Старший ребенок: главная обида детства

Как со всем этим бороться? Естественные реакции взрослых

  • раздражение;
  • возмущение;
  • жажда наказать, накричать, лишить обидчика ожидаемой радости;
  • еще больше приласкать младшего в противовес старшему и т. п.

— в корне неправильны! Почитайте Ю.Б. Гиппенрейтер «Уроки общения с ребенком». Главным, по мнению автора, являются любовь к «непослушному» и «отбившемуся от рук», уважение к нему, жалость, забота и безграничная ласка.

В итоге проблема «недружности» детей и «обижания» младшего старшим (кстати, знаете, бывает и наоборот: когда младший забалован и залюблен донельзя, а старшего без конца третируют и нагружают домашней «трудотерапией», малыш может начать себя вести, словно маленький государь со своими подданными. Ябедничанье, лицемерие, жалобы — все это нужно пресекать) сводится к проблеме неправильного деления мамой своего времни и внимания между обоими детьми в семье.

Мамы, не ругайтесь на «выросшего» и «должного быть ответственным» старшего!

Приголубьте его, говорите ему почаще, как любите его, какой он особенный, как важен для вас. Выделяйте побольше времени, чтобы побыть вместе, вдвоем (отправьте на прогулку с малышом папу, бабушку): побеседуйте, почитайте, прогуляйтесь перед сном, сходите в кино, в музей и т. п. Не увеличивайте «пропасти» между детишками в вашей семье, наоборот — старайтесь сдружить их, связать общими интересами, взаимной любовью и уважением.

Выплеснуть энергию

Иногда форму физической агрессии принимает накопившаяся  энергия, причем речь не обязательно идет о гиперактивном ребенке (хотя вспоминают, в первую очередь, именно о них). Дошкольник, которому много время приходится уделять умственному развитию, пытается найти способы физической разрядки. Одно из них – желание побороться, потолкаться, попинаться, причем малыш вовсе не хочет причинить вам страдания, это побочный эффект.

Конечно, причины детской агрессии могут лежать и совсем в иной плоскости

Главное, что нужно запомнить родителю: изменить поведение малыша можно вниманием к его переживаниям и эмоциям и четко обозначенными границами дозволенного

2.02.2017

  
  о детях от 4 до 7 лет, о детях от 1 до 3 лет  Другие статьи автора

Можно ли предотвратить регресс

Совсем отменить регресс вряд ли получится, но можно подготовить ребенка и подготовиться самим к тем переменам, которые ожидают семью с рождением малыша. В зависимости от возраста старшего мы можем рассказывать ему терапевтические сказки о том, как у любимого мультяшного героя появился младший братик. Можем проигрывать этот сюжет с любимой игрушкой.

Можем показывать картинки и фотографии младенцев, объяснять, что первое время малыш будет много спать и часто плакать, мама будет кормить его молоком и носить на руках. Зато потом он научится переворачиваться, ползать, ходить. Будет смешно агукать и разбрасывать игрушки, облизывать все вокруг. Скоро с ним уже можно будет ползать наперегонки и играть в мяч. Очень помогают также фотографии или видео из младенческого возраста старшего ребенка – с и помощью мама может рассказывать ему истории о том, как он сам был малышом.

Если вы собираетесь рожать в роддоме, то стоит подготовить ребенка к разлуке с мамой – подумать, кто останется с малышом, как этот человек будет укладывать и успокаивать его, чем они будут заниматься. (Некоторые женщины выбирают домашние роды отчасти потому, что не хотят надолго разлучаться со старшим ребенком.)

