Содержание
- Что такое падежи и для чего они нужны
- Краткая характеристика падежей
- Падежи множественного числа
- Падежи русского языка существительных
- Изафет
- Имена собственные и нарицательные
- Превратительный
- Презентация к уроку
- Звательный
- Особенности восприятия детей начальной школы
- Как быстро и без усилий выучить падежи
- 15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- В каком классе изучают морфологический разбор слова
- Падежи в русском языке
- Как запомнить падежи русского языка легко детям? Как запомнить лучше и быстрее?
- Род имен существительных
- 15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
- Стихи помогают не всегда
- Как объяснить падежи?
- Склонение имен существительных
- Секреты запоминания падежей:
- Презентация к уроку
- Эргатив
Что такое падежи и для чего они нужны
Существительные в русском языке выступают в роли главных слов в предложении – подлежащего, и как подлежащее оно стоит в именительном падеже: «Мама мыла раму». Вторая функция существительных в предложении – дополнение: как второе существительное в предложении – «раму», объект действия, существительное стоит в винительном падеже. В русском языке изменение слова по падежам выражается при помощи окончаний (рама – раму).
Падежи появились давно: они видоизменялись, объединялись и исчезали, следуя за потребностями носителей. Древние падежные отношения в русском языке были сложнее – выделялось 15 падежей. В английском языке падежей – 2, в немецком – 4, в эстонском – 15, в венгерском – 35, а в болгарском языке они исчезли. В школе на уроках русского языка изучают 6 падежей, но любой язык – сложная система, а русский язык развивался более тысячи лет и продолжает развиваться, поэтому, хотя 9 древних падежей формально не существуют, их следы присутствуют в повседневной речи.
Краткая характеристика падежей
Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.
Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.
Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.
Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.
Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.
Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:
- изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
- местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).
Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.
Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.
Падежи множественного числа
Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.
Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.
Падежи |
Вопросы |
Примеры изменения окончаний имен существительных |
Примеры изменения окончаний имен прилагательных |
Предлоги |
Именительный |
Кто? Что? |
Мальчик(и), мяч(и) |
Добр(ые), красн(ые) |
— |
Родительный |
Кого? Чего? |
Мальчик(ов), мяч(ей) |
Добр(ых), красн(ых) |
От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный |
Кому? Чему? |
Мальчик(ам), мяч(ам) |
Добр(ым), красн(ым) |
По, к |
Винительный |
Кого? Что? |
Мальчик(ов), мяч(и) |
Добр(ых), красн(ые) |
На, за, через, про |
Творительный |
Кем? Чем? |
Мальчик(ами), мяч(ами) |
Добр(ыми), красн(ыми) |
За, под, над, перед, с |
Предложный |
О ком? О чем? |
Мальчик(ах), мяч(ах) |
Добр(ых), красн(ых) |
О, на, в, об, при, обо |
Падежи русского языка существительных
Существительное – это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».
Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.
Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:
- касательно одушевленных субъектов — «кого?», «кому?»;
- неодушевленных предметов — «что?», «чего?».
Падежи |
Вопросы |
Примеры изменения окончаний |
Предлоги |
Именительный |
Кто? Что? |
Мальчик( ), мяч( ) |
— |
Родительный |
Кого? Чего? |
Мальчик(а), мяч(а) |
От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный |
Кому? Чему? |
Мальчик(у), мяч(у) |
По, к |
Винительный |
Кого? Что? |
Мальчик(а), мяч( ) |
На, за, через, про |
Творительный |
Кем? Чем? |
Мальчик(ом), мяч(ом) |
За, под, над, перед, с |
Предложный |
О ком? О чем? |
Мальчик(е), мяч(е) |
О, на, в, об, при, обо |
Изафет
А этот падеж родом из семитских и некоторых тюркских языков.
Дождавшись вместе с Иннокентием Поликарповичем, мы скажем: это свадебное платье Аполлинарии Никитичны. Мы знаем, что платье принадлежит счастливой невесте, потому что именно её имя стоит в родительном падеже. То есть, в нашем языке сигнал о принадлежности содержится у обладателя.
В семитских же и тюркских языках о принадлежности сигналит сам предмет, располагаясь в форме изафета. И приведённый выше пример будет выглядеть примерно так: «это Аполлинария Никитична».
Изафет — один из экзотических падежей, раскрывающий разнообразие культур и мысли разных народов.
Но сколько бы ни было падежей и насколько сильно бы ни различались языки мира, любовь живёт всегда и везде. И если уж она пробралась в такую полунаучную статью о падежах, значит, ей и правда – везде дорога.
