15 современных книг для подростков

Содержание

Как изменилась современная детская литература? Чем она отличается от той, что читали в советском детстве?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— В первую очередь, изменилась интонация авторов и темы, на которые они говорят с детьми. В России традиционно считалось, что детская литература — это сказки и назидательные истории, и во многом эти ожидания сохраняются до сих пор.

Такие книги часто называют «новой детской литературой» — с негативным оттенком. А между тем в мире всё это главная задача и призвание детской литературы вот уже несколько десятилетий.

Коренным образом детская литература поменялась после Второй мировой войны — в первую очередь благодаря Туве Янссон, Астрид Линдгрен и Роальду Далю. Из нее исчез назидательный тон и поучительные истории о том, что плохие детишки попадают в ад. Стали выходить книги, где ребенок — главное действующее лицо и все события читатель видит его глазами. Появилось понимание, что ребенок не маленький взрослый, но это не значит, что ему что-то недоступно и с ним нельзя говорить о серьезных вещах.

То, что мы уже несколько десятилетий видим в мировой детской литературе, — это разговор с детьми на равных, с уважительной интонацией. В России эту тенденцию начали переводные тексты, и сейчас русские авторы тоже этому учатся: не заигрывать с ребенком, не сюсюкать, не придумывать для него специальных ути-пути-словечек и сюси-пуси-персонажей. Чем дальше, тем больше становится детских книг на актуальные темы — от экологии до этнического разнообразия.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона» (Albus Corvus):

— Детская литература стала свободнее, и это «раскрепощение» ощущается всё больше с каждым годом. Раньше в ней было много героики и морализаторства, а проблемы, волнующие детей и подростков, замалчивались.

Развивается детский нон-фикшн: теория эволюции, генетика, медицина.

Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever:

— Если говорить о художественной литературе, дети продолжают любить приключения и волшебство, это неизменно. Но произошел большой тектонический сдвиг: впервые за всю историю литературы появилось такое количество персонажей-девочек. Гендерный баланс, размывание социальных ролей, принятие отличий других людей, индивидуальность — то, что раньше было на обочине, стало мейнстримом. Сейчас даже странно вспоминать, что двадцать лет назад Джоан Роулинг вынуждена была сократить свое имя на обложке до инициала, потому что авторов-женщин не воспринимали всерьез.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Однозначно прибавилось книг, затрагивающих сложные темы из реальной жизни: одиночество, развод родителей, болезни, потеря близкого. Даже книжки-картинки, ориентированные в основном на дошкольников, могут поднимать такие темы, просто они говорят о них понятным и вместе с тем очень метафоричным, образным языком.

В книгах для подростков часто поднимается тема школьной травли, они говорят о сложностях с принятием себя и налаживанием отношений с окружающими. Эти тексты более прямолинейны, чем книги для малышей, они называют вещи своими именами, но смысл остается неизменным: читая о переживаниях героя, понимаешь, что ты не один, видишь разные примеры взаимоотношений и жизненных ситуаций.

В целом можно сказать, что в детской книге появилось гораздо больше психологизма, больше внимания уделено переживаниям и чувствам.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Очень важно, что становится всё меньше табуированных тем. Современная детская литература обращена к современным детям и пишет о проблемах, которые их волнуют

О таких же детях, как они, чувствующих то же, что они.

Меняется и структура текста: в нем становится больше событий и душевных переживаний героев, самоанализа и психологического анализа происходящего. В современной литературе меньше длинных описаний. Раньше их часто использовали для того, чтобы читатель мог представить себе другие страны, пейзаж или устройство кораблей. Сейчас дети имеют возможность погуглить, у них обширная визуальная память. Им не так нужны длинные описания, важнее динамика книги.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Важное отличие современного читателя — объем его визуального опыта. Книге сегодня приходится конкурировать и с кино, и с реалити-шоу, и с непрерывным потоком постов в соцсетях

Как меняется визуальный облик детских книг?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— Полиграфическое исполнение книг очень изменилось. Открылись более широкие технические возможности, появилось много интересных современных художников, поэтому книги стали красочнее. Если в нашем детстве было больше черно-белых книг, цветная была редкостью, то сейчас больше цветных изданий

Покупатели теперь обращают внимание не только на авторов, но и на художников, работавших над книгой, у них есть любимые иллюстраторы

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Если раньше мы считали, что детская книжка должна быть богато иллюстрирована, то сейчас это совершенно не обязательно. Очень многие детские книги, если они для читателей старше 7–8 лет, выходят вообще без иллюстраций. Детская книжка не обязательно должна быть перегружена яркими цветами и интерактивными элементами: главное в ней все-таки текст и навык писателя.

