  • https://womensec.ru/articles/kids/education/skachki-rosta-u-detey-do-goda-kalendar.html
  • https://kidbooms.ru/kalendar-vozrastnyh-krizisov-rebenka-po-nedelam-mesacam-i-godam-skacki-i-fazy-razvitia-v-detskom-vozraste/
  • https://mirgv.ru/son/skachki-rosta-u-detey-do-goda-kalendar-i-simptomy
  • https://zen.yandex.ru/media/programmamama/kapriznichaet-znachit-razvivaetsia-kalendar-skachkov-razvitiia-5f7d634a7a731030316e8d76
  • http://babyrebenok.ru/krizis-rebenka-do-goda-2-3-4-5-6-7-let-kalendar-krizisov
  • https://kidteam.ru/skachki-rosta-u-grudnichkov.html

Почему показатель роста — это важно?

У счастливой мамы новорожденного малыша обязательно спрашивают вес и рост нового человечка. С давних пор это считается первичными показателями его здоровья: крепкий малыш не доставит особых хлопот, а вот маленький грудничок, скорее всего, будет болезненным и слабеньким.

Сегодня к этому относятся проще, ведь нормы роста весьма размыты — для новорожденного малыша, при условии, что он появился на свет в срок, нормальным считается рост 48-58 см. Если же младенец появился на свет раньше, величина его тела может быть значительно меньше данной нормы. Также бывают, хоть и реже, более крупные дети.

Стабильная прибавка в росте у грудничка свидетельствует о том, что малыш физически гармонично развивается. Но даже сверившись с таблицами роста, становится очевидно, что в разный период времени младенец имеет различную прибавку в росте.

Соответствие нормам физического развития, конечно, успокаивает родителей. Но если малыш замедлился в росте или, напротив, обгоняет показатели, не стоит расстраиваться — каждый ребенок индивидуален, и если он в возрасте полугода на несколько сантиметров ниже нормы, это еще вовсе не означает, что он всю жизнь будет низкорослым.

Признаки скачка роста в 6 месяцев

Мир новых ощущений и возможностей пугает малыша. Для него это психологический стресс и ведёт он себя соответственно — больше капризничает и плачет.

По следующим признакам вы сможете определить, что настало время пятого скачка роста:

  • Ребенок становится раздражительным и постоянно недовольным;
  • Сбивается режим сна. Малыш может хуже засыпать днём или наоборот вечером. Продолжительность и характер сна меняются — он становится короче и беспокойнее;

Как выстроить правильный ритм снов и устранить проблемы сможете с помощью интернет-курса Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Меняется реакция ребенка на посторонних людей. Малыш нервничает, когда чужие для него люди пытаются с ним заговорить и не желает сидеть у них на коленях;
Ребенок стремится постоянно быть с вами и не отпускает вас от себя ни на одну минуту. Малыш успокаивается только тогда, когда вы берёте его на руки, играете с ним; подробнее в интернет-курсе Мама, не уходи!>>>
Нарушается аппетит. Ребенок хуже ведет себя под грудью, в какое-то время вообще может отказаться от прикладываний;
Сопротивление со стороны малыша, когда вы ему меняете подгузник или переодеваете. Как только вы начинаете это делать, он пинается, кричит и выражает всякое недовольство по поводу ваших действий;
Ребенок постоянно тянется за мягкой вещью

Неважно, что это будет — полотенце, игрушечный мишка или ваши тапки. Главное, чтобы предмет имел мягкую структуру.

Очень часто дети совмещают прижимание к себе такой вещи с сосанием пальцев, также могут теребить своё ухо. Мягкий предмет помогает малышу почувствовать себя в безопасности, которая так ему необходима на данном этапе времени.

Любой из этих признаков будет указывать на то, что в развитии вашего ребенка наступили изменения. Вы можете заметить только одно из них, а возможно вам придется столкнуться со всем сразу.

Поведение родителей при скачках роста ребенка

  1. Если ребенок постоянно хочет есть, дайте ему столько еды, сколько он просит. В такой период жизни не стоит бояться того, что малыш переест. Даже если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании и не наелся необходимым ему объемом пищи, можно развести еще одну порцию и со спокойной душой дать ребенку. Не следует беспокоиться, что молока в груди матери может не хватить, если ребенок находится на грудном вскармливании. Помните, что чем больше малыш сосет грудь, тем больше молока в ней появляется.
  2. Молодой кормящей маме следует употреблять достаточно большое количество жидкости. Оно также стимулирует выработку молока, которое, в свою очередь, обеспечивает ребенка всеми необходимыми ему питательными веществами.
  3. В тяжелый период скачка роста ребенка маме достаточно трудно будет обходиться без посторонней помощи. Лучше всего попросить кого-то из близких побыть с вами эти несколько дней и помочь управляться по хозяйству. Не стоит забывать и о себе. Мама должна хорошо отдыхать и не поддаваться влиянию стресса, поскольку у нее может уменьшиться, а то и вовсе прекратиться лактация.
  4. Даже если после окончания скачка роста, вернуть былой распорядок дня сразу не получилось, не стоит сильно расстраиваться. По прошествии нескольких дней, максимум недели, все станет на свои места.
  5. Если ребенок не отпускает вас от себя ни на шаг, сделайте все, чтобы малышу было комфортно. Вполне вероятно, что он боится оставаться в этот период времени в одиночестве.