Имена собственные и нарицательные
Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
Имена собственные – это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.
Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».
Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.
Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.
Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией – это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».
Превратительный
Если мы продолжим наблюдать за животрепещущей историей Аполлинарии Никитичны и Иннокентия Поликарповича, то узнаем, что после столкновения с прекрасной дамой Иннокентий Поликарпович подался в поэты. Так мы знакомимся с ещё одним падежом русского языка: превратительным. Слово «поэты» стоит во множественном числе и, на первый взгляд кажется, что в винительном падеже. Именно этого падежа вроде бы требует контекст. Вспоминая школу, зададим вопрос: подался в (кого? что) По всем правилам на эти вопросы отвечает слово «поэтов». Но мы так не говорим.
Поэтому превратительный падеж очень важная и нужная вещь.
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (324,6 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию
Цели урока
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
- продолжить отработку умений определять род, падеж, склонение им.сущ.
- развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
- воспитывать интерес к предмету, навыки самоконтроля.
Звательный
Этот падеж у нас обычно на слуху. В современном русском языке остались некоторые слова в звательном. Например, в сказке Пушкина золотая рыбка выныривает из морских глубин, обращаясь к старику в звательном падеже: «Чего тебе надобно, старче?» Однако это устаревшая форма звательного падежа, и употребляется она сейчас в основном применительно к религиозной тематике: Боже, Господи, отче.
Но не стоит горевать по ушедшему в прошлое падежу!
На смену устаревающему звательному спешит новый! Всем знакомый способ обращения, когда мы укорачиваем имя того, к кому обращаемся: «Мам! Пап! Коль! Посмотрите, какая золотая рыбка!»
Звательный жив и очень популярен.
Особенности восприятия детей начальной школы
- Если у ребенка возникли некоторые проблемы с учебой, не поленитесь просмотреть вместе с ним материал следующего урока. Это поможет ему лучше понять и больше вникнуть в объяснения и слова учителя.
- Необходимо учитывать индивидуальность и способности ребенка. Стоит запастись терпением, потому как ребенок может часто ошибаться, он просто не в силах надолго запомнить то, что вы ему говорили, например, около пяти минут назад.
- Особенно сложно тем детям, которые отличаются бурной активностью и не способны на месте усидеть на месте более двадцати минут. Реагируйте умеренно, без агрессии. Понадобится, естественно, много упорного труда и времени, но оно того стоит.
- Дети, не привыкшее к большой умственной нагрузке, бывают очень мнительны к выполнению домашних заданий. Стоит придерживаться рамок, не показывать, что дом — это как вторая школа.
- Юному школьнику порой бывает сложно сконцентрироваться на чем-то одном, то птичка за окном запоет, то ручка сама собой упадет. Нужно помогать ему, делать уроки вместе с ним, но не ЗА него.
Как быстро и без усилий выучить падежи
Русский язык не зря считается одним из самых сложных в мире. В нем очень много всего, сложного для запоминания. И если говорить на родном языке так или иначе начинают практически все дети до трех лет, то говорить и писать правильно мы все учимся всю жизнь. Львиная доля изучения азов и основных правил и норм приходится на школу.
Не всем детям правила русского языка даются легко. И дело даже не в том, что их сложно выучить. Вызубрить то можно что угодно. А вот применять на практике? С этим намного сложнее. Помню, как старался запомнить падежи мой старший сын. Ведь надо знать названия и вопросы к ним. А еще уметь определять падеж у любого существительного. После долгих мучений, мы нашли выход и справились с задачей.
О том, что найденный нами способ работает, я узнала, когда подрос младший сын. И пришла его очередь учить падежи. Теперь я готова поделиться нашим лайфхаком с вами. Может быть кому-то он поможет усвоить падежи намного быстрее.
15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
1) Именительный падеж — кто?, что?
2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж — думать о ком, о чём
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Источник статьи: http://pikabu.ru/story/15_padezhey_russkogo_yazyika_iz_nikh_tolko_shest_izuchayut_v_shkole_3451783
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка.
Урок 10 – 7 класс.
конспект урока по русскому языку в 7 классе повторение в начале года, интересные занимательные упражнения.
Урок для 7 класса. Морфологический разбор слов категории состояния.
Урок построен с учётом требований ФГОС.
Для обучающихся 7 класса.