12. «Три девушки в ярости», Изабель Пандазопулос

Возраст: 16 лет и старше.

Сюжет: История трех девушек, чье взросление пришлось на бурный 1968 год. Немка Магда, потерявшая память, совсем недавно перебралась из ГДР в ФРГ и теперь пытается собрать себя по кусочкам. Состоятельная парижанка Сюзанна имеет все, о чем может пожелать девушка среднего класса, кроме одного — смысла своего существования. Клеомена, пламенная коммунистка из Греции, теряет семью и вынуждена бежать от преследования во Францию.

Казалось бы, у этих трех героинь нет ничего общего, кроме ярости и конфликтов с собой и миром. Но эта книга вовсе не о зле и бессилии, а о том, что мир можно изменить к лучшему. Главное — не терять надежды.

Елена Савчук, семейный психолог

«Если родители хотят, чтобы дети полюбили чтение, начинать нужно с себя. Насильно мил не будешь. Искусственно привить любовь к чтению невозможно, если книги — не часть обычной жизни семьи.

Детям всегда интересно то, что интересно их родителям. Поэтому странно требовать, чтобы они много читали, если дома никто не читает, книги не обсуждаются, и дети видят родителей исключительно перед каким-нибудь голубым экраном».

Что сегодня происходит на рынке детской литературы? Спрос на детские книги растет или падает?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Сейчас о рынке детской литературы говорить бесполезно: мы находимся в общей катастрофе с потенциальной рецессией. Но до этого он год от года рос относительно рынка книг для взрослых. Это был один из немногих сегментов книжного рынка, экономические показатели которого не падали.

Несмотря на всю низкомаржинальность и сложность работы с новыми книгами, маленькие детские издательства за последние годы сумели так раскачать интерес к ним, что большие стали перекупать у них права на современные детские книжки, хотя раньше занимались только масслитом и советской классикой. Это говорит о том, что рынок все-таки рос и покупатель наконец заинтересовался детской литературой. А вот что будет дальше, совершенно непонятно.

Всё больше стало появляться новых русских авторов и художников.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Детская литература развивается очень активно. Книг, издательств, авторов становится больше. Уже почти нет незаполненных ниш в детской литературе, можно найти книгу практически на любую тему и возраст. Если 10 лет назад на слуху у читателей были в основном имена зарубежных современных авторов, сейчас публикуется всё больше русских писателей, они становятся популярными, даже культовыми. Культура детского книгоиздания повышается: если 15 лет назад наши издатели покупали права на книги за рубежом, то сейчас они сами всё чаще продают права в Европу.

Спрос на детские книги не падает, скорее, даже растет. Детские книги сложнее читать в электронном виде, в них важны иллюстрации, тактильность, интерактив. Мне кажется, потребность в бумажных книгах люди утратят еще очень нескоро.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Детские книги с каждым днем стоят всё дороже (бумага, стоимость печати и прав — всё это изначально в валюте), но в «Подписных» спрос на них не падает.

Рынок детской литературы растет, выходит и прекрасное, но и стыдного тоже очень много. Прекрасное обычно случается в маленьких независимых издательствах: «Самокат» или «Поляндрия», «Белая ворона», «Лес рук», «Розовый жираф», «Нигма». А стыдное — это когда издатели думают не о читателях, а только о прибыли, и выпускают книги, над которыми корректор как будто не работал вообще, с ужасающими картинками и написанными на коленке текстами.