Хорошо, если такой опыт уже имеется, и важно, чтобы он был приятным

Можно акцентировать внимание на том, что ребенок уже большой, поэтому может пойти с папой в игровую, в кино, на аттракционы или в зоопарк, зайти в кафе. Лучше рассматривать возможность переночевать у бабушки (или с бабушкой без мамы) как особую привилегию и постараться создать немного праздничную и сказочную атмосферу, ввести особые ритуалы, например, какао перед сном или игры с домом из стульев и одеяла

Бабушки и дедушки во время разлуки часто стараются лишний раз не напоминать о матери, чтобы не расстраивать внука. Но как бы весело с ними не было, ребенок прекрасно понимает, что мамы нет рядом, и может подумать, что про него забыли. Звук материнского голоса, фотография или видео могут действительно расстроить малыша. Но можно подготовить записочки и открыточки для ребенка, какие-то небольшие игрушки или угощение – знак того, что любимая мамочка не пропала, она помнит и любит его. Бабушка может говорить, например, что мама прислала посылочку, если малыш спрашивает про нее.

После возвращения из роддома многие родители дарят подарок старшему ребенку – «от братика». Всех гостей, которые приезжают посмотреть на младенца, лучше всего тоже предупредить, чтобы принесли подарки и для вашего первенца, ведь ему сейчас они гораздо нужнее.

3) Физическое насилие по отношению к ребенку.

Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам

Если ребенка наказывают физически (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным

Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.

Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.

Что делать если брат обижает сестру?

Итак, давайте на мгновение вернемся в прошлое, а именно в 2012 год. Летом этого года все началось, я даже помню, как первый раз Антон ударил Лизу за то, что она просто прошла мимо его замка из конструктора ЛЕГО, и чуть не сломала его.

В то время я еще не понимал, как нужно на все это реагировать, и бывали случаи, что я действовал неправильно, о чем сильно жалею.
Сейчас же я знаю, как нужно решать данную проблему, и чтоб вы не наломали дров, как когда-то я читайте дальше эту статью!

Что нужно вам понять в первую очередь?

У вашего старшего ребенка огромная ревность к маленькой девочке, потому что она находится с мамой целый день, а мальчик 3 лет находится в садике, и в его понимании: Мама все время находится с другим ребенком!

И вот на одном из своих семинаров детский семейный психолог Екатерина Буслова приводила очень классный пример на эту тему.
Пример Екатерины (цитата):

«В книге «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно?» приводится очень хороший пример того как ребенок себя чувствует, когда в семье появляется еще один ребенок. Изумительно описано на примере 2-х жен. В один прекрасный день муж говорит своей жене: «Я так тебя люблю, что решил завести себе еще одну жену, и скоро она появиться в нашей семье» И вот появляется новая жена, и муж играет с ней, и заигрывает, и валяются они вместе в постели, и смеются. Вот представьте, что испытывает первая жена??? Когда часть ее вещей отдается второй жене, когда в ее сторону все время: «Ой, ты какая лапочка, ой ты миленькая!» А первой жене муж говорит: «Ну ты же уже старшая, а эта жена по моложе, по симпатичнее и т. д.»»

Как вам пример, а? )))

Просто важно понять, что старший ребенок испытывает сильное чувство ревности к маленькой девочке и он по-прежнему у вас маленький!

Когда у нас появляется ребенок, действительно кажется, что он старший, что он взрослый, но, если вы отвлечетесь от девочки 1,5 лет и не будете сравнивать их, а просто посмотрите на ребенка 3 – 3,5 лет, он ведь тоже очень маленький, он тоже не владеет своими чувствами и эмоциями.

Ему тоже нужно очень много тепла, очень много внимания и заботы. И когда он обижает младшую, отбирает у нее игрушки, бьет ее и говорит, что не любит ее, то он вам говорит открыто, что я не люблю этого ребенка, потому что она вытеснила из моей жизни маму! Потому что меня отдали в садик, потому что мама не проводит со мной время, потому что мама чаще берет на руки ее и играет с ней!

Что же нужно делать?