Памятка содержит порядок и образец записи морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного и глагола. Предназначена для обучающихся и их родителей.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/08/morfologiya-morfologicheskiy-razbor-slova
В каком классе изучают морфологический разбор слова
Выпускник начальной школы должен уметь выполнять морфологический разбор частей речи, то есть дать характеристику части речи. Особенно это актуально сейчас. когда дети выполняют Всесоюзные проверочные работы. Гораздо легче запомнить порядок разбора, если есть какая-то система. Предлагаю вашему вниманию такие алгоритмы. Буду рада, если кому-то это поможет.
Алгоритм морфологического разбораЗаписываем слово, ставим вопрос1) начальная форма;2) часть речи;3) постоянные признаки;4) непостоянные признаки;5) роль в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.Записываем слово, ставим вопрос.1) начальная форма – И.п., ед. ч. (кто? что?);2) часть речи;3) постоянные признаки: одушевлённость; род; склонение;4) непостоянные признаки: число, падеж;5) роль в предложении.Например.Брезжит свет на заводи ночные.(На) заводи – брезжит (на что?)1) н.ф. – заводь;2) сущ.;3) неодуш.; ж.р.; 3 скл.;4) мн. ч.; В. п.;5) втор. чл. предл.: дополн.
Морфологический разбор имени прилагательного.Записываем слово, ставим вопрос.1) начальная форма – И.п., ед. ч., м. р. (какой?) ;2) часть речи;3) непостоянные признаки: число, род в ед. ч., падеж;4) роль в предложении.Например.Брезжит свет на заводи ночные.(На) ночные (заводи) – (на какие?)1) н.ф. – ночной;2) прил.;3) мн. ч.; В. п.;4) втор. чл. предл.: опред.Имя прилагательное стоит в таком же числе, роде и падеже, что и имя существительное с которым оно связано. У прилагательных во множественном числе РОД НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ .
Морфологический разбор глагола.Записываем слово, ставим вопрос.1) неопределённая форма – (что делать?), (что сделать?);2) часть речи;3) постоянные признаки: спряжение;4) непостоянные признаки: время; лицо (у прошедшего времени не определяется) ; число; род в ед.ч. прошедшего времени ;5) роль в предложении.Например.Брезжит свет на заводи ночные.Брезжит – (что делает?)1) н.ф. – брезжить;2) гл.;3) II спр.; 4) наст. вр.; 3 л.; ед. ч.;5) гл. чл. предл.: сказ.
Морфологический разбор личного местоимения.Записываем слово, ставим вопрос.1) начальная форма – (кто? что?);2) часть речи;3) постоянные признаки: личное; лицо;4) непостоянные признаки: число; род у местоимений 3-го лица ед. ч .; падеж;5) роль в предложении.Например.У неё есть собака Джек.(У) неё – (у кого?)1) н.ф. – она;2) мест.;3) личн.; 3 л.; 4) ед. ч.; ж.р.; Р.п.;5) втор. чл. предл.: дополн.
Роль в предложении.Существительное: в И.п. – подлежащее; в косвенных падежах – дополнение; прилагательное – определение; глагол – сказуемое; наречие – обстоятельство.
Источник статьи: http://teacher-kriachko.ru/index.php/pamyatki/37-morfologicheskii-razbor
Падежи в русском языке
По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.
Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:
- Именительный.
- Родительный.
- Дательный.
- Винительный.
- Творительный.
- Предложный.
В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.
В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.
Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):
- Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
- Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.
Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.
Имеющиеся вопросы
Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.
К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:
- Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
- Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
- Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
- Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
- Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Деревом).
- Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).
Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:
- Именительный. Кто? Лось.
- Родительный. Кого? Лося.
- Дательный. Дать кому? Лосю.
- Винительный. Винить кого? Лося.
- Творительный. Сотворен кем? Лосем.
- Предложный. Говорить о ком? О лосе.
Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.
Как запомнить падежи русского языка легко детям? Как запомнить лучше и быстрее?
Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.
В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.
Ниже представлены падежи:
- Именительный
- Родительный
- Дательный
- Винительный
- Творительный
- Предложный
Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.
Акростихи – это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:
Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.
Также представляю вашему вниманию другие стихи:
Иван рубил дрова Варвара Топила Печку
Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили
Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу
Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
О том, как быстро запоминать стихи, читайте здесь.
Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.
Создание образов на падежи
Для названия каждого падежа придумайте образ по созвучию, либо основанный на ваших личных ассоциациях. Главное, чтобы этот образ был легко представимым.