А еще рынок очень сильно подмяли под себя «Лабиринт» и «Эксмо». «Лабиринт» действует хитро: «О, вы маленькое издательство? Вам, наверное, так непросто с дистрибуцией? Вы, может быть, хотите заниматься только изданием книг? Приходите к нам!» И маленькие издательства, конечно, идут, потому что это очень сложная, трудозатратная и зачастую неблагодарная работа — издавать то, что нравится, имея небольшие деньги и небольшой коллектив.

А потом эти книги выходят «эксклюзивно в „Лабиринте“»: это значит, что в обычный книжный магазин книга может попасть только через «Лабиринт». После двух наценок — онлайн- и офлайн-магазина — обычная книга, даже без картинок, может стоить под тысячу. И мы, конечно, не можем осуждать наших гостей, когда они приходят и говорят: «Ну что, какие хорошие новинки появились? О, на „Лабиринте“ закажу, спасибо!»

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Спрос на детские книги остается довольно высоким: отчасти потому, что детскую иллюстрированную книгу сложно представить в электронном виде

Ребенку нужно держать бумажную книгу в руках, это важно для совместного семейного чтения

Появляются новые детские издательства со своим характером и узнаваемым лицом, выходит много качественных, с душой отобранных и изданных книг. Будем надеяться, всё будет происходить так и дальше.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— В целом рынок детской литературы растет, многие «взрослые» издательства открывают детские направления, появляются новые независимые издательства. Выросло новое поколение молодых родителей, которые понимают ценность книги, смотрят на мир шире, много путешествуют и хотят, чтобы дети всесторонне развивались. Они и составляют целевую аудиторию, которая покупает современные детские книги.

3. «Чудо», Р. Дж. Паласио

Возраст: 13-14 лет.

Сюжет: Август — почти обычный пятиклассник, который любит играть в компьютерные игры, гулять со своей собакой и пересматривать «Звёздные войны». Свою сестру он тоже любит, хотя они, как и положено, постоянно ссорятся. И все-таки назвать его обычным нельзя.

Во-первых, из-за редкого заболевания Август перенес множество пластических операций и теперь он — мальчик-без-лица. А во-вторых, он никогда не ходил в обычную школу. Но мама больше не может заниматься с ним дома, и Августу предстоит впервые отправиться учиться в обыкновенный класс и встретиться с другими детьми.

«Чудо» — книга о доброте, юморе и принятии себя и других такими, какие они есть. И в ней нет ни грамма скучной нравоучительности — это роман, от которого невозможно оторваться.

И наконец: что читают современные дети? Какие авторы и книги популярны?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— У нас хорошо продаются «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, Носов, Чуковский, Барто, Прокофьева, Ларри, Бианки, Волков, Линдгрен, Вестли.

Стабильно продаются серии, которые мы делаем по школьной программе. На спрос влияют рекомендации, которые дают учителя в школах, списки рекомендованного чтения.

Из современных авторов нужно упомянуть серию «Нина» Муни Витчер, серию «Дори-фантазерка» Эбби Ханлон, книги Кейт Ди Камилло. Хорошо покупают книги Энид Блайтон, хотя это скорее тоже книги нашего детства.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Ребята читают по большому счету всё то же самое — и «Гарри Поттера» (да, новое поколение уже не знает старого перевода и радуется новому), Филипа Пулмана, «Поллианну», «Пеппи Длинныйчулок» и Джеральда Даррелла.

Из новых хитов: для малышей — Нурдквист и Дональдсон, стихи Маши Рупасовой и книжки про Медведика, для детей постарше — Мария Парр, Юлия Кузнецова, Виктория Ледерман, книги Жвалевского и Пастернак, «Космические приключения» Стивена и Люси Хокингов, Нина Дашевская и Ася Кравченко, Мари-Од Мюрай, Мария Грипе.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Читают достаточно много и классики (по неумолимой программе), и новинок рынка. Есть и среди современных писателей по-настоящему популярные. Из авторов, публикующихся в «КомпасГиде», это Кристель Дабо, Франсуа Плас, Гийом Прево, Малика Ферджух, Анна Зенькова, Ольга Громова, Тамара Михеева, Евгений Рудашевский, Юлия Кузнецова и Виктория Ледерман.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Среди наших книг неизменной популярностью пользуются прекрасно иллюстрированные книжки-картинки — например, нежная история о родительской любви «Что бы ни случилось» Деби Глиори или остросюжетные приключения мышат в книгах Торбена Кульманна «Армстронг» и «Линдберг».