Старайтесь находить время для своего старшего ребенка, когда младшего нет. На выходных старайтесь, чтоб вас хотя бы на полчаса оставили вдвоем. Нужно чтоб с младшей кто-то посидел, пошел погулял (папа, бабушка, подруги). Также можете оставить младшую, а сами со старшим ребенком идите гулять

Старший ребенок должен почувствовать вашу любовь, ваше внимание, вашу поддержку.
Как можно чаще берите его на руки

Говорите ему:

«Как я тебя сильно люблю!»

Наверняка вы сердитесь на него, потому что он обижает малявку. Ребенку итак плохо, ему обидно у него такая ревность, и он не знает, как справиться с ней, а вы за это еще больше злитесь на него.

Запомните! Чем больше вы его будете ругать, тем хуже будет его поведение!

Когда ребенок злиться на младшую, вам нужно сказать ему:

«Я вижу, что ты сердишься на нее, я понимаю, что тебе кажется, что я с ней провожу очень много времени, что ты скучаешь по мне. Я понимаю ты сердишься на нее, что она маленькая и тебе хочется тоже быть маленьким. Иди ко мне на ручки».

Старайтесь очень много давать ему физической ласки, целуйте его. Если он бьет ее, предложите побить подушку, скажите ему:

«Давай вместе побьем ее, пусть подушка будет (имя младшего ребенка)!»

Ему просто нужно помочь с этим чувством жить. Давайте ему очень много тепла, как можно больше проводите с ним время особенно, когда забираете его из детского сада.

Некоторые дети напрямую говорят:

«Я ее не люблю!»

А в ответ от родителей можно услышать, что-то вроде:

«Ты должен ее любить, она же твоя сестра!»

А с чего они это взяли? Почему он должен ее любить? Она ведь украла у него маму!

Поэтому, когда он придет из садика, всегда говорите ему:

«Я так по тебе соскучилась! Наконец-то ты пришел! Иди ко мне на ручки!»

Ну вот в принципе и все, надеюсь я ответил на ваш вопрос. Подписывайтесь на обновления сайта, всем пока, пока.

Как помочь старшему принять младшего — 11 советов от эксперта

  1. Выясните причины беспокойства. Задавайте открытые вопросы, озвучивайте эмоции. Дайте право на ревность, но попытайтесь проговорить, чего именно боится ваш уже старший малыш.

  2. Разрешите ребенку испытывать негативные эмоции: «Ты злишься, потому что он забрал твою игрушку.» Но не давайте разрешения на насилие: «Мы не причиняем друг другу боль».

  3. Не навязывайте старшему новые роли и новые обязанности. Перекладывать ответственность за малыша на старшего и преподносить это под лозунгом «Ты уже большой» нельзя. Вы можете попросить о помощи, но уважайте право на отказ и не забывайте поблагодарить, если он помог. Если разница в возрасте небольшая, то предложите посильные обязанности: кормить с ложечки, мазать кремом, выбирать малышу одежду.

  4. Контролируйте претензии к старшему: все эти «не кричи, не мешай, не трогай» вызывают еще больше негатива. Тем более, что на другие слова чаще всего у мамы времени нет.

  5. Обязательно находите время побыть с каждым ребенком по отдельности. Пока малыш лежит в коляске, с ним может погулять папа, бабушка или няня. Проведите это время со старшим вдвоем. Так вы не только успокоите его тревожность в отношении вашей любви к нему, но и сможете узнать больше о его чувствах.

  6. Увеличьте тактильный контакт, если старшему это необходимо. Здорово, если вы будете делать это не в момент острого кризиса, а заранее.

  7. Самые важные реакции — в первые дни, когда младенец появляется дома. Ребенок пытается понять, любите ли вы его как прежде, и проверяет это всеми доступными ему способами. Если у вас были какие-то семейные ритуалы, постарайтесь их сохранить. Можно читать старшему, пока кормите малыша. Можно поставить ванночку в ванную и купать их вместе.