Примеры:
- Именительный – ИМЯ (образ бейджа с вашим именем);
- Родительный – РОДственник (образ какого либо вашего родственника);
- Дательный – ДАТа (образ перекидного календаря);
- Винительный – ВИНо;
- Творительный – ТВОРец (образ Иисуса);
- Предложный – ПРЕДЛОЖение (образ коробочки с обручальным кольцом).
Соединение образов на падежи
На данном этапе запоминания необходимо последовательно связать образы на падежи. Сделать это можно с помощью метода «Цепочка», «Необычная история» или «Локации».
Способ «Цепочка»
Начиная с образа на именительный падеж, присоединяем друг за другом картинки на остальные падежи. Непосредственно сами связи должны представляться нами чётко, иметь необычный характер.
Также вы должны для закрепления удерживать их в воображении 5-7 секунд.
Пример:
На бейдже висит родственник, у этого родственника в зубах календарь. Из календаря торчит бутылка. За горлышко бутылки держится Иисус, а у него на голове коробочка с кольцом.
Способ «Необычная история»
Образы на падежи соединим с помощью истории, в которой один образ будет вытекать из другого.
Пример:
Из бейджа вылезает родственник, у родственника из кармана падает календарь, календарь разбил бутылку вина. По осколкам от бутылки вина идёт Иисус и несёт в руках коробочку с кольцом, чтобы сделать вам предложение.
О том, как выучить падежи, смотрите моё видео:
Способ «Локации»
Чтобы запомнить падежи с помощью локаций, можно воспользоваться методом «Коттедж» или методом «Городки». Вам необходимо подготовить 6 локаций в вашей комнате или на уличном маршруте.
Образы локаций с образами на падежи удерживайте в течение 5-7 секунд.
Пример:
- Диван –в диван воткнут большой бейдж;
- Шкаф –Родственник сидит в шкафу;
- Кресло –большой календарь врос в кресло и так далее…
После того, как вы запомнили падежи одним из предложенных способов, вам следует далее воспользоваться интервальным повторением, суть которого заключается в периодическом вспоминании этих образов ближайшие 3-4 дня.
Так вы сможете надолго запомнить этот вид информации.
Как вы теперь считаете, действительно ли такой способ запоминания легче по сравнению с акростихами? Предложите такой метод вашим детям, младшим братьям/сестрам или племянникам, которые возможно как раз сейчас изучают падежи.
Также рекомендую к прочтению статью «Как легко запомнить таблицу умножения?»
Род имен существительных
В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род – постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род – моя сестра , мужской род – мой брат .
Мужской род . Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес .
Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша .
Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.
Общий род . Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.
Парный род, pluralia tantum . У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки .
У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род ( крепкий кофе ), в разговорной речи возможен средний род ( вкусное кофе ).
15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
1) Именительный падеж — кто?, что?
2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж — думать о ком, о чём
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Источник статьи: http://pikabu.ru/story/15_padezhey_russkogo_yazyika_iz_nikh_tolko_shest_izuchayut_v_shkole_3451783
Стихи помогают не всегда
Самый распространенный способ, который чаще всего встречается в интернете, это запоминать названия падежей с помощью специальных акростихов (название условное, так как это совсем не акростихи, и даже не стихи). Например:
- Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
- Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
- Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.
- И другие.
Фокус в том, что первые буквы должны наталкивать ребенка на названия падежей. Но в этом случае проще выучить сами названия, не засоряя голову дополнительными выражениями без смысла. Вы только вдумайтесь в первый (и самый частый!) акростих. Мало того, что мужчина родил, так еще и пеленку велит тащить. Жуть, если иметь хорошее воображение.
Но даже если отвлечься от этого, нужно понимать, что просто вспомнить названия падежей бывает мало. Всегда нужны еще и вопросы к ним. И есть более длинные стихи и песенки, в которых есть и вопросы. Но, их тоже сложно, долго и абсолютно не имеет смысла заучивать. Ведь соображать у доски или на диктанте нужно быстро, а не стишки вспоминать. Что же остается?
Как объяснить падежи?
Вариант 1.
Шаг 1. Собираем компанию ребят, одноклассников, друзей, сверстников — это лучший помощники в том, как доступно объяснить ребенку падежи.
Шаг 2. Учите падежи, играя. Разнообразные игры и загадки разрядят обстановку и развеселят учеников.
Вариант 2.