https://youtube.com/watch?v=JoKSTyHh1F8

Как вести себя родителям?

В период скачков роста у детей до года материнская поддержка, забота и внимание важны для них, как никогда. Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это

Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди

Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди

Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди

Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди.

Берите ребенка всё время на руки. Крепко обнимайте его и целуйте. Это поможет малышу справиться с переменами.

Всё должно происходить в игре. Познать своё тело ребёнку помогут пальчиковые игры. Превратите умывание, приём пищи, чистку зубов в увлекательную историю, которая происходит с малышом здесь и сейчас.

Читайте полезную статью Как научить ребенка чистить зубы>>>

На прогулках постоянно разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте всё происходящее вокруг. Сейчас ваш малыш — это впитывающая губка. Всё, что вы заложите в него в это время, станет крепким фундаментом для его дальнейшего развития.

Несмотря на сбои во сне, старайтесь сильно не уклоняться от основного режима. Скачи роста требует колоссальных энергетических затрат, которые обязательно должны быть восполнены. Отдых — одно из лучших и главных средств для этого.

Как наладить сон ребёнка старше 6 месяцев, научиться укладывать малыша быстро, без слез, а также сократить количество ночных пробуждений и кормления, смотрите в интернет-курсе по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Запомните, за каждой трудной минутой, когда ваш ребенок постоянно капризничает и утомляет вас, стоит новое достижение и умение малыша.

Наберитесь терпения и проявите максимальную материнскую заботу и ласку.

После бессонной ночи вы будете обязательно вознаграждены и забудете про свою усталость, когда увидите, что ваш ребенок самостоятельно построил башенку из кубиков или сделал свой первый в жизни шаг.

Счастливого материнства!

  • Как научить ребенка переворачиваться?
  • Когда ребенок начинает агукать?
  • Когда ребенок начинает улыбаться?

От чего ещё происходит повторный подъем температуры у ребенка при ОРВИ

В последнее время появилось много упоминаний о суперинфекциях, которые все чаще циркулируют в стационарных отделениях медицинских учреждений, и могут вызывать опасные осложнения и затруднять излечение больного. Вторичная инфекция, или, как ее еще называют ко-инфекция, очень широкое понятие. Она может быть и вирусной, и бактериальной. Известно, что вирусная инфекция меняет сопротивляемость организма, в одних случаях вызывая избыточный иммунный ответ (негативный пример – цитокиновый шторм), в других – наоборот подавляет его, что делает возможным присоединение бактериальной инфекции. Смешанные инфекции довольно часто встречаются, так как большинство микроорганизмов уже «живут» в организме, например, в кишечнике, откуда могут попадать в другие органы и среды. В медицинской практике нередки случаи бессимптомных инфекций, таких как хронические бронхиты, фарингиты, синуситы.

10 месяцев — от разрушения к созданию

В районе 10 месяцев у вашего малыша наступит очередной скачок роста. Главное новшество этого периода — переход от разрушения к созиданию.

Вы заметите, что ребенок, который раньше всё разрушал и разбрасывал в разные стороны, чтобы не попалось ему под руку, вдруг начал складывать и собирать.

Теперь он открывает для себя во всём последовательность.

Читайте интересную статью С какого возраста ребенок начинает собирать пирамидку>>>

Малыш начинает осознавать, что для достижения желаемой цели нужно совершить ряд действий в определённом порядке.

Другими словами, ребенок понимает — чтобы выстроить из кубиков башню или построить пирамиду, нужно аккуратно поставить предмет один на другой.

И вы увидите, что теперь ваш малыш сознательно занят построением и складыванием, в то время как раньше у него получалось что-то собрать случайно.

Точной даты начала этого скачка роста назвать невозможно, так как все дети разные. У одних новый виток в развитии может начаться раньше, у других чуть позже.

Вам нужно быть готовой к изменениям с начала 40 недели жизни вашего ребенка, но учитывать, что приход нового этапа может затянуться и до 44 недели.

Примерная продолжительность скачка в 10 месяцев — 5 недель. Но и тут нет точных дат: освоение новых навыков может занять от 3 до 7 недель.