  8. Не навязывайте любовь: все эти «ты должен любить брата» не работают. Лучше, когда малыш улыбнется ему или протянет ручки скажите: «Смотри, как он тебя любит».

  9. Исключайте упоминание о малыше в негативном контексте: «Мы не можем пойти в поход, потому что у нас теперь маленький ребенок», «Ты не можешь приглашать друзей домой, потому что они напугают сестричку». Лучше возьмите эту ответственность на себя: «Я сейчас устала. Давай придумаем что-нибудь другое».

  10. Не сравнивайте детей, даже в позитивном ключе в адрес старшего. Одобрительное сравнение тоже усиливает конкуренцию.  Вместо «ты аккуратнее сестры» лучше сказать «я ценю, что ты помогла мне и убрала за собой со стола».

  11. Обязательно обращайтесь к специалисту, если чувствуете, что не справляетесь сами, или наблюдаете у старшего психосоматические реакции, навязчивые движения. Вам поможет детский психолог, врач-психиатр или семейный психотерапевт.

Физические наказания

Ребенок будет проявлять агрессию, если его бьют или обижают. Ни при каких обстоятельствах родители не должны применять физическое наказание по отношению к ребенку. Но не только поведение родителей может стать причиной того, что малыш бьет близких людей. Кроху может ударить мальчик на детской площадке, но ваш малыш не даст обидчику сдачи. Сын или дочь ударят маму, и вот тут нужно задуматься, почему ребенок это сделал.

Возможно, ребенок стал объектом издевательств и агрессии со стороны других детей. Если это действительно так, обсудите с малышом, что он почувствовал, когда обидчик его ударил. Скажите: «Вот и мне больно и обидно, когда ты меня бьешь». Затем подумайте вместе, как себя вести при возникновении конфликта.

Непослушание – это один из видов протестов

Родителям нужно помнить, что даже безобидный шлепок за провинность ребенок запомнит и ответит вам когда-нибудь тем же.

Чем и вызывается неконтролируемая, часто даже — подсознательная ревность старшего ребенка к младшему.

Первые признаки неудовлетворенности бывшего «единственного королевича» или «любимейшей принцессы»: непослушание, капризы, завышенные требования к родителям, истерики.

Бывает «шаг назад» в развитии: вдруг дошкольник начинает снова писать в шатны и в кровать, перестает выговаривать звуки, откуда-то появляются отжившие страхи, заикание, тики и т. п. Внимательная мама сразу же должна среагировать, удвоить проявления нежности по отношению к ребенку, который считает себя заброшенным, отвергнутым и нелюбимым.

Если мать чересчур увлечена новорожденным, всеми пеленками, гуляниями и прикормами, не обращая внимания на «призывы», то — этап № 2 — старший ребенок начинает обижать младшего.

Понемножку, остерегаясь наказания, реакции взрослых, пробуя «границы дозволенного». Отбирает, передвигает-прячет необходимые вещи, съедает то, что приготовлено для крохи, ломает игрушки, что-то портит, рвет — не воздействуя физически на малыша.

Когда цель (мамино внимание) не достигнута, переходим к следующему этапу: степень агрессии все возрастает. Теперь уже старший ребенок бьет младшего

Может, исподтишка щиплет его, толкает, шлепает или дергает за волосы (здесь палитра разнообразна и зависит от множества факторов: от пола и возраста обоих детей в семье до общей атмосферы в доме, благожелательности, отсутствия-наличия скандалов между родителями, стиля и методов воспитания, применяемых к малышам, количества запретов, поощрений, наказаний и т. д.)

Дети среднего школьного возраста более изощренны и избирательны в «мучении» и унижении младших детей, «отобравших», как им кажется, родительскую любовь, полагающуюся им по праву. Они не бьют, но придумывают обидные прозвища, провоцируют доверчивых малышей на споры, скандалы и всякие нехорошие поступки. Сподвигнутый старшим кроха оказывается без вины виноватым и отвечает по всей строгости «маминого закона».