Если ваш ребенок вдруг спросил, зачем придумали падежи, ответьте ему предложением, например: «Ксюшу шла в магазин, чтобы купить мороженое». После узнайте у маленького грамотея, есть ли в этом предложении ошибка, и какая. Большинство детей сразу же отвечают на этот вопрос. Потом скажите, что если бы не было бы падежей, речь звучала несвязно и некрасиво. Объясните на примерах, и обязательно указывайте на ошибки.
ВАЖНО! Строгость и придирчивость только усугубят положение, потому будьте ко всем добродушны и, если понадобится, повторите материал снова и снова. И вы даже удивитесь, к какому хорошему результату это приведет
Склонение имен существительных
Склонение – это изменение существительных по падежам.
Склонениями также называют группы существительных – типы склонения. Типа склонения – постоянных признак имен существительных. Падеж – непостоянный признак.
I склонение – существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
II склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
III склонение – существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя – имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя – а также слова путь и дитя .
Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа ( весы, перила, проводы ) и существительные, образованные из прилагательных и причастий ( набережная, сказуемое, слагаемое ).
Не склоняются некоторые заимствованные слова – кафе, колибри, торнадо .
Секреты запоминания падежей:
— Именительный падеж называет имя человека или предмета;
— Родительный падеж — кто-то кого-то «родил»;
— Дательный падеж — это «дать» что-нибудь, ну или дают кому-то;
— Винительный падеж — винить кого-то;
— Творительный падеж — творят что-то;
— Предложный падеж — это предлагают.
Попробуйте вместе составить смешной стишок, типа тех, которые вы сами декламировали в детстве.
Запоминание по типу памяти. Стоит поинтересоваться, какой же у вашего ребенка тип памяти. Это понадобится в дальнейшем обучении.
Ребенку со слуховой или речевой памятью будет вполне достаточно того, что все правила будут прочитаны вслух. Сначала сделайте это сами, выразительно и делая акцент на окончания, а затем, школьник должен прочитать все пункты самостоятельно. Для деток с таким типом памяти, лучшим запоминанием будет — связный и подробный текст.
Для детей с отличной зрительной памятью — просто нарисуйте таблицу на листе бумаги яркую и подробную с четырьмя столбцами. Первый столбик — для названия падежа, остальные — вспомогательное слово, падежный вопрос, предлоги. Обязательно сделайте табличку как можно более красочной.
Ребенок, отлично имитирующий и запоминающий даже сложные танцевальные па или с восторгом занимающийся рукоделием, выучит эти сложные правила, если будет осязать их, дотрагиваясь руками. «Присвойте» каждому падежу — пальчик. К примеру, именительный — указательный палец на правой или левой руке, творительный — большой палец правой или левой руки и так далее.
Есть такое понятие как — визуал. Человек, который запоминает какие-то вещи, представляя их в обличии каких-нибудь героев. Если ваш школьник именно таков, вы можете придумать, что каждый падеж — это человек со своим индивидуальным характером.
Например, именительный — интеллигентный мужчина тридцати лет, родительный — молодая мама, возящаяся с младенцем. Дательный — олигарх, раздающий свои деньги направо и налево, винительный — злобный полицейский, штрафующий водителей, которые превысили скорость и так далее.
Героев можно придумать любых, но лучше тех, кто больше нравится вашему школьнику. Если не получается придумать соответствующий текст, поищите в интернете соответствующие обучающие материалы, по игровым занятиям, их достаточно много.
Одним словом, фантазируйте, сочиняйте — ограничений нет. Согласитесь, иногда можно даже очень сложные правила запоминать легко. Помните — это лишь начало учебы, поэтому постарайтесь отнестись к помощи собственному ребенку очень ответственно.
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (324,6 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию
Цели урока
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
- продолжить отработку умений определять род, падеж, склонение им.сущ.
- развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
- воспитывать интерес к предмету, навыки самоконтроля.
Эргатив
Если взглянуть привычным взором на фразу: «Аполлинария Никитична печёт ореховый пирог», — то мысли возникнут скорее об ужине, нежели об экзотическом падеже эргативе. А между тем Аполлинария Никитична, являющаяся действующим лицом в данном предложении, вполне олицетворяет этот падеж.
В русском языке эргатива нет. Мы выражаем действующее лицо именительным падежом и только при построении жутких пассивных конструкций в духе: «Пирог печётся Аполлинарией Никитичной» употребляем творительный. А в таком языке как грузинский подобные конструкции закручиваются регулярно: грузинский входит в группу эргативных языков и вовсю выделяет действующее лицо соответствующим эргативным падежом.