Нас как издателей радует, когда большим успехом начинают пользоваться книги менее очевидного формата. Например, «Мама» Элен Дельфорж и Квентина Гребана — книга, состоящая из зарисовок о мамах разных эпох и континентов, с непохожими судьбами и переживаниями. В книге нет единого сюжета и динамичного повествования, это скорее поэтичный гимн материнской любви, но читатели так полюбили эту книгу, что мы уже несколько раз допечатывали новые тиражи.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— У нас популярны Андрей Усачев, Михаил Яснов, Свен Нурдквист, Ульф Старк, Анна Старобинец, Нина Дашевская, Энн Файн.

Книги для детей от 3 до 5 лет

Русская литература

  1. Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»
  2. Аким Яков Стихи для детей
  3. Благинина Е. Стихи для детей
  4. Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»
  5. Белозеров Т. Стихи
  6. Берестов В. Любые произведения для детей
  7. Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и другие
  8. Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).
  9. Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.
  10. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  11. Георгиев С. «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Пузявочки»
  12. Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка»
  13. Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ежикова З. «Крот и его друзья»
  14. Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»
  15. Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги
  16. Жуковский В. «Стихи для детей»
  17. Заходер Б. «Стихи для детей»
  18. Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке
  19. Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.
  20. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»
  21. Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»
  22. Кондратьев А. Стихи для детей
  23. Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик»
  24. Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»
  25. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»
  26. Левин В. «Глупая лошадь»
  27. Маршак С. «Детки в клетке»
  28. Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
  29. Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи
  30. Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов»
  31. Мошковская Э. Стихи для детей
  32. Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков»
  33. Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников), рассказы.
  34. Олейников Н. «Я послал на базар чудаков» и др.
  35. Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»
  36. Петрушевская Л. Детские пьесы, Сказки.
  37. Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
  38. Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Приключения желтого чемоданчика», «Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым», «Машины сказки»
  39. Пушкин А.С. Сказки
  40. Румянцева «Про маленького поросенка Плюха»
  41. Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист»
  42. Сапгир Г. Стихи для детей
  43. Сладков Н. «Сказки леса»
  44. Собакин Т. Стихи и сказки
  45. Степанов В.А. стихи (на выбор)
  46. Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки
  47. Токмакова И. Стихи для детей
  48. Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»
  49. Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей
  50. Фадеева М. Смирнов А. «Приключения Петрушки»
  51. Цыферов Г. Сказки

Зарубежная литература

  1. Асбьернсен «Норвежские сказки»
  2. Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»
  3. Джани Родари “Чипполино”
  4. Конопницка М. «Сиротка Марыся и гномы»
  5. Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка»
  6. Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка»
  7. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  8. Несбит Э. «Билли-король», «Беллинда и Белламант»
  9. Перро Ш. Сказки
  10. Пино К. Сказки
  11. Поттер Б. «Сказки кошки Табиты»
  12. Хогарт Энн «Мафин и его друзья»
  13. Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

Современные и интересные книги для подростков девочек

Классовая неоднородность, а также особенности и различия в характере детей, заставляют подростков сбиваться в группы. Это необходимо, чтобы найти себе друзей по интересам. Однако нередко среди подростков процветает боулинг, некоторые из детей остаются за бортом, становятся изгоями. С ними никто не общается. Чтобы лучше справиться с проблемами, решить конфликты, можно воспользоваться современными книгами об общении, навыках нахождения общего языка со сверстниками.