Родители бьют детей: причины и последствия

Когда поднимается тема физического насилия дома, сознание рисует картину отношений внутри маргинальной семьи.

Там все понятно: один или оба родителя злоупотребляют спиртным, в пьяном угаре под горячую руку попадают дети.

Но не всегда происходит так: ребенка бьют и внешне благополучные родители, которые осознают, что так делать нельзя. Но и остановиться не могут.

Причины, по которым отец или мать поднимают руку на детей, последствия:

  1. Повторение сценария. Теперь уже взрослого человека в детстве тоже били. Он вырос и следует усвоенной программе. Получается замкнутый круг. В будущем его ребенок рискует пойти по одному из двух путей: станет агрессивным по отношению к близким людям (мальчик) или привыкнет воспринимать побои как норму и даже проявление любви (девочка).

    Насколько опасна эта схема, можно узнать из ежедневных новостей, где распущенный мужчина покалечил или убил всепрощающую женщину. Скорее всего, они росли в семьях, где насилие было нормой.

  2. Ребенок подвергся опасности: ушел гулять без спроса и долго не появлялся, например. Испуганный родитель сгоряча может шлепнуть забывчивое чадо. Случай неприятный, но не трагичный.
  3. Сын или дочь не оправдали возложенных надежд. Иногда взрослый сам не может признать, что зол на ребенка, потому что тот не обладает яркими талантами, средне учится, непривлекателен внешне.

    Маленький человек чувствует такое отношение. Вырастая, он остается закрытым, закомплексованным, возможны проявления аутоагрессии (самоповреждения, суицид). Люди, которые стесняются даже к продавцу обратиться, воспитывались именно так.

  4. Родитель эмоционально нестабилен, находится на двух полюсах отношения к ребенку: любовь или ненависть. Проявления обоих чувств яркие, всплески раздражения почти всегда заканчиваются рукоприкладством. Такое поведение характерно для выходцев из детских домов или даже психопатов. В последнем случае необходимо вмешательство со стороны, вплоть до отстранения от родительских прав.

    Из таких семей выходят глубоко травмированные люди, ненавидящие своего отца или мать.

  5. Взрослый человек расстроен, переутомлен, переживает стресс. Плохое настроение отражается на детях, иногда доходит до шлепков и подзатыльников. Ситуация может решиться безболезненно, когда родитель понимает, что ведет себя неправильно, просит прощения у ребенка, налаживает с ним отношения. Если взрослый перекладывает ответственность на сына или дочь, то у последних часто развивается хроническое чувство вины за все на свете. В будущем человек, выросший в таких условиях, становится мишенью для разного рода манипуляторов.

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода

И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

29.03.2019
 
Подготовила Надежда Лукашова
  
  о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители  Другие статьи автора

1) Выражение эмоций.

Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.

Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.

Причины ссор между детьми

Чаще всего ссоры происходят между двумя детьми. Когда в семье три или более детей, то ссор, как ни странно, становится меньше

Там, где два ребёнка, обычно имеет место конкуренция — за игрушки, внимание родителей, место. Если детей больше, чем двое, конкуренция уменьшается

Присмотритесь к детям и попробуйте понять, почему они ссорятся. Что не поделили? Часто бывает, что младший отбирает игрушки у старшего ребёнка, как только старший начинает играть. Старший же, защищая своё личное пространство, использует силовые методы.

Если такая ситуация часто встречается в вашей семье, обратите внимание на то, как вы на неё реагируете. Часто родители начинают ругать старшего ребёнка, говоря:. — Дай маленькому, не будь жадным, как тебе не стыдно

— Дай маленькому, не будь жадным, как тебе не стыдно.

В этом случае старший ребёнок оказывается полностью бесправным, незащищённым ни от родительского гнева, ни от посяганий малыша. Что ему остаётся делать? Как защитить себя? Только силовыми методами старший ребёнок может избежать ситуации, когда у него отбирают игрушки.