Современные и интересные книги для подростков девочек:

  • «Дом, в котором…», Мариам Петросян. Это довольно тяжелое издание, в котором рассказывается о жизни в интернате русских подростков. У них все точно так же, как и у стандартных детей в полной семье, которые учатся в средней школе. В издании рассказывается о буллинге, конфликтах, а также способах их разрешить. Такая книга будет интересна детям, начиная с 12 лет. При помощи этой книги удастся наладить отношения с одноклассниками, завести больше друзей. 
  • «Чудо», Джордж Паласио. Книга будет интересна детям от 14 лет. Главный герой книги — пятиклассник Август, который любит компьютерные игры, а также Звездные войны. У него есть один одна большая особенность, из-за которой он перенес большое количество пластических операций на лице. В книге рассказывается о настоящей дружбе, способах принятия себя, а также особенностях жизни с тяжелым недугом. Именно эта книга позволит избавиться подросткам от комплексов, которые часто возникают на ровном месте.
  • «Янка», Тамара Михеева. В основе романа героиня, родители которой не живут вместе. Из-за развода, главная героиня вместе с мамой переезжает в курортный город. Теперь девочке, которой 15 лет, необходимо найти себе новых друзей, смириться с предательством отца, а также разобраться в себе. В основе романа психологические переживания девочки, которые не чужды всем подросткам. При помощи романа можно научиться налаживать отношения с людьми, находить с ними общий язык.
  • «Первокурсница», Виктория Ледерман. В основе романа история любви героини Саши. Это отличный пример современного издания для подростков. В основе книги попытки девушки заслужить признание любимого человека. При помощи книги можно получить ценные советы, как выходить из конфликтных ситуаций. 

Для подростков

Книги, которые помогут подростку добиться успеха

В современной молодёжной культуре бытует мнение, что успех, слава и деньги приходят мгновенно. Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. Вот список трёх подростковых книг, которые рассказывают, что на пути к мечте могут быть и трудности — но их можно преодолеть. 

«Правило 69 для толстой чайки», Дарья Варденбург

Главный герой книги — современный тринадцатилетний подросток Якоб Беккер, мечтающий совершить кругосветное путешествие на яхте. Он записывается в секцию и начинает упорно заниматься. Первое время нет никакой практики — только правила. Впереди маячит чемпионат, а у Якоба заикание, стеснительность и проблемы в семье. Эта книга расскажет подросткам о том, как несмотря ни на что добиться своей мечты и справиться с трудностями.

«Первая работа», Юлия Кузнецова

Героиня книги подросток Маша мечтает уехать на стажировку в Барселону. Но родители считают, что это слишком дорого. Зато предлагают девушке другой вариант — поработать репетитором по испанскому для шестилетней избалованной Даши. Пока Маша занимается с девочкой, она открывает для себя много нового, тренирует свой язык, а главное — идёт к своей мечте. 

«Пик», Роланд Смит

Вдохновляющая история о четырнадцатилетнем подростке Пике, который обожает высоту. Однажды отец предлагает ему подняться на Эверест, стать самым молодым покорителем этой могущественной вершины. В пути мальчик столкнётся с разными трудностями: болезнью, страшной непогодой, сильным страхом, усталостью и другими. Но это всё закалит его и поможет разобраться в себе. 

1. «Когда мы встретимся», Ребекка Стед

Возраст: 12-13 лет.

Сюжет: 12-летняя Миранда не то, чтобы очень счастлива: она стесняется своей мамы, которая наряжается так, будто она мирандина ровесница, никак не может подружиться с одноклассниками, которые в последнее время изменились, и теряет старого друга.

Словом, проблем хватает и так. К тому же Миранда вдруг начинает получать таинственные записки, которые предсказывают будущее. Автор этих посланий говорит, что именно Миранда должна сделать, чтобы приблизить конкретные события или избежать их. Тут вам и мелодрама, и фантастика, и неповторимая атмосфера Нью-Йорка.

С 2009 года роман Ребекки Стед держится в списках детских бестселлеров в США, а через год после выхода в свет он получил престижную литературную премию Ньюбери.

Литература для формирования нравственного самосознания

(старшие дошкольники, 6-7 лет)

Человеколюбие – человеконенавистничество

  1. Катаев В. «Цветик-семицветик».
  2. Зеленая Р., Иванов С. «Рассказ взрослого человека».
  3. Осеева В. «Отомстила».
  4. Житков Б. Борода. «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение».
  5. Куприн А. «Слон».
  6. Пермяк Е. «Надежный человек».
  7. Баруздин С. «Морской кортик».

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)

  1. Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей».
  2. Неверов А. «Жучка», «Коллектив».
  3. Баруздин С. «Морской котик».
  4. Русская народная сказка «Зимовье».
  5. Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость

  1. Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно».
  2. Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».
  3. Осеева В. «Три товарища».
  4. Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

Вежливость (тактичность) – грубость

  1. Осеева В. «Волшебное слово».
  2. Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке», «Ха-ха-ха! Взрослые», «Осторожнее, локти!», «Кастрюля».
  3. Русская народная сказка «Привередница».
  4. Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу».

Справедливость – несправедливость

  1. Осеева В. «Печенье».
  2. Погорельский А. «Черная курица или подземные жители».
  3. Аксаков С. «Аленький цветочек».
  4. Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность

  1. Корейская сказка «Братья».
  2. Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка».
  3. Итальянская сказка «Как осел петь перестал».
  4. Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
  5. Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль».
  6. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Прямодушие (открытость) – хитрость

  1. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
  2. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
  3. Перо Ш. «Красная Шапочка».
  4. Баруздин С. «Лиса».

Смелость – трусость

  1. Ушинский К. «Орел и кошка».
  2. Толстой Л. «Котенок».
  3. Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».
  4. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие

  1. Пришвин М. «Глоток молока».
  2. Гюго В. «Отверженные» (глава «Козетта»).
  3. Сутеев В. «Под грибом».
  4. Чарушин Е. «Про зайчат».
  5. Зеленая Р., Иванов С. «Ворона».
  6. Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»
  7. Неверов А. Жучки. Короленко В. «Дети подземелья» (глава «Кукла»)

Смирение – строптивость

  1. Русская народная сказка «Морозко».
  2. Перо Ш. «Золушка».
  3. Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  4. Яниковская Е. «Я хожу в детский сад»
  5. Зеленая Р., Иванов С. «Ну и пускай».

Добро – зло

  1. Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому».
  2. Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо».
  3. Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?»
  4. Неверов А. «Детский дом». «Коллектив».
  5. Удмурская народная сказка «Охотник и змея».
  6. Барто А. «Жарко».
  7. Емельянов Б. «Мамино горе».

6. «Книжный вор», Маркус Зусак

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Германия накануне Второй Мировой была неуютным местом. Особенно для Лизель, которая потеряла семью и оказалась на попечении приемных родителей — людей ответственных, но не очень-то душевных, как ей показалось поначалу.

Лизель пытается наладить отношения с ними и с новыми одноклассниками, которые затевают травлю новенькой. Тем временем, вокруг пылают костры из книг и марширует «Гитлерюгенд». Лизель приходится решать, на чьей она стороне и кому можно доверять.

По этому роману в 2013 году сняли отличный фильм — «Воровка книг» (но книга, как водится, даже лучше).

8. «Мисс Черити», Мюрай Мари-Од

Возраст: 14-15 лет.

Сюжет: Юная Черити Тиддлер совсем не вписывается в свое окружение. На дворе — конец XIX века, за окном — Лондон, а значит, мисс Черити, как любая приличная викторианская барышня, должна примерять платья, мечтать о замужестве и учиться вышивать гладью. Но Черити больше интересует огромный мир, полный приключений и загадок.

Прототип Черити — совершенно реальная писательница и художница Беатрис Поттер, которая отказалась от роли украшения гостиной, чтобы стать личностью и прожить свою собственную судьбу.

Мюрай Мари-Од написала более 90 книг для детей и подростков, а в 2017 году она получила медаль Почетного легиона за вклад в литературу Франции. И очень здорово, что в последние годы многие книги Мари-Од начали переводить на русский. Начните с «Мисс Черити» — это одна из самых добрых и милых книг писательницы.

Елена Савчук, семейный психолог

«Если дети не хотят читать, обратите внимание на то, как им преподносится это занятие: как удовольствие или как обязанность.
Любви будет больше, если чтение будет сопряжено с приятными переживаниями. Например, с совместным качественным времяпрепровождением с родителями, когда вы вместе читаете, обсуждаете книги за чашкой чая или идете смотреть фильм или спектакль, поставленный по только что прочитанной книге.
Все насильственные действия, вроде „пока 10 страниц не прочитаешь, гулять не пойдёшь“ — к любви не ведут».