Получается, что в этом случае в защите нуждается не младший, а, наоборот, старший. Покажите старшему, что вы одинаково готовы защищать и его, и младшего брата или сестру. В моменты, когда младший вырывает у старшего из рук игрушку, спокойно скажите, что не разрешаете отбирать игрушки, что нужно подождать, попросить, а не выхватывать.

Как научить детей жить дружно и разрешать конфликты без вмешательства родителей — в мини-курсе

Бывает, родителям кажется, что старшие дети не любят младших и поэтому обижают их. Конечно, ревность старшего ребёнка может приводить к агрессивному поведению.

Но здесь важно обращать внимание на возраст детей. Если старшему 2–3 года и он грубо хватает малыша за ручку или толкает его, то это далеко не всегда агрессия. В этом возрасте дети не умеют рассчитывать свои силы, не могут еще даже толком понять, что другому больно

То есть, старший ребенок относится к малышу скорее как к игрушке, не задумываясь о том, что причиняет ему боль

В этом возрасте дети не умеют рассчитывать свои силы, не могут еще даже толком понять, что другому больно. То есть, старший ребенок относится к малышу скорее как к игрушке, не задумываясь о том, что причиняет ему боль.

Если старший ребенок – младший школьник или подросток и он может дать младшему щелбан, толкнуть его, то присмотритесь к детям и в других ситуациях. Так, если старший при это заботится о младшем (например, возьмёт его за руку, когда дети переходят дорогу, поможет что-то сделать), то в целом можно говорить о том, что отношения детей адекватные. Если же старший именно бьёт младшего, старается причинить ему боль, то это повод обратиться к психологу.

Как научить детей играть вместе. Нельзя научиться чему-то просто так. Мы учим детей читать и писать, есть и одеваться — точно так же нужно учить детей играть. Играйте вместе с вашими детьми, придумывайте такие игры, которые будут интересны обоим детям

Важно, чтобы у детей был положительный опыт взаимодействия друг с другом. И этот опыт им можете обеспечить вы, родители

Через некоторое время дети научатся играть сами, без взрослых.

«Не хватает терпения»

Этот призыв больше подходит уже тем мамам и папам, которые действительно обладают серьезным уровнем терпения и перепробовали многое в попытке обуздать поведение своего чада. Для них акт наказания — это проявление отчаяния, которое не находит другого выхода. Иногда такие родители бить ребенка толком не умеют — у них это выходит каким-то смазанным и неэффективным.

В этом случае оптимально обращение к психологу, психиатру, невропатологу, которые могли бы в индивидуальном порядке дать консультацию, объяснить поведение дитя, рассказать на примерах, как лучше добиваться от него желаемого.

В некоторых случаях не исключено, что затягивать с обращением к врачу не стоит. Так бывает, что родители могут видеть, что с ребенком серьезные проблемы, решить которые они не в силах и не знают как. Но вместе с тем стыд и вина мешают обратиться им к специалисту. Самостоятельно они готовы перепробовать тысячи средств, вычитывая их в различных умных книгах и интернете, но результата они не дают. Тогда бессилие, страх перед разоблачением могут превратиться в агрессию по отношению к ребенку. Избиваемый, но непонятый он продолжает оставаться со своими проблемами один на один до тех пор, пока что-то не подтолкнет его родителя к привлечению опытных людей со стороны.

Кроме того, терпение лучше всего оттачивается в тех случаях, когда родители способны делиться своими проблемами и обмениваться опытом. Различные родительские курсы станут площадкой для этого. Часто причинами гнева и агрессии в отношении дитя могут быть незначительные поводы, которые можно обсудить в кругу таких же несчастных и обеспокоенных мам и пап. Как правило, если делиться ситуациями, то успокоить свою душу и нервы бывает гораздо легче.